Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснокаменск 20декабря 2018 года
Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Салбукова К.В.,
при секретаре Кулаковой М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Унитарного муниципального предприятия городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» «Жилищно-коммунальное управление» к государственному инспектору труда территориального отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО1 ФИО13, Государственной инспекции труда в Забайкальском крае, территориальному отделу Государственной инспекции труда в Забайкальском крае в п. Агинское Забайкальского края о признании незаконнымпредписания,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Унитарное муниципальное предприятие городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» «Жилищно-коммунальное управление» (УМП «ЖКУ») обратилось в суд с указаннымадминистративным исковым заявлением,ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ УМП «ЖКУ» было выдано предписаниегосударственным инспектором труда территориального отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО1 Указанным предписанием инспектор обязывает УМП «ЖКУ» устранить нарушение ст. 151 ТК РФ, за отработанный период с февраля 2018 по март 2018 произвести работникам УМП «ЖКУ» ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО5, доплату за выполнение дополнительной работы путем расширения зоны обслуживания, с уплатой процентов в порядке ст. 236 ТК РФ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.УМП «ЖКУ» несогласно с вынесенным предписанием, так как предписанное обязательство не основано на законе и подлежит отмене. Дополнительная работа производится указанными работниками в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также работодатель производит начисление заработной платы работникам не ниже минимального размера оплаты труда, с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, с учетом доплаты за выполнение дополнительной работы за расширение зоны обслуживания. Кроме того, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 — 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В связи с чем, административный истец просил суд предписание № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное главным государственным инспектором труда территориального отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО1, признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить, дала пояснения аналогичные содержанию иска.
Определением суда от 08 ноября 2018 года к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Государственная инспекция труда в Забайкальском крае, территориальный отдел Государственной инспекции труда в Забайкальском крае в п. Агинское Забайкальского края.
Административные ответчики -государственный инспектор труда территориального отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО1, Государственная инспекция труда в Забайкальском крае, территориальный отдел Государственной инспекции труда в Забайкальском крае в п. Агинское Забайкальского края в судебное заседание не явились и представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежаще и своевременно.
Определением суда от 04 декабря 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО5
В судебном заседании заинтересованные лица ФИО7, ФИО5, ФИО8, каждая в отдельности, суду пояснили, что они работаю <данные изъяты> в УМП «ЖКУ».Помимо выполнения своей основной работы по <данные изъяты>, на них периодическивозлагаются обязанности по <данные изъяты>, насколько им известно, при этом производится какая-то доплата. Вопрос об удовлетворении иска оставили на усмотрение суда.
В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО4 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежаще и своевременно.
Заслушав участников судебного разбирательства, свидетелей, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда территориального отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО1 по результатам проверки в отношении УМП «ЖКУ» было вынесено предписание №
Согласно указанному предписанию, в результате проверки УМП «ЖКУ» были выявлены допущенные работодателем нарушения трудовых прав работников, в связи с чем, государственный инспектор обязала УМП «ЖКУ» устранить до ДД.ММ.ГГГГ нарушение ст. 151 ТК РФ: за отработанный период с февраля 2018 года по марта 2018 года произвести ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО5 доплату за выполнение дополнительной работы путем расширения зоны обслуживания с уплатой процентов в порядке ст. 236 ТК РФ.
Согласно входящему штампу УМП «ЖКУ» за № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание инспекции было получено предприятием в указанную дату.
Из материалов дела следует, что с административным иском УМП «ЖКУ» обратилось в суд 06 ноября 2018 года.
Как следует из ч. 2 ст. 357 ТК РФ, предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Поскольку положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, то общий срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, применению не подлежит.
Таким образом, учитывая дату полученияпредписаниягосударственного инспектора труда УМП «ЖКУ», административный истец не пропустил срок на обжалование предписания.
Судом установлено, что с работниками УМП «ЖКУ» ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО5 заключены трудовые договоры о принятии их на работу по профессии дворник и установлена заработная плата: должностной оклад – <данные изъяты> рублей; премия – 50%; районная надбавка – 40%; читинская надбавка – 30% и другие виды материального вознаграждения, в порядке и на условиях предусмотренных локальными нормативными правовыми актами работодателя.
Свидетель ФИО9 суду показала, что <данные изъяты> В ее обязанности входит <данные изъяты>. На вопросы суда пояснила, что заработная плата работника, выполнявшего в течение месяца помимо основной работы также и дополнительную работу и заработная плата работника, выполнявшего в течение месяца только основную работу, по итогам месяца будут одинаковыми, в размере МРОТ, с учетом начисленных на него коэффициентов, потому что в первом случае, работодатель использует доплату за расширение зоны обслуживания для доведения заработной платыдоМРОТ, а во втором, иные стимулирующие и компенсационные выплаты и в этом нет нарушения трудового законодательства, поскольку в обоих случая работнику выплачивается заработная плата в размере не ниже МРОТ.
Свидетель ФИО10 суду показала, что работает в <данные изъяты> На вопросы суда пояснила, что заработная плата работника, выполнявшего в течение месяца помимо основной работы также и дополнительную работу и заработная плата работника, выполнявшего в течение месяца только основную работу, по итогам месяца будут одинаковыми, в размере МРОТ, с учетом начисленных на него коэффициентов, потому что в первом случае, работодатель использует доплату за расширение зоны обслуживания для доведения заработной платыдоМРОТ, а во втором, иные стимулирующие и компенсационные выплаты и в этом нет нарушения трудового законодательства, поскольку в обоих случая работнику выплачивается заработная плата в размере не ниже МРОТ.
Свидетель ФИО11 суду показала, что <данные изъяты>. В ее должностные обязанности входят прием, увольнение, переводы работников, контроль за ведением табеля учета рабочего времени, вопросами начисления заработной платы она не занимается.
В спорный период (февраль, март 2018 года) действовало Положение об установлении нормирования труда, утвержденное директором УМП «ЖКУ», которым определены нормы труда <данные изъяты> из расчета на одного работника: территория без покрытия – 2.340 м2, территория с покрытием - 3.630 м2, газоны – 30.000 м2.
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 января 2018 года составил 9 489 руб. (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 421-ФЗ).
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
С учетом приведенных норм права, размер минимальной заработной платы для работников,осуществляющих трудовую деятельность вКраснокаменском районе, с 1 января 2018 года должен быть не менее 16.131,3 рублей (9.489 руб. + 40% + 30%).
Как указано в ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).
В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (в том числе при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором) работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаютсяобеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 4 ТК РФ, Принудительный труд запрещен.К принудительному труду также относится работа, с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.
Из пояснений свидетелей следует, что заработная плата работника, выполнявшего в течение месяца помимо основной работы также и дополнительную работу и заработная плата работника, выполнявшего в течение месяца только основную работу, по итогам месяца будут одинаковыми, в размере МРОТ.
Из вышеприведенных норм права следует, что работнику должна гарантироваться выплата заработной платы не ниже размера МРОТ с начислением на него районных коэффициентов, а в случае выполнения указанным работником работы по расширению зон обслуживания, она должна оплачиваться дополнительно, с учетом уже гарантированного работнику размера заработной платы в размере МРОТ и начисленных коэффициентов.
В противном случае, работник, выработавший месячную норму и работник, выработавший месячную норму и выполнивший дополнительную работу, получат одинаковое вознаграждение за свой труд, чем нарушаются основные принципы регулирования трудовых отношений, такие как обеспечение права каждого работника навыплату справедливой заработной платы(ст. 2 ТК РФ).
Из расчетных листков работника ФИО4 усматривается, что в феврале, марте 2018 года, ее заработная плата, полностью выработавшей норму рабочего времени, составила <данные изъяты> рублей, при этом работнику начислен районный коэффициент (40%) и процентная надбавка к заработной плате (30%), произведена доплата за расширение зоны обслуживания в размере <данные изъяты> рублей, что с учетом гарантированных законом <данные изъяты> рублей должно составить не менее <данные изъяты> рублей МРОТ + <данные изъяты> рублей доплата за расширение зоны обслуживания).
Из расчетных листков работника ФИО7 усматривается, что ее заработная плата, полностью выработавшей норму рабочего времени, составила в <данные изъяты>
Из расчетных листков работника ФИО8 усматривается, что ее заработная плата, полностью выработавшей норму рабочего времени, составила в <данные изъяты>
Из расчетных листков работника ФИО5 усматривается, что ее заработная плата, полностью выработавшей норму рабочего времени, составила в <данные изъяты>
В соответствии со ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
При таком положении, требования предписания № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда территориального отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО1 об устранении УМП «ЖКУ» нарушения ст. 151 ТК РФ и выплате за отработанный период с февраля 2018 года по март 2018 года работникам УМП «ЖКУ» ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО5, доплаты за выполнение дополнительной работы путем расширения зоны обслуживания, с уплатой процентов в порядке ст. 236 ТК РФ, являются законными и обоснованными.
Доводы административного иска о том, что осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Статьей 357 ТК РФ определены права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства. По смыслу указанной нормы государственный инспектор труда в предписании указывает требование, которое обязан выполнить работодатель, чтобы восстановить нарушенные им трудовые права работников.
Трудовые споры рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами. Таким образом, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, выявляет правонарушения, а не разрешает трудовые споры.
В соответствии со ст. 151 ТК РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Статьей 360 ТК РФ предусмотрено, что предметом проверки государственной инспекции труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
В данном случае при проведении государственной инспекцией труда УМП «ЖКУ» были выявлены очевидные нарушения работодателем трудового законодательства, в связи с чем государственная инспекция труда в рамках предоставленных абзацем 2 статьи 356 и абзацем 6 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации полномочий правомерно вынесла обязательное для работодателя предписание о возложении на него обязанности выплатить вознаграждение за выполнение дополнительной работы и денежную компенсацию в связи с несвоевременной выплатой заработной платы.
Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований УМП «ЖКУ» следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Унитарного муниципального предприятия городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» «Жилищно-коммунальное управление» к государственному инспектору труда территориального отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО1 ФИО14, Государственной инспекции труда в Забайкальском крае, территориальному отделу Государственной инспекции труда в Забайкальском крае в п. Агинское Забайкальского края о признании незаконным и отмене предписания № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Салбуков К.В.