ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1238/20 от 15.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 июня 2020 года г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1238/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, принадлежащего ему на праве частной собственности. Распоряжением от 02.08.2019 №РД-1450 Департамент отказал в удовлетворении указанного заявления на основании подп. 3 п. 16 ст. 11.10, подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Истец считает, что распоряжение нарушает его права, свободы и законные интересы, создает препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. Представленная административным истцом схема расположения земельного участка разработана без нарушений требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ к образуемым земельным участкам. Образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5). Регламент данной территориальной зоны не препятствует образованию спорного земельного участка. Ссылка административного ответчика на противоречие статуса образуемого земельного участка функциональному зонированию не основана на действующих правовых нормах и противоречит части 12 статьи 9 ГрК РФ, п. 2 и 3 ст. 85 ЗК РФ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 02.08.2019 №РД-1450 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара заключить с ним соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером .

Определением суда от 31.03.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено СНТ «Елочка» (ранее СТ «Ручеек»), поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на его территории.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности - ФИО2 заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности – ФИО3 иск не признал по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.

Заинтересованное лицо СНТ «Елочка» представило письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, принять решение на усмотрение суда с учетом имеющихся доказательств.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 900 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование – под садоводство.

05.07.2019 административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, с кадастровым номером , принадлежащего административному истцу на праве собственности. Согласно представленной схеме расположения земельного участка предполагается образование земельного участка площадью 1143 кв.м.

Распоряжением от 02.08.2019 №РД-1450 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации), в связи с тем, что образуемый земельный участок согласно сведениям Генерального плана расположен в зоне существующего ценного природного ландшафта.

В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, что, в свою очередь, является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, Схемой №1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 №539, образуемый земельный участок расположен в зоне существующего ценного природного ландшафта (л.д.46-47).

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Согласно ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки и определяют виды разрешенного использования земельных участков в соответствующей территориальной зоне.

Действительно, положениями части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития (определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 307-КГ16-18929).

Между тем, генеральный план является проектным документом, который определяет назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, тогда как устанавливаемые правилами землепользования и застройки градостроительные регламенты определяют виды разрешённого использования земельных участков в соответствующих территориальных зонах, т.е. определяют действующий правовой режим земельных участков. Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану является основанием для приведения их в соответствие с указанным документом территориального планирования, но не основанием для неприменения установленных им градостроительных регламентов.

В соответствии с действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61, образуемый земельный участок расположен в Зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), в которой ведение садоводства относится к основным видам разрешенного использования (л.д. 59-60).

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что образуемый земельный участок расположен в границах территории СНТ «Елочка», среди существующих земельных участков данного товарищества.

Представитель административного ответчика не смог пояснить, какой ценный природный ландшафт имеется в районе расположения испрашиваемого земельного участка. Сведениями о планируемом изъятии земельных участков на данной территории в целях приведения ее в соответствие с функциональным зонированием Генерального плана г.о.Самара административный ответчик не располагает.

При таких обстоятельствах само по себе нахождение спорного земельного участка в зоне существующего ценного природного ландшафта по Генеральному плану не может являться безусловным основанием к отказу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в связи с чем оспариваемое распоряжение нельзя признать законным и обоснованным.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности возобновить рассмотрение заявления от 05.07.2019 № СП-9/3508.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 02.08.2019 № РД-1450 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить рассмотрение заявления ФИО1 от 05.07.2019 №СП-9/3508.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26.06.2020.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья