№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Зольский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего судьи Лавренченко Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Котовой А.А.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> Казаковой М.Б.,
представителя административного ответчика
и заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации Зольского муниципального района КБР о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> КБР обратился в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц с административным иском к местной администрации Зольского муниципального района КБР, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, и возложить на него обязанность по утверждению указанного административного регламента в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района в ходе осуществления надзорных мероприятий выявлен факт бездействия местной администрации Зольского муниципального района, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пунктом 1 части 1 статьи 6 которого предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами. Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).
Согласно статье 43 Устава Зольского муниципального района, администрация является исполнительно-распорядительным органом района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики.
Между тем, администрацией <адрес> не разработан и не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах. Отсутствие такого нормативного акта (административного регламента) влечет неопределенность требований к заявителям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Указанное обстоятельство не оспаривается административным ответчиком и подтверждается письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Казакова М.Б. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просила суд их удовлетворить с установлением административному ответчику шестимесячного срока с момента вступления в силу решения суда для разработки и утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Представитель административного ответчика (местной администрации Зольского муниципального района) и заинтересованного лица (МКУ «Управление финансами» местной администрации Зольского муниципального района) - ФИО1, действующий на основании доверенности и распоряжения главы местной администрации, соответственно, в судебном заседании административный иск прокурора признал, равно как и факт отсутствия административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, и пояснил суду, что администрация Зольского муниципального района и МКУ «Управление финансов» предпримут меры по устранению данного нарушения в кратчайшие сроки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", под государственной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации понимается деятельность органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
В соответствии с подпунктами 2 и 8 статьи 2 указанного Федерального закона под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются органы местного самоуправления, а под подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организациями - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 Закона.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующего разъяснения.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обязывает органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6).
Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 поименованного закона).
Согласно статье 43 Устава Зольского муниципального района, администрация является исполнительно-распорядительным органом района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики.
Как установлено в судебном заседании, в ходе осуществления надзорных мероприятий прокуратурой <адрес> установлено, что местной администрацией Зольского муниципального района КБР не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и по существу не оспаривались представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела судом.
Из сообщения первого заместителя главы местной администрации Зольского муниципального района КБР за № от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос прокурора района усматривается, что административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов администрацией Зольского муниципального района не принимался.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный иск прокурора <адрес> КБР о признании незаконным бездействия местной администрации Зольского муниципального района является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При этом суд считает необходимым отметить, что приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 99н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)".
Таким образом, в целях устранения допущенных нарушений прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц на местную администрацию Зольского муниципального района следует возложить обязанность по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, установив для исполнения разумный шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес> КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации Зольского муниципального района КБР о признании незаконным бездействия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие местной администрации Зольского муниципального района КБР, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Обязать местную администрацию Зольского муниципального района КБР разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КБР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Зольский районный суд КБР.
(Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ)
Судья Лавренченко Т.А.