Дело №2а-123/2021 (УИД 69RS0040-02-2020-005547-94)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,
при секретаре Сакаевой А.А.,
с участием представителя административного истца на основании доверенности Семихина М.В.,
представителя административного ответчика Правительства Тверской области на основании доверенности Мельничук А.А.,
представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на основании доверенности Кузьменко О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Альбищенко Д.С. к Правительству Тверской области о признании незаконным распоряжения об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л:
Альбищенко Д.С. обратился в суд с административным иском к Правительству Тверской области, в котором просил признать незаконным распоряжение Правительства Тверской области от 30.07.2020 №608-рп об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером № площадью 57391 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером № площадью 13015 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, а также возложить на Правительство Тверской области обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путём вынесения распоряжения о переводе вышеуказанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на следующие обстоятельства. Он является собственником двух земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером № площадью 57391 кв.м., с кадастровым номером № площадью 13015 кв.м. 27.11.2019 он обратился в Правительство Тверской области с ходатайством о переводе данных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. 30.07.2020 Правительством Тверской области опубликовано распоряжение №608-рп об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую.
Указанное распоряжение, по мнению административного истца, является незаконным, нарушает его права и законные интересы, препятствует использованию земельного участка по назначению. Предусмотренных ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» оснований для отказа в переводе не имелось. Отрицательное заключение государственной экологической экспертизы отсутствует, испрашиваемое целевое назначение земельных участков соответствует утверждённым документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. В соответствии с генеральным планом Бурашевского сельского поселения, утверждённого решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения №69 от 26.12.2011 земельные участки находятся в зоне производственного использования, предназначенной для размещения промышленных предприятий внутри населённых пунктов и объектов капитального строительства местного значения.
В дополнительных пояснениях по административному иску представитель административного истца указал, что представленное в материалы дела административным ответчиком распоряжение Правительства Тверской области №603-рп от 27.07.2020 «Об утверждении документации по планировке территории линейного объекта», относящееся к нормативным актам, применению не подлежит, поскольку не опубликовано официально для всеобщего сведения.
Определениями суда, занесёнными в протоколы судебных заседаний от 20.11.2020, 21.12.2020, 19.01.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда», администрация муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области.
Истец Альбищенко Д.С. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещён надлежащим образом, направил в суд своего представителя на основании доверенности Семихина М.В., который в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Тверской области на основании доверенности Мельничук А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам представленных письменных возражений на иск.
В возражениях ссылалась на то, что согласно ч.1 ст.7 Федерального закона №172 перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допустим лишь в исключительных случаях, предусмотренных данным законом. В состав земельного участка с кадастровым номером № входит вид сельскохозяйственных угодий - сенокос, в состав земельного участка с кадастровым номером № входит вид сельскохозяйственных угодий - пашня. В соответствии с рецензией Министерства транспорта Тверской области и письмом ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» земельный участок с кадастровым номером № граничит с полосой отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Тургиново и по нему проходит придорожная полоса. На дату рассмотрения ходатайства административного истца проводилась процедура передачи участка автомобильной дороги Тверь-Тургиново в собственность г.Твери с целью реконструкции участка автомобильной дороги. Согласно рецензии Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения документации по планировке территории объекта регионального значения «Реконструкция участка автомобильной дороги общего пользования регионального значение «Тверь-Тургиново» км 8+600 - км 10+191 в Калининском районе Тверской области, перевод земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для строительства промышленного объекта по производству гофротары является нецелесообразным. В связи с тем, что полоса отвода реконструируемой автомобильной дороги занимает часть земельного участка с кадастровым номером №, перевод указанного земельного участка в категорию земель промышленности и иного специального назначения возможен после утверждения документации по планировке территории и проведения кадастровых работ. Согласно рецензии Управления Роспотребнадзора по Тверской области от 30.12.2019 № 69-00-06/17-12938-2019 сделать вывод о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям перевода спорных земельных участков в категорию земель промышленности и иного специального назначения для строительства промышленного объекта по производству гофротары возможно только после обоснования проектом санитарно-защитной зоны с расчетом ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, а также оценкой влияния объекта на качество и безопасность сельскохозяйственной продукции. С учётом изложенного, по результатам рассмотрения ходатайства Альбищенко Д.С. о переводе спорных земельных участков из одной категории в другую для строительства промышленного объекта по производству гофротары принято распоряжение об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую.
В дополнительных возражениях представитель административного ответчика указала, что на момент принятия решения об отказе в переводе спорных земельных участков из одной категории в другую действовало распоряжение Правительства Тверской области от 27.07.2020 №603-рп «Об утверждении документации по планировке территории линейного объекта «Реконструкция участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Тверь - Тургиново» км 8+600-км 10+191 в Калининском районе Тверской области». Документация по планировке территории, предусматривающая размещение объекта регионального значения, утверждена уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями ст.45 Градостроительного кодекса РФ и ст.5 Закона Тверской области от 24.07.2012 №77-30 «О градостроительной деятельности на территории Тверской области». Указанным распоряжением утверждена документация по планировке территории линейного объекта, включающая в себя проект планировки территории и проект межевания территории. Решение о подготовке документации по планировке территории принято приказом ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» от 05.11.2019 №1211а-пр, т.е. ранее даты обращения административного истца с ходатайством о переводе спорных земельных участков из одной категории в другую. В соответствии с документацией, земельные участки постоянной полосы отвода автомобильной дороги, попадающие в зону размещений линейного объекта и необходимые для реконструкции автодороги «Тверь – Тургиново», предлагается образовать из разграниченных смежных земельных участков, расположенных на проектируемой территории, путем формирования частей земельных участков с наложением соответствующего обременения или раздела земельных участков и образованием обособленных участков под размещение линейного объекта. В отношении земельного участка с кадастровым № площадь образуемого участка составляет 492 кв.м, в отношении земельного участка с кадастровым № кв.м.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на основании доверенности Кузьменко О.Ю. в судебном заседании, полагая заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы ранее представленных административным ответчиком возражений на иск.
Представители заинтересованных лиц Министерства транспорта Тверской области, Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда», администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области, извещённых о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Представители Главархитектуры Тверской области и администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Главархитектуры Тверской области также представил суду письменные возражения на иск, в которых указал, что распоряжением Правительства Тверской области №603-рп от 27.07.2020 утверждена документация по планировке территории линейного объекта «Реконструкция участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Тверь - Тургиново» км 8+600-км 10+191 в Калининском районе Тверской области, согласно которой планируется спрямление автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Тверь - Тургиново», в связи с чем ее полоса отвода проходит в границах земельных участков Альбищенко Д.С. с кадастровыми номерами №, №. Учитывая данные обстоятельства, изменение категории испрашиваемых к переводу земельных участков с категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для строительства промышленного объекта по производству гофротары в силу положений ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ не допускается.
На основании положений ч.6 ст.226 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.
В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.
Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.
Из представленных в материалы дела документов следует, что оспариваемое распоряжение принято 30.07.2020 и официально опубликовано.
Рассматриваемое административное исковое заявление поступило в суд 24.09.2020, т.е. в пределах предусмотренного действующим законодательством трёхмесячного срока.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Как установлено при рассмотрении дела, подтверждено выписками из ЕГРН, административному истцу Альбищенко Д.С. на праве собственности принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером № площадью 57391 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования – для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок с кадастровым номером № площадью 13015 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в 300 м на юг от г.Твери, из категории земель земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования – для сельскохозяйственного производства.
Оспариваемым распоряжением Правительства Тверской области от 30.07.2020 №608-рп «Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую» в соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 №262-рп, с учётом протокола заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 17.07.2020 №16, по результатам рассмотрения ходатайства Альбищенко Д.С. о переводе принадлежащих ему земельных участков из одной категории в другую, отказано в переводе вышеприведённых земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства промышленного объекта по производству гофротары.
Как следует из представленного в материалы дела в копии ходатайства Альбищенко Д.С., он 27.11.2019 обратился в Правительство Тверской области с заявлением о переводе принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами №, № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства промышленного объекта по производству гофротары.
В обоснование ходатайства заявитель ссылался на генеральный план Бурашевского сельского поселения и Правила землепользования и застройки муниципального образования – Бурашевское сельское поселение Калининского района Тверской области и указывал, что категория принадлежащих ему земельных участков не соответствует существующему генеральному плану и правилам землепользования и застройки, поскольку земельные участки находятся в зоне производственного использования, предназначенной для размещения промышленных предприятий внутри населённых пунктов и объектов капитального строительства местного значения. Использовать данные участки в целях сельскохозяйственного производства не представляется возможным. Заявитель планирует разместить на земельных участках промышленный объект.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
В п.3 ст.2 указанного Закона приведен перечень сведений, которые должны быть указаны в ходатайстве, а в п.4 этой же статьи приведен перечень документов, которые должны быть приложены к такому ходатайству.
В силу ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Тверской области от 02.08.2011 №44-ЗО «О Правительстве Тверской области» высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией, является Правительство Тверской области.
Согласно ч.15 ст.13 указанного Закона Правительство Тверской области принимает решения об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.
В соответствии со ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Тверской области в целях эффективного решения вопросов и выработки оптимальных управленческих решений в сфере земельных отношений при Правительстве Тверской области создан коллегиальный координационно-совещательный орган - Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области по земельным отношениям.
В силу пп.«ж» п.4 Положения о Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 04.10.2011 №61-пп в основные функции Комиссии входит, в том числе, рассмотрение вопросов об обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и подготовка предложений о наличии (отсутствии) предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В целях организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 №262-рп утвержден Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее - Регламент).
В силу пунктов 7 и 8 Регламента поступившие в Правительство Тверской области ходатайство и приложенные к нему документы в соответствии с резолюцией должностного лица Правительства Тверской области направляются в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство). Министерство обеспечивает проверку ходатайства и приложенных к нему документов на предмет их соответствия требованиям Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Пунктом 10 Регламента предусмотрено, что в случае отсутствия оснований для отказа в рассмотрении ходатайства Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства в целях обеспечения всестороннего рассмотрения на Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее также - Комиссия) ходатайства заинтересованного лица на предмет обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляет копии ходатайства и приложенных к нему документов рецензентам, а также иным лицам, от которых необходимо получение заключения в целях учета их мнения как специалистов в соответствующей профессиональной сфере, относящейся к вопросу, подлежащему рассмотрению на Комиссии (далее - специалисты).
В зависимости от цели перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую рецензентами выступают Министерство экономического развития Тверской области, Министерство туризма Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерство промышленности и торговли Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Главное управление «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области.
Одновременно с совершением действий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, Министерство обеспечивает направление соответствующих запросов в адрес органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, на территории которых расположены земельные участки, испрашиваемые к переводу, а также при переводе земель или земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель дополнительно направляет запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Тверской области».
При необходимости представления дополнительных материалов по решению Комиссии Министерством запрашивается информация у иных организаций, специалистов, получение заключения от которых либо участие которых было рекомендовано на заседании Комиссии.
Согласно п.11 Регламента, Министерство в трехдневный срок со дня получения необходимых рецензий, заключений и ответов на запросы обобщает полученную и имеющуюся в его распоряжении информацию и готовит сводную рецензию по существу ходатайства.
В соответствии с п.п.18, 19 Регламента, члены Комиссии рассматривают ходатайство на предмет: 1) обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; 2) наличия (отсутствия) предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
По результатам рассмотрения и с учетом обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Комиссия принимает решение о наличии либо отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
С учетом принятого решения Комиссия рекомендует Правительству Тверской области принять решение о переводе земельного участка из одной категории в другую либо решение об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии с п.21 Регламента, ход и результаты рассмотрения ходатайства отражаются в протоколе заседания Комиссии, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии, ответственным секретарем Комиссии, а также визируется всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании Комиссии, и направляется в Министерство.
Согласно п.23 Регламента, после подписания протокола заседания Комиссии Министерство вносит в Правительство Тверской области проект распоряжения Правительства Тверской области о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую для принятия его в установленном порядке.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.
На наличие оснований для отказа в рассмотрении ходатайства Альбищенко Д.С. от 27.11.2019 участники процесса не ссылались.
При отсутствии предусмотренных ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ оснований для отказа в рассмотрении ходатайств заявителя они должны были быть рассмотрены с учётом всех предусмотренных нормативными актами процедур Правительством Тверской области с принятием одного из следующих решений: акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Согласно представленной в материалы дела в копии выписки из протокола №16 заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, 17.07.2020 состоялось, в том числе, рассмотрение вопроса о переводе 2 земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для строительства промышленного объекта по производству гофротары по ходатайству Альбищенко Д.С.
По вопросу, включенному в повестку дня, заслушан доклад заместителя Председателя Правительства Тверской области – Министра имущественных и земельных отношений Тверской области Жаркова И.С. по вопросу перевода заявленных земельных участков из одной категории в другую.
В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ Комиссией усмотрены основания для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую, в связи с чем Комиссия рекомендовала Правительству Тверской области принять решение об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для строительства промышленного объекта по производству гофротары.
В дальнейшем Правительством Тверской области вынесено оспариваемое распоряжение от 30.07.2020 №608-рп со ссылкой в обоснование отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую на п.3 ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ.
В соответствии с данной нормой, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В подтверждение обоснованности отказа в переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию административным ответчиком представлен ряд документов.
Так, из представленной в материалы дела сводной рецензии усматривается, что в ходе рассмотрения ходатайства Альбищенко Д.С. были рассмотрены рецензии Главархитектуры Тверской области, Министерства сельского хозяйства Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Главного Управления «Государственная инспекция по ветеринарии», Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Министерства экономического развития Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области, Министерства транспорта Тверской области, Тверского филиала ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», Управления Росреестра по Тверской области, Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, Управления Роспотребнадзора по Тверской области, информация, представленная администрацией Калининского района Тверской области, администрацией муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области.
Из представленной в материалы дела рецензии Министерства транспорта Тверской области с учётом информации, представленной ГКУ «Дирекция ТДФ» от 10.12.2019 и от 06.12.2019, следует, что земельный участок с кадастровым номером № граничит с полосой отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Тверь-Тургиново», в отношении которой планируется реконструкция участка, что потребует дополнительный земельный отвод, в том числе из указанного земельного участка, в связи с чем согласовать его перевод не представляется возможным.
Согласно представленной в материалы дела рецензии Главархитектуры Тверской области от 29.05.2020, отменившей ранее представленную рецензию от 16.12.2019, в отношении земельного участка с кадастровым номером № испрашиваемое целевое назначение не соответствует документации по планировке территории объекта регионального значения «Реконструкция участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Тверь-Тургиново» км 8+600 – км 10+191 в Калининском районе Тверской области, находящейся в стадии согласования, в связи с чем перевод земельного участка из одной категории в другую нецелесообразен. В отношении земельного участка с кадастровым номером № указано, что полоса отвода реконструируемой автомобильной дороги занимает его незначительную часть, в связи с чем перевод данного земельного участка в другую категорию возможен после утверждения документации по планировке территории и проведения кадастровых работ.
Из рецензии Министерства экономического развития Тверской области от 22.07.2020 следует, что перевод заявленных земельных участков из одной категории в другую нецелесообразен до решения вопроса о необходимости использования данных участков при проведении реконструкции автомобильной дороги «Тверь-Тургиново».
Распоряжением Правительства Тверской области №603-рп от 27.07.2020 утверждена документация по планировке территории линейного объекта «Реконструкция участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Тверь - Тургиново» км 8+600 - км 10+191 в Калининском районе Тверской области.
В соответствии с данной документацией полоса отвода реконструируемой автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Тверь - Тургиново» проходит в границах земельных участков Альбищенко Д.С. с кадастровыми номерами №, №. Для данных земельных участков установленной категории – земли сельскохозяйственного назначения предусмотрена изымаемая часть: 180 кв.м. – для земельного участка с кадастровым номером № и 6849 кв.м. – для земельного участка с кадастровым номером №.
При этом, мероприятия по реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Тверь - Тургиново» были предусмотрены Схемой территориального планирования Тверской области, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области от 25.12.2012 №806-пп.
Данные обстоятельства указывают на невозможность использования вышеуказанных земельных участков для размещения на них промышленного объекта.
Кроме того, в силу ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Из информации, представленной Управлением Росреестра по Тверской области, от 29.05.2020 следует, что в состав земельного участка с кадастровым номером № входит вид сельскохозяйственных угодий - сенокос, а в состав земельного участка с кадастровым номером № входит вид сельскохозяйственных угодий - пашня.
Наличия исключительных обстоятельств для перевода земельных участков из земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию при рассмотрении дела не установлено.
Доводы представителя административного истца об отсутствии оснований учитывать распоряжение Правительства Тверской области №603-рп от 27.07.2020 «Об утверждении документации по планировке территории линейного объекта», относящееся к нормативным актам, ввиду того, что оно не опубликовано официально для всеобщего сведения, суд находит необоснованными.
Данный акт принят в форме распоряжения, относящегося в силу п.2 ст.38 Закона Тверской области от 02.08.2011 №44-ЗО «О Правительстве Тверской области» к ненормативным правовым актам, не требующим в силу п.4 данной статьи Закона обязательного официального опубликования.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об обоснованности принятого административным ответчиком распоряжения.
Таким образом, оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Вынесение распоряжения с нарушением установленного ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ двухмесячного срока достаточным основанием для признания его незаконным не является.
В связи с изложенным, распоряжение от 30.07.2020 №608-рп не может быть признано нарушающим права административного истца.
Поскольку необходимой, предусмотренной ч.2 ст.227 КАС РФ совокупности условий для признания незаконным оспариваемого решения не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные административными истцами судебные расходы в соответствии со статьей 111 КАС РФ возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных административных исковых требований Альбищенко Д.С. к Правительству Тверской области о признании незаконным распоряжения об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.Я. Панасюк
Мотивированное решение составлено 05.03.2021.
Дело №2а-123/2021 (УИД 69RS0040-02-2020-005547-94)