№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2024г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ РБ в составе судьи Баженовой Н.А., при секретаре Литвиновой Е.Е., с участием истца ФИО1, представителя административных истцов ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителей заинтересованного лица ООО «Улан-Удэстальмост» -ФИО4, ФИО5,, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО6 к Военному комиссариату РБ о признании незаконным бездействия по предоставлению отсрочки от частичной мобилизации,
УСТАНОВИЛ:
К-вы в лице представителя ФИО2, обращаясь в суд с иском к Военному комиссариату Республики Бурятия, просят признать незаконным бездействие административных ответчиков по предоставлению отсрочки от частичной мобилизации ФИО6 согласно коду экономической деятельности и коду должности из Перечня должностей и профессий, по которым граждане, пребывающие в запасе, подлежат бронированию.
Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7 мобилизован в связи с проведением специальной военной операции, однако ФИО7 подлежит необходимой отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, так как работал в ООО «Улан-Удэстальмост» в должности электросварщика и подлежал бронированию согласно Перечню должностей и профессий по коду <данные изъяты>. Данная бронь действует и в настоящий момент, не была отозвана работодателем. У административного истца ФИО7 супруг ФИО7, а также несовершеннолетние дети.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Призывная комиссия ГО «г.Улан-Удэ», в качестве заинтересованных лиц войсковая часть № ООО «Улан-Удэстальмост».
Представитель административных истцов ФИО2 исковые требования поддержала. Пояснила, что ФИО7, работавший в должности электросварщика ООО «Улан-Удэстальмост» не подлежал мобилизации, подлежал бронированию согласно Перечню должностей и профессий по коду <данные изъяты> имеет право на отсрочку от мобилизации. Просит иск удовлетворить, возложить обязанность на Военный комиссариат РБ в течении пяти дней со дня вынесения решения принять меры по исключению ФИО7 из списков личного состава соответствующей военной части. А также восстановить срок для подачи административного иска.
В судебном заседании ФИО1 доводы административного иска поддержала, пояснила, что ее супруг был мобилизован 28.09.2022г., однако в то же время он подлежал и подлежит отсрочке по мобилизации, поскольку работает в должности электросварщика в ООО «Улан-Удэстальмост», данная должность подлежит бронированию.
Административный истец ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата РБ по доверенности ФИО8 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Предоставила отзыв на иск, в котором возражала против удовлетворения иска. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ на военную службу мобилизован ФИО6 Призывной комиссией по мобилизации ГО «город Улан-Удэ» при рассмотрении учетной карточки административного истца, оснований для предоставления отсрочки от прохождения военной службы по мобилизации ФИО7, не установлено. Решением призывной комиссии по мобилизации ФИО7 призван на военную службу. С момента мобилизации (с ДД.ММ.ГГГГ) по настоящий момент административный истец не является лицом забронированным организацией, оснований для отсрочки от военной службы по мобилизации не имеет. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель призывной комиссии ГО «г.Улан-Удэ» по доверенности ФИО3 с доводами иска не согласилась, предоставила возражение на административное заявление. Пояснила, что административный истец ФИО1 не может являться надлежащим истцом, поскольку ее права мобилизацией ФИО6 не затронуты. Кроме того, административным истцом пропущен срок для оспаривания бездействия административных ответчиков, поскольку ФИО7 был мобилизован ДД.ММ.ГГГГ., фактически срок обжалования бездействия призывной комиссии истек ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7 не относится к категории лиц, которым может быть предоставлена отсрочка от мобилизации.
Представитель административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации, представитель заинтересованного лица в/ч 06705 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованного лица ООО «Улан-Удэстальмост» ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенности, доводы изложенные в административном исковом заявлении поддержали в полном объеме. Пояснили, что организацией проводились мероприятия по бронированию сотрудников предприятия своевременно в ДД.ММ.ГГГГ. Должность электросварщика ФИО6 подлежит бронированию по коду <данные изъяты>. На предприятии в настоящее время имеется кадровый дефицит, в связи с мобилизацией работников учреждения.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п.7 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Представителем К-вых – ФИО2 заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления в связи с тем, что ФИО7 не имел возможности защитить свои права, т.к. проходил военную службу, связанную с частичной мобилизацией по СВО, поскольку копия документа об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время получена ими в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно повестке, ФИО6 приказано явиться в Военный комиссариат ГО «г.Улан-Удэ» ДД.ММ.ГГГГ в 12.00 часов. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 призван на военную службу в связи с мобилизацией в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. находился в отпуске, по окончании отпуска убыл в военную часть. Копии документов о бронировании истец получил только в январе 2024г.
Таким образом, суд находит причины пропуска Краснопеевым срока для подачи административного иска уважительными, поскольку отсутствовала реальная возможность оспорить бездействие Военного комиссариата РБ и призывной комиссии ГО «город Улан-Удэ», в связи с его нахождением на специальной военной операции и восстанавливает срок для подачи административного искового заявления.
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 31-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Согласно части 2 статьи 17 Закона, призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 названного Закона отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ).
Из ст.23 названного Закона следует, что бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций; граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.
Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 утверждено Положение о воинском учете.
Пунктом 16 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719, предусмотрены общий и специальный воинский учет военнообязанных.
В соответствии с п. 33 Положения, контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
Пункт 8 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Генеральным штабом ВС РФ, указывает, что ответственными за состояние воинского учета, осуществляемого данными организациями являются руководители данных организаций.
Пункт 35 Методических рекомендаций указывает, что военно-учетные подразделения организаций должны своевременно оформлять бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и на военное время; представлять в военные комиссариаты муниципальных образований установленную отчетность, в том числе о численности работников организаций.
В п. 3 Приложения № 1 к Методическими рекомендациям указано, что военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года. При проведении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяется и определяется полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о воинском учете.
В Приложении № 1 также приведен перечень вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета и бронированию граждан, среди которых проверка наличия Перечня должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе (выписки из него), и организация работы по его применению. Правомерность и своевременность оформления бронирования граждан, пребывающих в запасе. Наличие списка граждан, подлежащих зачислению на специальный учет. Своевременность аннулирования отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время граждан, пребывающих в запасе, утративших право на отсрочку, и сообщение в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (в 5-дневный срок).
Указанные нормы свидетельствуют о том, что бронирование военнообязанных должно осуществляться на постоянной основе и заблаговременно.
Согласно ответа на запрос суда ООО "Улан-Удэстальмост" сообщил, что бронирование в ДД.ММ.ГГГГ году не осуществлялось.
Однако, это обстоятельство не может служить основанием к отказу в предоставлении отсрочки ФИО7.
ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «Улан-Удэстальмост» и ФИО7 заключен трудовой договор № для выполнения работы в должности «слесаря металлических конструкций» с ДД.ММ.ГГГГ. на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Улан-Удэстальмост» заключен трудовой договор № с ФИО6, для выполнения работы в должности «электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах 5 разряда, срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ. на неопределенный срок.
Согласно приказу ООО «Улан-Удэстальмост» от ДД.ММ.ГГГГ№-к, приостановлено действие трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. на весь период службы ФИО6
Сведения о трудовой деятельности в суде не оспорены.
Таким образом, судом установлено, что ФИО7 имеет право быть забронированным на период мобилизации, в соответствии с перечнем по виду экономической деятельности 25 по наименованию 19905 должностей.
Положения о том, что ответственность за своевременное бронирование на период мобилизации несет сам гражданин, подлежащий бронированию, законодательство не содержит.
Действия работодателя административного истца - ООО "Улан-Удэстальмост", составившего в период мобилизации список граждан, пребывающих в запасе работающих в их организации, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий по коду вида экономической деятельности <данные изъяты> и кода должности <данные изъяты> из Перечня должностей и профессий, по которым граждане, пребывающие в запасе, подлежат бронированию по занимаемой должности электросварщика и включившего в этот перечень уже мобилизованного ФИО7, не противоречат закону.
Фактически указанные действия направлены на устранение ранее допущенных нарушений, поскольку в случае своевременного оформления бронирования административного истца, последний получил бы соответствующую отсрочку от призыва по мобилизации.
Процедура бронирования работника ФИО7 руководителем ООО «Улан-Удэстальмост» до призыва последнего на военную службу не осуществлена по объективным причинам и ФИО7 на момент его призыва на военную службу с общего учета на специальный учет как забронированный обществом не переводился, указанное не может служить основанием для отказа в предоставлении отсрочки. В силу выполняемой истцом работы, последний имел право на отсрочку от военной службы. Впоследствии ФИО7 на законных основаниях был включен работодателем в списки работников, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации. Указанные списки в установленном порядке представлены в уполномоченный орган, при этом суд исходит из того, что реализация ФИО7 права на отсрочку не может быть поставлена в зависимость от времени оформления документов для целей бронирования от военной службы, поскольку в случае своевременного оформления бронирования ФИО7, последний получил бы отсрочку от призыва по мобилизации.
Как указывалось выше, в силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 31-ФЗ основной целью бронирования граждан, пребывающих в запасе, является обеспечение на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Следовательно, возможность бронирования граждан, пребывающих в запасе, не является субъективным правом гражданина на предоставление ему отсрочки по мобилизации, а выступает следствием усмотрения предприятия исходя из необходимости обеспечения его нормальной деятельности.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции РФ).
Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства – наличие права на отсрочку и непринятие Военным комиссариатом Республики Бурятия мер по разрешению вопроса о предоставлении отсрочки мобилизованному ФИО7, а также с учетом того, что ООО «Улан-Удэстальмост» включена в Список организаций, которым необходимо организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (п.309) и утверждением нормы бронирования граждан для указанного учреждения в размере 65 %, а также и длительное нахождение ФИО7 на СВО при наличии права на отсрочку, суд приходит к выводу о том, что права истцов, в том числе ФИО1, как его близкого родственника нарушены.
В этой части суд считает необходимым признать незаконным бездействие Военного комиссариата Республики Бурятия, Министерства обороны Российской Федерации, призывной комиссии ГО «город Улан-Удэ» в части непринятия мер по разрешению вопроса о предоставлении отсрочки ФИО7 от частичной мобилизации.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1, ФИО6 к Военному комиссариату РБ, Министерству обороны Российской Федерации, Призывной комиссии ГО «г.Улан-Удэ» о признании незаконным бездействия по предоставлению отсрочки от частичной мобилизации, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Военного комиссариата Республики Бурятия, Министерства обороны РФ, призывной комиссии МО «г.Улан-Удэ» по предоставлению отсрочки ФИО6 от частичной мобилизации.
Признать наличие у ФИО6 право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
Обязать Военный комиссариат Республики Бурятия и Министерство обороны Российской Федерации в течение пяти дней со дня вынесения решения принять меры по исключению ФИО6 из списков личного состава соответствующего воинского подразделения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.А.Баженова
Мотивированное решение изготовлено 16.02.2023г.