ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1241/20 от 23.06.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-1241/2020

44RS0001-01-2020-000419-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием представителя административного истца Данченко А.А., представителя административного ответчика Администрации г. Костромы Коровкиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Меметова Р,Б. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство, обязании продлить срок действия разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Меметов Р.Б. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что осуществляет строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Административный истец <дата> обратился в Областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство от <дата>. Уведомлением от <дата> Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы отказало Административному истцу в продлении срока действия разрешения на строительство от <дата>. Единственным основанием для отказа в продлении разрешения на строительство Административный ответчик указывает п. 8 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ. Указание административного ответчика, что заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подано административным истом <дата> не соответствует действительности, так как заявление подано через МФЦ <дата>, что подтверждается распиской о получении документов на предоставление услуг. В соответствии с п. а ст. 3.2.1 Административного регламента предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, внесению изменений в разрешение на строительство, в том числе в электронном виде, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от <дата>, основанием для начала административной процедуры приема и регистрации заявления и документов заявителя является обращение заявителя в Управление посредством личного обращения заявителя (представителя заявителя) с заявлением в Управление либо МФЦ (филиал МФЦ). Таким образом, Административный регламент предусматривает альтернативные способы подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство по усмотрению заявителя: непосредственно в Управление либо в любой филиал МФЦ. При этом Административный регламент не содержит указания на то, что в случае подачи заявления через МФЦ днем обращения с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство является дата приема заявления Управлением. В соответствии с п. 1 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, МФЦ организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Принцип «одного окна» предполагает, что дата обращения в МФЦ является датой обращения в уполномоченный орган. Таким образом, датой обращения административного истца к административному ответчику с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство является <дата>. Отказ административного ответчика в продлении срока действия разрешения на строительство от <дата> нарушает права административного истца на возведение на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке многоквартирного жилого дома. Без разрешения на строительство административный истец не сможет закончить строительство многоквартирного дома и ввести его в эксплуатацию. Учитывая, что административный истец обратился с заявлением до <дата>, административный ответчик, отказывая в продлении разрешения на строительство исключительно на основании п. 8 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ, нарушил п. 7 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Незаконно отказывая в продлении разрешения на строительство, административный ответчик нарушает ч. 2 ст. 209 ГК РФ и п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ. На основании изложенного истец просит признать отказ от <дата> в продлении срока действия разрешения на строительство от <дата> незаконным, обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы продлить срок действия разрешения на строительство от <дата>

В судебном заседании административный истец Меметов Р.Б., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не участвует.

Представитель административного истца Данченко А.А. исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Коровкина Н.С. исковые требования не признала. В отзыве на иск указала, что предоставление муниципальной услуги продления срока действия разрешения на строительство осуществляется в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и Административным регламентом предоставления Администрацией г. Костромы муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, внесению изменений в разрешение на строительство, в том числе в электронном виде, утвержденного постановлением Администрации г. Костромы от <дата>. Администрацией г. Костромы <дата> Меметову Р.Б. выдано разрешение на строительство с целью строительства многоквартирного жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Срок действия указанного разрешения до <дата>. Меметов Р.Б. обратился с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство с целью продления срока действия разрешения на строительство от <дата> В соответствии с п. 2.4.2 Административного регламента в случае предоставления заявителем документов через МФЦ срок предоставления муниципальной услуги исчисляется со дня передачи МФЦ таких документов в Управление. Заявление Меметова Р.Б. передано и зарегистрировано в Управлении <дата>. В соответствии с п. 8 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство является основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство. В отказе о продлении срока действия разрешения на строительство указано, что в соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от <дата> признан утратившим силу градостроительный план земельного участка и постановление Администрации г. Костромы от <дата> «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>. Градостроительный план земельного участка является обязательным документом для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Отсутствие градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Из правового смысла ст. 4 КАС РФ следует, что обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав. В связи с тем, что постановление Администрации г. Костромы от <дата> является действующим, заявленные истцом требования, в случае их удовлетворения, не восстановят нарушенных прав административного истца. На Управление не может быть возложена обязанность по продлению разрешения на строительство в силу положений Административного регламента, согласно которому решение о предоставлении (отказе) в предоставлении муниципальной услуги принимает глава Администрации г. Костромы.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, материалы дел №2-1467/2014, 2-1342/2015, 2а-1662/2019, 2а-1412/2020, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4).

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются документы, в том числе, градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство (ч. 7).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (ч. 13).

В срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов. Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство (ч. 21.14).

Основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является, в том числе, подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство (п. 8 ч. 21.15 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 02.08.2019 №283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», до 01.01.2020 подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство при условии, что со дня истечения срока действия разрешения на строительство до дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство прошло не более трех лет.

В соответствии со ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (ч. 1).

В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр (ч. 5).

Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы. Градостроительный план земельного участка выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если это указано в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка (ч. 6).

Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается (ч. 10).

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 №1376 утверждены Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, согласно которым многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре исключается взаимодействие заявителя с сотрудниками органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги (п. 1).

Между ОГКУ «МФЦ» и Администрацией г. Костромы заключено соглашение о взаимодействии при предоставлении муниципальных услуг от 18.01.2018 №198. Согласно указанному соглашению, его предметом является порядок взаимодействия ОГКУ «МФЦ» и органа при организации предоставления муниципальных услуг органа через ОГКУ «МФЦ» и его обособленные структурные подразделения (п. 1).

Согласно п. 5.1 соглашения, информационный обмен между МФЦ и органом осуществляется посредствам почтового отправления, в электронном виде, в том числе, при наличии технологической возможности, с использованием автоматизированной системы МФЦ, и другими способами.

Согласно п. 5.2 соглашения, в рамках настоящего соглашения порядок направления документов из МФЦ, его обособленных структурных подразделений в орган определяется, в том числе, в Приложении №4 к настоящему соглашению.

Согласно приложения №4 к соглашению от 18.01.2018 №198, документы, принятые в МФЦ, его обособленных структурных подразделениях для получения муниципальных услуг, указанных в приложении №1 к соглашению, передаются уполномоченным сотрудником МФЦ представителю органа по актам приема-передачи дел в течение 2-х рабочих дней со дня, следующего за днем принятия документов от заявителя в МФЦ или поступления в МФЦ документов, принятых в обособленном структурном подразделении МФЦ. Орган обеспечивает вывоз из МФЦ и доставку указанных документов в орган ежедневно (при наличии документов, подлежащих передаче) с 13.00 до 16.00 часов по адресу: г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38. Документы, принятые в обособленных структурных подразделениях МФЦ для получения муниципальных услуг, указанных в приложении №1 к соглашению, направляются в МФЦ не позднее следующего рабочего дня в МФЦ. Полученные от обособленных структурных подразделений МФЦ документы передаются в орган в соответствии с п. 1 настоящего порядка.

В соответствии с п. «а» Административного регламента предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, внесению изменений в разрешение на строительство, в том числе в электронном виде, утвержденного Постановлением Администрации города Костромы от 28.03.2019 N 462, основанием для начала административной процедуры приема и регистрации заявления и документов заявителя является обращение заявителя в Управление посредством личного обращения заявителя (представителя заявителя) с заявлением или уведомлением о переходе права на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка (далее - уведомление) и документами (сведениями), необходимыми для предоставления муниципальной услуги, в Управление либо в МФЦ (филиал МФЦ).

Судом установлено, что Меметов Р.Б. <дата> обратился в Свердловский районный суд г. Костромы и иском к Департаменту культуры Костромской области в порядке главы 25 ГПК РФ, в котором просил признать незаконным отказ Департамента культуры Костромской области в выдаче заключения по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство в зонах охраны памятников от <дата>, обязать Департамент культуры Костромской области выдать заключение по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство многоквартирного дома до 3-х этажей на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером

В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома до 3-х этажей, общей площадью 965 кв.м. Указанный земельный участок расположен вблизи объекта культурного наследия «Дом жилой Антиповых. Здесь жил видный деятель горной промышленности А.И. Антипов и его супруга, деятель народного просвещения П.Д. Антипова. Посл. четв. XIXв.; 1888-1895гг.». Меметов Р.Б. <дата>, намереваясь осуществить строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером , обратился в Департамент культуры Костромской области с заявлением о выдаче заключения по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников. Департаментом дан отказ ( от <дата>) в выдаче заключения, поскольку приказом департамента культуры Костромской области от <дата>-од утверждена граница территории объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, и установлен правовой режим использования территории данного объекта культурного наследия, запрещающий новое строительство, изменение традиционных характеристик эволюционно сложившейся композиции застройки, природного ландшафта, композиционно связанного со зданием, а также запрещающий проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 19.03.2014 по делу №2-1467/2014 заявление Меметова Р.Б. удовлетворено. Признан незаконным отказ Департамента культуры Костромской области в выдаче заключения по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство в зонах охраны памятников от <дата>, обязали Департамент культуры Костромской области обязан выдать заключение по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство многоквартирного дома до 3-х этажей на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером

В обоснование принятого решения судом указано, что поскольку единственным основанием отказа Департамента культуры Костромской области в выдаче Меметову Р.Б. заключения по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство в зонах охраны памятников от <дата> явилось наличие приказа Департамента от <дата>, который не прошел регистрацию в установленном законом порядке, в связи с чем в сведениях кадастрового учета отсутствует информация о наличии обременений и ограничений в отношении земельного участка, то данный отказ является незаконным.

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19.03.2014 по делу №2-1467/2014 вступило в законную силу 25.04.2014.

Меметов Р.Б. <дата> обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к Управлению территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома и выдаче разрешения на строительство. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка по адресу: <адрес> кадастровым номером , <дата> обратился в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по указанному адресу. Управлением <дата> дан отказ в выдаче разрешения на строительство, который мотивирован тем, что приказом департамента культуры Костромской области от <дата> «Об установлении границы и правового режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Антиповых. Здесь жил видный деятель горной промышленности А.И.Антипов и его супруга, деятель народного просвещения П.Д.Антипова. Посл. четв. Х1Х в.; 1888-1895 гг.», утверждена граница территории объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>. Строительство новых объектов на данной территории запрещено. Планируемый к застройке земельный участок по <адрес> кадастровым номером 44:27:040611:497 расположен в границах вышеуказанной территории объекта культурного наследия, в связи с чем выдача разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на этом земельном участке не представляется возможной.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 30.03.2015 по делу №2-1342/2015 заявление Меметова Р.Б. удовлетворено. Признан незаконным отказ управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества от <дата> по адресу <адрес> и управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества обязано выдать Меметову Р.Б. разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по данному адресу.

Определением Костромского областного суда от 08.06.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению заявления Меметова Р.Б. о признании незаконным отказа Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> по правилам производства в суде первой инстанции.

Апелляционным определением Костромского областного суда от 29.06.2015 решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30.03.2015 отменено. Принято по делу новое решение, которым заявление Меметова Р.Б. удовлетворено. Признан незаконным отказ управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы в выдаче разрешения на строительство от <дата> и управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы обязано выдать Меметову Р.Б. разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> кадастровым номером

В обоснование принятого решения судом апелляционной инстанции указано, что Меметов Р.Б. к заявлению в выдаче разрешения на строительство приложил правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением Администрации г. Костромы от <дата>. Департаментом культуры Костромской области Меметову Р.Б. <дата> выдано заключение по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников с местом строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Департаментом культуры <адрес><дата> согласован раздел проекта организации строительства в части проведения мероприятий по сохранения близлежащего объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Антиповых. Здесь жил видный деятель горной промышленности А.И.Антипов и его супруга, деятель народного просвещения П.Д.Антипова. Посл. четв. Х1Х в.; 1888-1895 гг.». Таким образом, необходимые документы для выдачи разрешения на строительство, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ, Меметовым Р.Б. были представлены.

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области <дата> обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Костромы о признании незаконным разрешения на строительство от <дата> на объект многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, выданного застройщику Меметову Р.Б., мотивируя требования тем, что строительство осуществляется без обеспечения мероприятий по сохранности объекта культурного наследия, регламентированных Федеральный законом «Об объектах культурного наследия» и в нарушение правового режима использования территории, установленного приказом Департамента государственного имущества и культурного наследия в Костромской области от <дата>-од.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по административному делу №2а-1662/2019 исковое заявление Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Администрации города Костромы о признании незаконным разрешения на строительство оставлено без удовлетворения.

В обоснование принятого решения судом указано, что оспариваемое разрешение на строительство от <дата> выдано административным ответчиком во исполнение вступившего в законную силу судебного решения. Доводы, что строительство на спорном участке осуществляется в нарушение Федерального закона «Об объектах культурного наследия», Приказа департамента Государственного имущества и культурного наследия Костромской области от <дата>-од, уже являлись предметом судебной оценки.

Апелляционным определением Костромского областного суда от 19.08.2019 решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16.05.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области без удовлетворения.

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16.05.2019 вступило в законную силу 19.08.2019.

Из материалов дела следует, что Меметов Р.Б. обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство с целью продления срока действия разрешения на строительство от <дата> выданного с целью строительства многоквартирного жилого дома, на земельном участке по адресу: : <адрес> кадастровым номером .

Заявление с приложением комплекта документов (паспорт, разрешение на строительство, свидетельство ОГРП) передано Меметовым Р.Б. <дата> в ОГКУ «МФЦ», что подтверждается распиской о получении документов на предоставление услуг от <дата>.

Уведомлением Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы от <дата> Меметову Р.Б. отказано в продлении срока действия разрешения на строительство. В обоснование принятого решения Управлением указано, что срок действия разрешения на строительство от <дата> установлен до <дата>. В соответствии с п. 8 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ заявитель утратил право на продление срока действия разрешения на строительство. Ответчиком также указано, что постановлением Администрации г. Костромы от <дата> признаны утратившими силу градостроительный план земельного участка и постановление Администрации г. Костромы от <дата> «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>».

Меметов Р.Б. <дата> обращался в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к Администрации г. Костромы о признании постановления Администрации города Костромы от <дата> «О признании утратившим силу градостроительного плана земельного участка и постановления Администрации города Костромы «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>» незаконным; обязании Администрацию города Костромы отменить Постановление Администрации города Костромы от <дата> «О признании утратившим силу градостроительного плана земельного участка и постановления Администрации города Костромы «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>».

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> производство по делу по административному исковому заявлению Меметова Р.Б. к Администрации <адрес> о признании постановления незаконным прекращено в связи с отказом административного истца от иска.

Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает, что истец обратился с заявлением о продлении разрешения на строительство в период его действия, в установленном порядке через ОГКУ «МФЦ». В силу приведенных положений законодательства и соглашения от <дата> заявление считается поданным <дата> вне зависимости от даты его передачи и последующего поступления в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы.

При таких обстоятельствах, применение Администрацией г. Костромы положений п. 8 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении разрешения на строительство противоречит нормам п. 7 ст. 4 Федерального закона от <дата> №283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», согласно которым до <дата> подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство при условии, что со дня истечения срока действия разрешения на строительство до дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство прошло не более трех лет.

Признание утратившим силу градостроительного плана земельного участка не является основанием для отказа в продлении разрешения на строительство, ГрК РФ в качестве такого не предусмотрено.

Разрешение на строительство является самостоятельным документом, его действие нормами законодательства не поставлено в зависимость от статуса градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план в числе документов, подлежащих предоставлению при подаче и рассмотрении заявления о продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрен.

Застройщик не лишен права обратиться в Администрацию г. Костромы за выдачей градостроительного плана земельного участка повторно до решения вопроса о вводе объекта в эксплуатацию.

Из позиции административного ответчика следует, что имеет место несогласие с параметрами строительства, утвержденными в градостроительном плане и разрешении на строительство, однако имеющиеся разногласия по поводу параметров строительства не могут выступать основанием для отказа в продлении разрешения на строительство, а подлежат самостоятельному разрешению в рамках административных процедур или судебном порядке.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании незаконными решения Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство от <дата>, изложенного в уведомлении от <дата> в адрес Меметова Р.Б. подлежат удовлетворению.

Нарушенные права истца следует восстановить, обязав Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы вернуться к рассмотрению заявления Меметова Р,Б. о продлении срока действия разрешения на строительство от <дата>.

При этом оснований к возложению на Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы обязанности по продлению срока действия разрешения на строительство по заявлению истца суд не усматривает, поскольку суд не вправе подменять административный орган при принятии решений в рамках полномочий последнего.

В рамках настоящего дела установлено противоречие закону отказа административного органа в продлении срока действия разрешения на строительство по основаниям, изложенным в оспариваемом уведомлении.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Поскольку требования Меметова Р.Б. удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое Меметова Р,Б. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство от <дата>, изложенное в уведомлении от <дата> в адрес Меметова Р,Б..

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы вернуться к рассмотрению заявления Меметова Р,Б. о продлении срока действия разрешения на строительство от <дата>

Взыскать с Администрации г. Костромы в пользу Меметова Р,Б. расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.

Судья О.Д. Тележкина