ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1241/2015 от 13.01.2016 Стерлибашевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-81/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Стерлибашево 13 января 2016 года

Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Семенова И.С.,

при секретаре Яппаровой А.И.,

с участием административных истцов Киреева А.Р., Резяпова Р.Р., Вахитова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Валитова З.З., Киреева А.Р., Вахитова А.А., Багаутдинова И.Ф., Резяпова Р.Р. к отделу военного комиссариата РБ по Миякинскому и <адрес>м Республики Башкортостан о признании действий незаконными и обязании направить на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО1, ФИО5 обратились в суд с административным исковым заявлением к отделу военного комиссариата РБ по Миякинскому и <адрес>м Республики Башкортостан о признании действий незаконными и обязании направить на военную службу.

В обоснование заявленных требований указали, что они являются призывниками и состоят на воинском учете в отделе военного комиссариата РБ по Миякинскому и <адрес>м Республики Башкортостан.

До настоящего времени службу в рядах Вооруженных Сил РФ они не проходили. Ранее были осуждены приговорами суда. В настоящее время судимости погашены.

Осенью 2015 года они обратились к административному ответчика по вопросу призыва на военную службу, но получили письменный отказ в связи с тем, что ранее они были осуждены.

Административные истцы считают, что данным отказом нарушены их права.

На основании изложенного просят признать действия административного ответчика незаконными и обязать административного ответчика направить их на военную службу в Вооруженные Силы РФ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела по искам ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО1, ФИО5 к отделу военного комиссариата РБ по Миякинскому и <адрес>м Республики Башкортостан о признании действий незаконными и обязании направить на военную службу а-1241/2015, а-1242/2015, а-1243/2015, а-1247/2015, а-1248/2015 объединены в одно производство под единым номером а-1241/2015.

В судебное заседание не явился административный истец ФИО3, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, причин уважительности неявки не предоставил.

В судебное заседание не явились административный истец ФИО1, представитель административного ответчика, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения административного дела, в своих заявлениях просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.

В силу ст.150 КАС РФ, ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает необходимым рассмотреть административное дело в отсутствии указанных лиц.

В судебном заседании административные истцы ФИО4, ФИО5, ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме, просили обязать административного ответчика направить их на службу в Вооруженные Силы РФ.

Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что административные истцы состоят на учете в отделе военного комиссариата РБ по Миякинскому и <адрес>м Республики Башкортостан.

Административные истцы ранее были осуждены, в настоящее время судимости погашены.

Административные истцы обратились к административному ответчику с целью их призыва на военную службу. Административным ответчиком было отказано в призыве на военную службу на основании указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с запретом направления граждан имеющих погашенную либо снятую судимость на военную службу.

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Согласно ст.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

В силу ст. 3 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.59 Конституции РФ - гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.

В силу ст. 8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения).

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом Положением о воинском учете.

Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Согласно ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);

2. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

3. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

4. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.

В соответствии со ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, исходя из указанного призыв на военную службу в Вооруженные Силы РФ это не право гражданина, а конституционный долг и обязанность по защите Отечества. Призыв на военную службу не может осуществляться по требованию гражданина. Гражданин обязан пройти военную службу при призыве его на службу соответствующим органом при наличии определенных в законодательстве критериев для призыва на военную службу.

Согласно требованиям ст. 218 КАС РФ суд рассматривает административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления.

С учетом изложенного, суд не находит для удовлетворения требований административных истцов.

Руководствуясь статьями 175–180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО1, ФИО5 к отделу военного комиссариата РБ по Миякинскому и <адрес>м Республики Башкортостан о признании действий незаконными и обязании направить на военную службу – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения.

Судья И.С. Семенов