Дело №2а-1242/16 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02.02.2016 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе судьи Барановой Л.В. единолично,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению кадастрового инженера ФИО1 к ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, об отказе в осуществлении кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Кадастровый инженер ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.
В обоснование своих требований указала, что ею как кадастровым инженером был подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), а также с исправлением ошибки в местоположении границы и конфигурации с сохранением площади земельного участка с кадастровым № Межевой план был сдан в орган кадастрового учета. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, а ДД.ММ.ГГГГ – об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Причиной приостановления послужило то, что учтенные границы земельных участков № установлены в соответствии с действующим законодательством. При уточнении границ земельного участка их местоположение определялось исходя из правоподтверждающих документов на землю, все необходимые документы включены в состав межевого плана. Просит суд признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении осуществления кадастрового учета, решение ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в осуществлении осуществления кадастрового учета, и обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществить уточнение местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес> принадлежащего ФИО2, согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика в своих письменных мотивированных возражений против заявленных административным истцом требований указал, что оспариваемое решение считает законным.
Изучив доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд находит административное исковое заявление кадастрового инженера ФИО1 подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом из материалов учетного дела установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО2 обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес>, а также с исправлением ошибки в местоположении границы и конфигурации с сохранением площади земельного участка с кадастровым №
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ№ осуществление кадастрового учета было приостановлено, а решением от ДД.ММ.ГГГГ№ в осуществлении осуществления кадастрового учета отказано. Приостановление кадастрового учета основано на п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д. 5).
Обратившись в суд, кадастровый инженер ФИО1 просит признать данное решение незаконным.
Приостанавливая кадастровый учет, ФГБУ «ФКП Росреестра» ссылается на отсутствие в сведениях ГКН кадастровой ошибки и оснований для уточнения данных сведений, полагая, что в составе межевого плана отсутствует достаточное обоснование для внесения исправлений в местоположение границ учтенного земельного участка. Также сделан вывод о несоответствии межевого плана требованиям ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В качестве рекомендаций по доработке представленных документов указано на необходимость обратиться к кадастровому инженеру для устранения замечаний и представить надлежащим образом оформленный межевой план с учетом выявленных нарушений.
Оспариваемое решение затрагивает права кадастрового инженера, поскольку в силу п. 4 ч. 7 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» квалификационный аттестат кадастрового инженера может быть аннулирован в случае принятия в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, которые связаны с подготовленными кадастровым инженером межевым планом. Решение же об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ, в том числе, принимается в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее – постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также – снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13-20, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее – учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее – учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее – необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Ч. 10 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
В силу ст. 11, 12 ГК РФ, ст. 60, 61 ЗК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом путем признания исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Состав документов, необходимых для осуществления учета, предусмотрен ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Судом установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что необходимые для учета изменений в сведениях о местоположении границ земельных участков документы в составе межевого плана имеются.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Требования к межевому плану установлены ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ. В частности, ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Суть приостановления учета сводится к тому, что кадастровой палатой поставлено под сомнение наличие оснований к учету изменений в сведения ГКН о местоположении границ земельных участков.
Между тем, в заключении кадастрового инженера в составе межевого плана дано подробное описание оснований к уточнению сведений с подтверждающими разделами межевого плана.
Кадастровый инженер указывает, что при сопоставлении данных, полученных на местности, и данных ГКН (<данные изъяты>.) была установлена ошибка в местоположении границы ранее учтенного участка с кадастровым №, выраженная в пересечении учтенных границ земельного участка с кадастровым № с фактическими границами уточняемого земельного участка с кадастровым №
Пересечение отражено в разделах межевого плана: «Схема расположения земельных участков», в Графических приложениях к заключению кадастрового инженера (Приложение 1,2) – раздел «Приложение».
Кадастровый инженер ссылается на то, что учтенные границы земельного участка с кадастровым № частично расположены в фактических границах уточняемого участка (<адрес>, кадастровый №), частично в фактических границах смежного участка (д. Коврово, кадастровый №), частично на землях неразграниченной госсобственности. Вышеуказанные земельные участки (кадастровые №) не являются смежными (между вышеуказанными участками расположен участок), однако располагаются в границе одного населенного пункта <адрес> юго-восточные части границ участков расположены по одной линии, примыкают к землям неразграниченной госсобственности – проезду. Данный факт подтверждается ситуацией на местности, а также собственниками вышеуказанных и расположенных рядом участков. Соответственно, учтенные границы участка с кадастровым № не должны пересекать фактическую границу участка с кадастровым №, а должны располагаться северо-восточнее границы уточняемого участка. Учтенные границы части земельного участка с кадастровым №, занятой объектом недвижимости – жилой дом (Ж) также смещены от фактической границы ОКС – жилой дом. Граница земельного участка с кадастровым № была поставлена на ГКУ ДД.ММ.ГГГГ Выявленное расхождение обусловлено пересчетом данных из системы координат <данные изъяты>.
С согласия собственника участка с кадастровым № были подготовлены уточненные сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым № изменением конфигурации с сохранением площади, так как помимо несоответствия учтенных границ земельного участка с кадастровым № фактическим, также выявлено несоответствие горизонтальных проложений и внутренних углов земельного участка с данными ГКН. В отношении части земельного участка с кадастровым № подготовлены уточненные сведения о координатах характерных точек границ с изменением конфигурации и площади. Акт согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым № включен в состав межевого плана.
В раздел «Приложение» включено заявление собственника участка с кадастровым № на исправление ошибки в местоположении границы вышеуказанного участка.
При подготовке уточненных сведений в отношении местоположения границы и конфигурации земельного участка с кадастровым № кадастровым инженером было выявлено пересечение уточненных границ земельного участка с кадастровым № с границами ранее учтенного участка с кадастровым №, причиной которого кадастровый инженер считает несоответствие учтенных границ участка с кадастровым № фактическим границам участка по адресу: <адрес>
Эти сведения отражены в разделе межевого плана "Схема расположения земельных участков", в Графических приложениях к заключению кадастрового инженера (Приложения 1, 2) – раздел «Приложение»).
Граница участка с кадастровым № была поставлена на <данные изъяты> Выявленное расхождение также обусловлено пересчетом данных из системы координат <данные изъяты>
С согласия собственника участка с кадастровым № в отношении участка с кадастровым номером № подготовлены уточненные сведения о координатах характерных точек границ с изменением конфигурации с сохранением площади, так как помимо несоответствия учтенных границ земельного участка с кадастровым № фактическим, также выявлено несоответствие горизонтальных проложений и внутренних углов земельного участка с данными ГКН.
Акт согласования местоположения границы вышеуказанного земельного участка включен в состав межевого плана.
В раздел «Приложение» включено заявление собственника участка с кадастровым № на исправление ошибки в местоположении границ вышеуказанного участка.
Уточнение местоположения границ земельного участка допускается при исправлении ошибки в сведениях ГКН, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка (<данные изъяты>., письмо <данные изъяты>., письмо <данные изъяты>.
Согласно п.67 Приказа 412 (в редакции Приказа № 89 от 25.02.2014г.), при уточнении местоположения границы земельного участка необходимо руководствоваться документами, перечисленными в ч.9 ст.38 221-ФЗ.
Согласно ч.9 ст. 38 федерального закона № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007г. «при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка». В документах, подтверждающих права на уточняемые участки, не содержится сведений о местоположении границ участков.
Кадастровым инженером проанализированы имеющиеся документы в отношении уточняемых земельных участков - Постановление Главы администрации Наугольновского с/с <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ№, №№ от ДД.ММ.ГГГГ (ЗУ кадастровый №), <данные изъяты>. (ЗУ кадастровый №), Технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ. (участок с кадастровым №), и дано обоснование выводам о том, что земельные участки с кадастровыми № существуют на местности, обрабатываются и используются более 15-ти лет.
Кадастровым инженером проанализированы сведения Публичной кадастровой карты с включенной базовой картой Космические снимки (Esri), из которых видно, что учтенная граница участка с кадастровым № смещена от фактического забора в фактические границы участка с кадастровым №, в фактические границы расположенного рядом участка, а также на земли неразграниченной госсобственности, учтенная граница части земельного участка с кадастровым № смещена от фактической границы ОКС, которым она занята, равно как и учтенная граница участка с кадастровым № смещена от фактического забора в фактическую границу участка с кадастровым №
Таким образом, при подготовке межевого плана и анализе имеющихся данных и документов, ошибка в местоположении границ участков с кадастровыми № была однозначно установлена.
Местоположение границ уточняемых участков и части участка определялось согласно предоставленным документам в совокупности с существующими заборами и контурами ОКС (согласно ч.9 ст.38 221-ФЗ). Границы участков определены относительно строений, расположенных на участках, а также твердых контуров ограждений земельных участков. Топографическая съемка М 1:500 от 31.07.2015г., была использована при подготовке межевого плана в качестве картографической основы ГКН (является ею согласно Приказу МЭР № 375 "Об определении требований к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости" от 28 июля 2011г.) согласно п.67 Приказа МЭР № 412 (в редакции Приказа № 89 от 25.02.2014г.) от 24.11.2008г. в дополнение к предоставленным документам, но не подлежит включению в раздел "Приложение" межевого плана - п.67 Приказа МЭР № 412 (в редакции Приказа № 89 от 25.02.2014г.).
В Графическом приложении к заключению кадастрового инженера (Приложение 1) приведен фрагмент Топографической съемки <данные изъяты> отражающий фактическое и (или) учтенное местоположение границ уточняемых участков и части участка. На чертеже наглядно отображены существующие на местности (заборы) и учтенные в ГКН границы участков, также существующие дома и постройки. Чертеж, отображенный в Графическом приложении к заключению кадастрового инженера (Приложение 1), подготовлен в масштабе <данные изъяты> соответственно 1 см чертежа равен 10 м на местности. Графическое приложение к заключению кадастрового инженера находится в разделе "Приложение" межевого плана.
Выявленное несоответствие выражено общим смещением учтенных границ участка с кадастровым № и его части на юго-запад от фактического местопложения, участка с кадастровым № – на северо-восток. Наличие ошибки в местоположении границ участков с кадастровыми № также подтверждается фотопланом местности (Космические снимки (Esri)), выкопировка из которого была использована при подготовке Графического приложения к заключению кадастрового инженера (Приложение 2) – включено в раздел межевого плана «Приложение». Несмотря на невысокое качество изображения, на фотоплане четко видны контуры строений, расположенных в границах уточняемых участков, очерченные забором контуры участков с кадастровыми №, расположенных рядом участков, которые позволяют однозначно определить местоположение границ земельных участков, строения и прочие данные, отраженные на Топографической съемке М 1:500 от ДД.ММ.ГГГГ То есть, использованный фотоплан местности также подтверждает сведения Топографической съемки М 1:500 от 31.07.2015г. На фотоплане отчетливо видно, что учтенные границы участка с кадастровым № и его части смещены от фактического забора в фактические границы смежного и участка с кадастровым №, а также на земли неразграниченной госсобственности, участка с кадастровым № – в фактические границы участка с кадастровым №, а также на земли неразграниченной госсобственности.
Таким образом, при подготовке межевого плана были использованы данные о фактическом положении на местности границ участков, ограниченных заборами с металлическими столбами, и ОКС, и подтверждающая его картографическая основа ГКН – Топографическая съемка М 1:500 от ДД.ММ.ГГГГ., фотоплан местности – Космические снимки Esri, а также предоставленные собственниками участков документы, указанные в ч.9 ст.38 221-ФЗ. Требования ч.9 ст.38 221-ФЗ, п.67 Приказа МЭР № 412 (в редакции Приказа № 89 от 25.02.2014г.) соблюдены.
Сведения об используемых документах и (или) материалах указаны в разделе «Исходные данные».
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение органа кадастрового учета нельзя признать законным, поскольку указанные в нем основания к приостановлению учета изменений в действительности в межевом плане отсутствовали.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, при удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, устранением нарушений прав административного ответчика в судебном порядке применительно к рассматриваемому делу будет понуждение административного ответчика к повторному рассмотрению заявления и межевого плана и принятие по нему законного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227, 291-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление кадастрового инженера ФИО1 к ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным решения - удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в осуществлении осуществления кадастрового учета.
Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществить уточнение местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес> принадлежащего ФИО2, согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Судья <данные изъяты> Л.В.Баранова