Дело № 2а-1243/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Мамедовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Губаря ФИО6 к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, возложении обязанности принять решение о проведении аукциона,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что 30.07.2019 обратился с заявлением в администрацию городского округа «Город Калининград», в котором просил провести аукцион по продаже земельного участка. Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 10 июня 2019 года земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под существующий аварийный многоквартирный дом, кадастровый номер: №, площадью 1640 кв.м., находится по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир многоквартирный дом; почтовый адрес ориентира: < адрес >. 27.08.2019 получил ответ на обращение, в котором администрация городского округа «Город Калининград» указала, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка не может быть принято. Ответ мотивирован тем, что «в соответствии п. 7 ст. 39.11 ЗК РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка». 16.09.2019 обратился в администрацию с заявлением, в котором просил установить вид разрешенного использования указанного земельного участка, предусматривающий строительство многоквартирного жилого дома и провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, указав цель использования земельного участка - для строительства многоквартирного жилого дома. 04.10.2019 получил ответ на данное обращение, в котором администрацией городского округа «Город Калининград» указано, что принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка не представляется возможным. Ответ мотивирован тем, что «по данному адресу учтены жилые помещения». Не согласен с таким ответом администрации по следующим основаниям. На указанном земельном участке фактически отсутствует аварийный многоквартирный дом, что делает невозможным его реконструкцию. Учет несуществующих жилых помещений не предусмотрен действующим законодательством. Из этого следует, что целью использования указанного земельного участка может быть строительство многоквартирного жилого дома. Администрация вправе изменить (установить) вид разрешенного использования указанного земельного участка, предусмотрев строительство многоквартирного жилого дома, а также снять с учета квартиры. В настоящее время данный земельный участок свободен от прав третьих лиц, а также не входит в зоны с особым режимом использования (водоохранные зоны, прибрежные полосы и так далее), то есть не ограничен в обороте и не изъят из оборота. Из этого следует, что администрация городского округа «Город Калининград» вправе провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка. Согласно п. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В п. 3 ст. 36 Конституции РФ сказано, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В соответствии с п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Согласно пп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ (от 25.10.2001 № 136-ФЭ (ред. от 02.08.2019)) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка. Требования подпункта 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ были выполнены в полном объеме. Таким образом, у администрации городского округа «Город Калининград» не было правовых оснований для отказа в принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Считает, что решение администрации от 04 октября 2019 года (исх. № №) нарушает права и законные интересы лица, связанные с возможностью участвовать в проведении указанного аукциона, с использованием земельного участка. На основании изложенного просит признать незаконным решение администрации городского округа «Город Калининград» в виде ответа от 04 октября 2019 года (исх. № №) на заявление ФИО1 от 16 сентября 2019 года (вх. № №) об отказе принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер: №, площадью 1640 кв.м., находящегося по указанному выше адресу; обязать администрацию городского округа «Город Калининград» принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В судебное заседание административный истец и его представитель – ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям, просили иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности – ФИО3 в судебном заседании с административным не согласилась, считала требования не подлежащими удовлетворению.
В письменном отзыве административного ответчика указано, что письмом от 04.10.2019 администрация сообщила о невозможности принятия решения о проведении аукциона в отношении испрашиваемого им земельного участка на основании пп. 5, 9 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, то есть: - земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона; на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здания, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса РФ. Данный отказ администрация городского округа «Город Калининград» считает законным и обоснованным. Пунктом 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен статьей 39.11 Земельного кодекса РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. В силу пункта 4 этой же статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В соответствии с пп. 5 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок не может являться предметом аукциона, если его разрешенное использование не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона. Согласно карте границ территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339 (в ред. от 08.11.2019), земельный участок с КН 39:15:130408:1045, расположенный по ул. Крылова, 44 в г. Калининграде, находится в территориальной зоне Ж-3. Пп. 3 п. 1 ст. 18 названных Правил определено, что территориальная зона Ж-3 - зона застройки малоэтажными жилыми домами и установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации преимущественно малоэтажных (не выше 4 надземных этажей) многоквартирных домов, а также сопутствующей инфраструктуры и объектов обслуживания населения. Как видно из выписки от 04.08.2019 из ЕГРН об объекте недвижимости, испрашиваемый административным истцом земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1640 кв. м, размещается в территориальной зоне Ж-3 и имеет разрешенное использование «под существующий аварийный многоквартирный дом». Таким образом, в отношении данного земельного участка установлен вид разрешенного использования - «под существующий многоквартирный дом», тогда как административным истцом данный земельный участок испрашивается «для строительства многоквартирного дома». Постановлением мэра города Калининграда от 07.07.2000 № 1986 «Об утверждении решения городской межведомственной комиссии от 07.07.2000» утвержден список жилых зданий (помещений), непригодных для проживания в связи с произошедшими пожарами, обрушением или аварийным состоянием основных конструкций, эксплуатация которых опасна для жизни людей (приложение № 1), в числе которых указан многоквартирный дом по ул. < адрес > (позиция 15). В настоящее время данный дом расселен, находится в полуразрушенном состоянии и учтен в Едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером №. Вместе с тем, в Едином государственном реестре недвижимости, в данном многоквартирном доме учтены четыре жилых помещения со следующими кадастровыми номерами: КН №. На жилые помещения в феврале 2019 года зарегистрировано право собственности муниципального образований городской округ «Город Калининград», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.02.2020 № №, № №. Следовательно, в соответствии с пп. 9 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, испрашиваемый земельный участок с КН № не может быть предметом аукциона. Учитывая изложенное, администрация городского округа «Город Калининград», считает отказ от 04.10.2019, исх. № № и отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 27.08.2019, исх. № №, законными и обоснованными и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 30.07.2019 ФИО1 обратился в администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением, в котором просил провести аукцион по продаже земельного участка кадастровый номер: №, площадью 1640 кв.м., из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под существующий аварийный многоквартирный дом, по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир многоквартирный дом; почтовый адрес ориентира: < адрес >.
Согласно ответу администрации от 27.08.2019 в проведении аукциона по продаже земельного участка было отказано.
Решение мотивировано тем, что аварийный многоквартирный дом № < адрес >, расположенный в границах земельного участка КН №, учтен в ЕГРН с кадастровым номером №, по данному адресу также учтены жилые помещения с кадастровыми номерами: №, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ «Город Калининград». Земельный участок учтен в ЕГРН с разрешенным использованием «под существующий аварийный многоквартирный дом». В соответствии п. 7 ст. 39.11 ЗК РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
16.09.2019 ФИО1 вновь обратился в администрацию с заявлением, в котором просил установить вид разрешенного использования указанного земельного участка, предусматривающий строительство многоквартирного жилого дома и провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, указав цель использования земельного участка - для строительства многоквартирного жилого дома.
Согласно ответу администрации от 04.10.2019 в принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка отказано. В обоснование указаны аналогичные изложенным в ранее данном ответе доводы. Кроме того, земельный участок учтен в ЕГРН с разрешенным использованием «под существующий аварийный многоквартирный дом». Порядок подгтовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по инициативе заинтересованного лица установлен п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ и не предусматривает действий уполномоченного органа по изменению вида разрешенного использования земельного участка. В соответствии с пп. 9 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных п. 8 указанной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в установленном данной нормой порядке, включая:
проверку уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения (пп. 5);
получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи (пп. 8);
проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (пп. 9).
В силу п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, в том числе, если:
в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории (пп. 4);
в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона (пп. 5);
на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса (пп. 9).
Как следует из материалов дела, в том числе, выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1640 кв.м., по ул. < адрес >, находится в муниципальной собственности, размещается в территориальной зоне Ж-3 и имеет разрешенное использование «под существующий аварийный многоквартирный дом».
Согласно карте границ территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339 (в ред. от 08.11.2019) земельный участок с КН №, расположенный по ул. < адрес >, находится в территориальной зоне Ж-3.
Постановлением мэра города Калининграда от 07.07.2000 № 1986 «Об утверждении решения городской межведомственной комиссии от 07.07.2000» утвержден список жилых зданий (помещений), непригодных для проживания в связи с произошедшими пожарами, обрушением или аварийным состоянием основных конструкций, эксплуатация которых опасна для жизни людей (приложение № 1), в числе которых указан многоквартирный дом по ул. < адрес > (позиция 15).
В настоящее время данный дом расселен, находится в полуразрушенном состоянии и учтен в Едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером №. Кроме того, в ЕГРН, в данном многоквартирном доме учтены четыре жилых помещения с кадастровыми номерами: №. На жилые помещения в феврале 2019 года зарегистрировано право собственности муниципального образований городской округ «Город Калининград», что подтверждается выписками из ЕГРН от 11.02.2020 № №.
По информации Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «город Калининград» в целях рассмотрения возможности об организации аукциона по инициативе органа местного самоуправления (п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ) осуществлялся сбор технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. По сообщению МП КХ «Водоканал» № № от 08.11.2019 техническая возможность подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения отсутствует, в выдаче технических условий отказано. По сообщению МП «Калининградтеплосеть», в границах данного земельного участка централизованные тепловые сети отсутствуют, подключенная тепловая нагрузка от теплового источника РТС «Горького», превышает располагаемую мощность, в выдаче технических условий отказано.
При указанных обстоятельствах, земельный участок с кадастровым номером № не может быть предметом аукциона по основаниям, предусмотренным пп. 4, 5, 9 п. 8 ст. 39.11 Кодекса, в связи с чем, суд приходит к выводу, что у административного ответчика, в соответствии с предоставленными органу власти полномочиями, имелись правовые основания для отказа в проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого административным истцом земельного участка, а потому, решение администрации городского округа «Город Калининград» от 04.10.2019 является законным и обоснованным
В силу положений ст. 7 ЗК РФ, ст. 209 ГК РФ администрация городского округа «Город Калининград» вправе самостоятельно определять как вид разрешенного использования, принадлежащего ей земельного участка, так и дальнейшую судьбу спорного имущества в рамках действующего законодательства и имеющихся полномочий.
Вменение органу местного самоуправления обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка, в том числе, под строительство многоквартирного жилого дома, а также по снятию с учета помещений, и проведению аукциона в отношении земельного участка по требованию любого заинтересованного лица, законом не предусмотрено.
При таком положении, принимая во внимание перечисленные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Губаря ФИО7 к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, возложении обязанности принять решение о проведении аукциона – оставить без удовлетворения
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2020.
Судья Д.В. Стома