ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1245/19 от 01.08.2019 Лужского городского суда (Ленинградская область)

г. Луга 1 августа 2019года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2а-1245/2019

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Михайлова В.В.

при секретаре Дубининой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Альфа» к помощнику лесничего Лужского участкового лесничества филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» ФИО1 и Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Управление лесами Ленинградской области» о признании недействительным требования об обязании устранения выявленных нарушений лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Альфа» обратилось в Лужский городской суд с административным исковым заявлением к помощнику лесничего Лужского лесничества филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» ФИО1, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Управление лесами Ленинградской области» (далее ЛОГКУ «Ленобллес») о признании недействительным требования от 13.06.2019 г. №2 об устранении выявленных нарушений лесного законодательства.

Указав при этом в обоснование заявленных требований о том, что является арендатором земельного участка. В обжалуемом требовании помощник лесничего ФИО1 требует принять меры к уборке свалки ТБО, в срок до 13.07.2019 г.

Считают, данное требование является незаконным, поскольку лабораторные данные, свидетельствующие, что брошенные вещи оказывают негативное влияние на окружающую среду, отсутствуют. Полагают, ООО «Альфа» не является лицом, которое должно осуществлять уборку арендованных участков леса от свалок бытовых отходов. Заключенный 16.12.2013 г. договор аренды и проект освоения лесов не содержит такой обязанности.

ООО «Альфа» не ведет какую-либо производственную деятельность, не производит и не осуществляет какого либо сбора бытовых или иных отходов.

Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности от 11.01.2019 г., в судебном заседании заявленные требования поддерживает по указанным основаниям. Поясняет, что свалка отходов, в отношении которой вынесено требование, находится на участке, находящемся в аренде ООО «Альфа».

Представитель административного ответчика – ЛОГКУ «Ленобллес» ФИО3, действующий на основании доверенности от 25.12.2018 г., считает административное исковое ООО «Альфа» не подлежащим удовлетворению, поскольку изложенные доводы не соответствуют законодательству. Поясняет, что оспариваемое требование направлено в ООО «Альфа» в связи с выявлением помощником лесничего ФИО1 свалки на земельном участке, находящемся в аренде у административного истца. Помощник лесничего имеет статус государственного лесного инспектора. Для выявления виновных лиц вывезших мусор, обращались в органы внутренних дел.

Административный ответчик – помощник лесничего Лужского лесничества ЛОГКУ «Ленобллес» ФИО1 в судебном заседании не признает административное исковое заявление поясняет, что во время патрулирования ею обнаружена указанная свалка, возможности выявить лиц, вывезших мусор не было.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, находит административное исковое ООО «Альфа» не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса РФ, должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 г. N394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (далее Положение).

Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Положения, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами (п.7 Положения).

Согласно подп. «з» п. 8 Положения, должностные лица департамента (государственные лесные инспекторы или лесничие) имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 г. N19 установлен перечень должностных лиц, осуществляющих на территории Ленинградской области федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда и федеральный государственный пожарный надзор в лесах. В пункте 19 перечня в качестве такого должностного лица указан лесничий участкового лесничества, помощник лесничего участкового лесничества - филиала казенного учреждения.

Как следует из Устава ЛОГКУ «Управление лесами Ленинградской области», утвержденного распоряжением комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 27.05.2016 г. №443, основными целями деятельности Учреждения является, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) путем проведения мероприятий по контролю в лесах (патрулирования лесов), а также обеспечение проведения лесоустройства, в том числе, проектирования лесных участков, закрепление на местности местоположения их границ, таксации лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (п.2.3.14 Устава).

В ходе рассмотрения дела установлено:

Помощником лесничего Лужского лесничества ЛОГКУ «Ленобллес» ФИО1 13.06.2019 г., по результатам осмотра участков лесного фонда, в адрес ООО «Альфа» направлено требование №2 о принятии мер по уборке свалки расположенной в квартале 177 выдела 12 Луговского участкового лесничества объемом около 2,0 м3 в срок до 13.07.2019 г.(л.д.9).

Указанное требование вынесено на основании акта о лесонарушении №2 от 13.06.2019 г. составленного помощником лесничего ФИО1 в связи с обнаружением 13.06.2019 г. захламления и загрязнения леса коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором в квартале 177 выдела 12 Луговского участкового лесничества (л.д.72-73). К акту приложена схема расположения несанкционированной свалки, а также ее фотофиксация (л.д.74-77).

16.12.2013 г. между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО «Мегатех» был заключен договор аренды земельного участка , состоящего из частей лесных участков, среди которых указан лесной участок, местоположением: Ленинградская область, Лужский район, Луговское участковое лесничество в границах кварталов №№177-185.

В соответствии с пунктами «и» и «м» п.17 Договора, Арендатор обязан выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации. Осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в Проекте освоения лесов и в Приложении №6 к данному Договору. Срок действия договора определен до 26.02.2058 года.

1.11.2015 года между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, ООО «Мегатех» и ООО «Альфа» заключено Дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 16.12.2013 г., которым все права и обязанности по Договору аренды лесного участка от 16.12.2013 г. в полном объеме переданы новому Арендатору – ООО «Альфа».

ООО «Альфа» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли (п.2.1 Устава, л.д.11).

В разделе 5.5 Проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Мегатех» для заготовки древесины на территории Лужского лесничества по договору аренды лесного участка от 16.12.2013 г. указано, что ООО «Мегатех» будут производиться санитарно-оздоровительные и истребительные мероприятия, не связанные с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений, в том числе: по очистке лесов от загрязнения и иного негативного воздействия.

Как следует из должностной инструкции помощника Лесничего в подразделении «Аппарат участковых лесничеств» «Лужского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес», помощник Лесничего является государственным лесным инспектором Ленинградской области и осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в лесах Лужского лесничества (филиала ЛОГКУ «Ленобллес»). Вправе предъявлять гражданам? юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требование об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства требований (п.9 раздела 7).

Ст. 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

П.2 ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ устанавливает: в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Ст.60.12 Лесного кодекса РФ устанавливает: леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (ч.1).

При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе, при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе, посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (ч.2).

Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ч.3).

Согласно п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 г. № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления.


В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Ч.2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П).

Таким образом, законодательство, регулирующее правоотношения по использованию лесов, возлагает, в том числе на арендаторов участка лесного фонда, обязанность по проведению очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Доводы иска о том, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда лишь от отходов, образовавшихся по его вине, суд находит несостоятельными.

В данном случае речь идёт не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по содержанию за свой счет арендованного лесного участка.

Поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса.

Оспариваемое требование о принятии мер по уборке свалки несанкционированных отходов вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках имеющихся у него правомочий, в связи с чем, основания для признания его незаконным отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ООО «Альфа» к помощнику лесничего Лужского лесничества филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» ФИО1 и Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Управление лесами Ленинградской области» о признании недействительным требования №2 от 13.06.2019 г. об устранении нарушений лесного законодательства, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ленинградской областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

решение суда в окончательной форме изготовлено 6.08.2019 г.

47RS0012-01-2019-001388-89