ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1245/19 от 31.07.2019 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-1245/19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 31 июля 2019 г.

Советский районный суд г. Краснодара в составе

судьи Скрипка О.В.,

при секретаре Мацко Г.И.,

с участием:

представителя административного ответчика Миронова С.Г., действующего на основании доверенности № 05-11/21130 от 09.04.2018 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по по административному исковому заявлению Любарцевой С. А. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю о признании незаконным решения налогового органа,

установил:

Любарцева С.А. обратилась в суд с административным иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю о признании незаконным решения налогового органа, заявив ходатайство о применении мер предварительной защиты виде возложения исполнения обязанностей председателя правления Дачного некоммерческого товарищества «Верхний казачий хутор» () на Любарцеву С.А., <данные изъяты>, а также в виде возложения на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю обязанности внести в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Дачного некоммерческого товарищества «Верхний казачий хутор», ОГРН <данные изъяты>, сведения о председателе правления - Любарцевой С.А. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени дачного некоммерческого товарищества «Верхний казачий хутор».

В обоснование требований указано, что председатель правления дачного некоммерческого товарищества «Верхний казачий хутор» Любарцева С.А. обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю с заявлением формы Р14001 с целью внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в части, касающейся сведений о Любарцевой С.А., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, приложив надлежащим образом заверенную копию протокола от 05.08.2018 №2 внеочередного общего собрания членов ДНТ «Верхний казачий хутор», согласно которому она избрана председателем правления указанного товарищества (вх. А от 19.11.2018). 27.11.2018 г. председателем правления ДНТ «Верхний казачий хутор» Любарцевой С.А. получено решение от 26.11.2018 о приостановлении государственной регистрации в срок до 15.12.2018 для проверки достоверности включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц сведений в силу наличия возражения заинтересованного лица (номер документа <данные изъяты> от 20.11.2018). Основанием для принятия указанного решения послужило возражение заинтересованного лица ФИО5, значащимся в ЕГРЮЛ председателем правления ДНТ «Верхний казачий хутор» (номер документа <данные изъяты> от 20.11.2018). В обоснование своего возражения ФИО5 указал о своем несогласии с решением внеочередного общего собрания членов ДНТ «Верхний казачий хутор», изложенным в протоколе от 05.08.2018 №2, доводы возражений Квашуры Г.Т. сводятся лишь к оспоримости решения органа юридического лица - решения общего собрания членов ДНТ «Верхний казачий хутор», изложенного в протоколе от 05.08.2018 №2. Указанное решение налогового органа от 26.11.2018 о приостановлении государственной регистрации по заявлению (вх. № <данные изъяты> от 19.11.2018) административный истец считает незаконными, поскольку основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ по заявлению председателя правления ДНТ «Верхний казачий хутор» Любарцевой С.А. (вх. № <данные изъяты> от 19.11.2018) отсутствуют. Также отсутствуют основания для приостановления государственной регистрации по заявлению председателя правления ДНТ «Верхний казачий хутор» Любарцевой С.А. (вх. № <данные изъяты> от 19.11.2018). В связи с этим административный истец обратился в суд.

В судебное заседание административный истец не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела, о причинах неявки суду не сообщил.

Административный ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Любарцевой С.А., просил в иске отказать. Пояснил, что в настоящий момент сведения об административном истце, как о председателе ДНТ, внесены в ЕГРЮЛ на основании представленного заявления и приложенного к нему решения УФНС России по Краснодарскому краю. Считал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Любарцева С.А. обратилась в Советский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю о признании незаконным решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ вх. А.

Регистрирующий орган, рассмотрев вышеуказанное административное исковое заявление считает его незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, в том числе сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.

Записи в государственные реестры вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. 4 ст. 5 Федерального закона № 129ФЗ).

Согласно п. 4.1 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случае, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Любарцевой С.А. 19.11.2018 в адрес регистрирующего органа представлен комплект документов, в связи с изменением сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении ДНТ «ВЕРХНИЙ КАЗАЧИЙ ХУТОР» ОГРН , а именно: заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме№ Р14001, протокол внеочередного общего собрания членов ДНТ от 05.08.2018 № 2.

Однако, 20.11.2018 ФИО5 в адрес Инспекции представлено возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по установленной форме № .

Согласно листу «Б» вышеуказанного заявления, ФИО5, являющийся в свою очередь председателем ДНТ, возражает относительно государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении ДНТ, на основании представленного 19.11.2018 комплекта документов вх. .

Пунктом 4.2 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

В соответствии с п. 4.4 Федерального закона № 129-ФЗ, в случае,если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, и в связи с тем, что возражения заинтересованного лица являются основанием для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом 26.11.2018 принято решение о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, в отношении ДНТ вх. А.

Указанное решение о приостановлении государственной регистрации содержит все основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, что соответствует нормам, указанным в п. 4.4 Федерального закона № 129-ФЗ.

Так, из вышеизложенных норм следует, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, осуществляется регистрирующим органом самостоятельно, либо с привлечением специалиста или эксперта, а представление документов и пояснений от заявителя, в случае наличия таковых, является его правом.

Кроме того, решение о приостановлении государственной регистрации не является итоговым документом оказания государственной услуги. По результатам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию, а также после проведения необходимых мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 129-ФЗ, регистрирующим органом принимается решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации по основаниям, указанным в ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ.

Относительно доводов административного истца о том, что регистрирующим органом в нарушение пп. 8 п. 5 Приложения № 1 к приказу ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ (далее – Приказ ФНС № 72) принято решение о приостановлении государственной регистрации, усматривается следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона № 129-ФЗ факт поступления в регистрирующий орган возражения являться самостоятельным основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации, которое в свою очередь является правом регистрирующего органа.

В силу пп. 8 п. 5 Приложения № 1 к приказу ФНС № 72 если в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.

Данное положение подзаконного акта указывает на то, что у регистрирующего органа отсутствуют основания для проведения мероприятий по проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, то есть теми способами осуществления проверки достоверности сведений, прямо указанными в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ, по определенному возражению по форме № Р38001, однако данная норма не указываетна то, что проверка не может быть проведена по иным основаниям, а также не содержит предписания о необходимости принятия решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации после установления факта, свидетельствующего об отсутствии основания для проведения мероприятий по проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ и прекращении срока приостановки государственной регистрации.

Кроме того, суд принимает во внимание, что заявителю представлено право предоставить документы, пояснения и иные доказательства, опровергающие предположение регистрирующего органа в недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в срок до 15.12.2018.

Следовательно, до установленного срока в адрес регистрирующего органа заявителем могут быть представлены все необходимые доказательства, а также в соответствии с положениями Федерального закона № 129-ФЗ факт отказа регистрирующего органа лицу, представившему возражение по форме № 38001 не препятствует повторному представлению возражений по иным основаниям, которые по мнению заинтересованного лица могут свидетельствовать о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

В связи с этим суд приходит к выводу, что до окончания срока, установленного для представления в регистрирующий орган доказательств достоверности/недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, формируется окончательный комплект документов по результатам рассмотрения которого регистрирующим органом принимается решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации сведений, представленных для государственной регистрации, состоящий из первоначального комплекта документов, представленных непосредственно лицом, выступающим заявителем при государственной регистрации, а также иных документах, полученных регистрирующим органом от заявителя и иных заинтересованных лиц в установленный срок.

Кроме того, в адрес регистрирующего органа 12.12.2018, то есть до истечения срока, представленного для возможности подтверждения достоверности, сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, поступило определение Советского районного суда г. Краснодара от 27.11.2018 о наложении запрета регистрирующему органу осуществлять государственную регистрацию изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ДНТ.

В соответствии с пп «м» п. 1 ст. 23 Федерального закона №129-ФЗ установлено, что в случае если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.

Следовательно, факт поступления в регистрирующий орган подобного судебного акта служит основанием для отказа в государственной регистрации, представленных на государственную регистрацию сведений в отношении ДНТ.

Однако, в адрес регистрирующего органа 13.12.2018 поступило определение Советского районного суда г. Краснодара от 11.12.2018, которым суд обязал регистрирующий орган внести в ЕГРЮЛ сведения о Любарцевой С. А. как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ДНТ.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ, ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом. Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (ст. 13, 14 Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Из вышеуказанной нормы права следует, что одним из основополагающих принципов ведения государственных реестров является достоверность информации, содержащийся в них, обусловленная тем фактом, что государственные реестры используются неопределенным количеством лиц, и содержание недостоверной информации может повлечь за собой нарушение их прав и законных интересов.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность обжалования решения о приостановлении государственной регистрации ввиду того, что данное решение является правом регистрирующего органа, носит промежуточный характер, относительно регистрационных действий, а также не возлагает на административного истца каких-либо обязанностей по совершению действий или обязанностей воздержаться от них.

Из вышеизложенного следует, что принятие решения о приостановлении государственной регистрации является правом регистрирующего органа, и основанием для принятия указанного решения послужил факт поступления в адрес Инспекции возражения заинтересованного лица, с которым Федеральный закон № 129-ФЗ связывает возникновение обоснованного сомнения в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, что в свою очередь подтверждает законность решения Инспекции о приостановлении государственной регистрации от 26.11.2018. Дальнейшие действия регистрирующего органа, относительно представленного административным истцом в адрес регистрирующего органа комплекта документов, направлены на внесение исключительно достоверных сведений в ЕГРЮЛ, и выполняются в предусмотренный абз. 2 п. 4.4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ, срок, не превышающий одного месяца с момента принятия такого решения.

Более того, в судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что в настоящий момент сведения об административном истце, как о председателе ДНТ, внесены в ЕГРЮЛ на основании представленного заявления и приложенного к нему решения УФНС России по Краснодарскому краю.

Согласно ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, учитывая, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона, вынесено в пределах полномочий административного ответчика, права и свободы административного истца не нарушены, суд пришел к выводу в удовлетворении административного искового заявления Любарцевой С.А. отказать.

В соответствии с ч.2 ст.176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, при этом обязанность доказывания оспариваемого решения возлагается на орган, наделенный государственными или иными властными полномочиями и принявший оспариваемое решение (ст. 226 КАС РФ).

Суд на основании ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Любарцевой С. А. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю о признании незаконным решения налогового органа – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара О.В. Скрипка