ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1245/2021 от 14.01.2022 Новосергиевского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-55/2022 (2а-1245/2021)

УИД- 56RS0024-01-2021-002263-30

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 января 2022 года п. Новосергиевка Оренбургская область

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Дроновой Т.М.,

при секретаре Миморовой С.А.,

с участием представителя административного истца: старшего помощника прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Баева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование требований указал, что прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ рассмотрена информация Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области о результатах проведенной проверки администрации муниципального образования Новосергиевский район. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области проведена проверка отдела архитектуры по вопросам соблюдения градостроительного законодательства. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО «Новосергиевский район» выдано предписание об устранении допущенных нарушений, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации о частичном исполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ допущенные нарушения администрацией МО «Новосергиевский район» не устранены, а именно: не исполнены пункты 2, 4, 5, 6, 7, 10, 14 предписания. При проведении прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что фактически нарушения, отраженные в пунктах 5, 6, 7, 8, 10 предписания от ДД.ММ.ГГГГ не устранены, а именно: не внесены изменения в схему территориального планирования, а также изменения в нормативы градостроительного проектирования муниципального образования (далее - нормативы). В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 года №131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» нормативы градостроительного проектирования, подготовленные в соответствии с требованиями ГрК РФ, подлежат утверждению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 1 статьи 29.4 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления. Нормативы градостроительного проектирования Новосергиевского района утверждены решением Совета депутатов Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области». Согласно части 6 статьи 29.4 ГрК РФ проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения. В соответствии с требованиями части 7 статьи 29.4 ГрК РФ к утвержденным нормативам градостроительного проектирования должен быть обеспечен доступ во ФГИС ТП. Пунктами 8, 10 Порядка, утвержденного постановлением администрации МО Новосергиевский район от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области» полномочия по подготовке нормативов возложены на администрацию района, полномочия по их утверждению – на Совет депутатов. По результатам изучения Министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области нормативов Новосергиевского района, размещенных во ФГИС ТП, установлено, что нормативы разработаны применительно к городскому округу. Кроме того, в нарушение требований ч. 3 ст. 29.2 ГрК РФ нормативы не содержат расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности автомобильными дорогами общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов. По результатам проведения в ДД.ММ.ГГГГ мониторинга федеральной государственной системы территориального планирования установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нормативы градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район в соответствие с действующим законодательством не приведены. При указанных обстоятельствах нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере градостроительных правоотношений и могут оказать влияние на качественное развитие территории муниципального образования. Статьей 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Новосергиевский район», выразившееся в непринятии мер по подготовке проекта внесения изменений в действующие нормативы градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район, утвержденные решением Совета депутатов Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области». Обязать администрацию муниципального образования «Новосергиевский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и внести на утверждение в представительный орган проект нормативного акта о приведении в соответствие нормативов градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район, утвержденных решением Совета депутатов Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области».

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Баев А.В. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменных возражениях просил отказать в удовлетворении иска. Нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «Новосергиевский район» утверждены решением Совета депутатов района от ДД.ММ.ГГГГ. Актуализация данного документа проводится в настоящий момент. Подготовлена аукционная документация для проведения аукциона. Муниципальный контракт на разработку данной документации планируется заключить в ДД.ММ.ГГГГ. По мере поступления денежных средств аукцион будет проведен, изменения в решение Совета депутатов района от ДД.ММ.ГГГГ будут внесены. Пункты предписания прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исполнены. В настоящее время ведется разработка по внесению изменений в нормативы градостроительного проектирования муниципального образования.

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ нормативы градостроительного проектирования - совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа (ч. 4 ст. 29.2 ГрК РФ).

Федеральным законом от 05.05.2014 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» внесены изменения в состав, содержание, порядок подготовки, опубликования и утверждения нормативов градостроительного проектирования. В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного закона нормативы градостроительного проектирования, подготовленные в соответствии с требованиями ГрК РФ (в редакции данного Федерального закона), подлежат утверждению в срок до 01.01.2015 года. Утвержденные до дня вступления в силу данного Федерального закона нормативы градостроительного проектирования подлежат приведению в соответствие с требованиями ГрК РФ (в редакции данного Федерального закона) в срок до 01.01.2015 года. До дня утверждения нормативов градостроительного проектирования, подготовленных в соответствии с требованиями ГрК РФ (в редакции данного Федерального закона), или до дня внесения изменений в утвержденные до дня вступления в силу данного Федерального закона нормативы градостроительного проектирования в соответствии с требованиями ГрК РФ (в редакции данного Федерального закона) подготовка документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, документации по планировке территории осуществляется с учетом утвержденных до дня вступления в силу данного Федерального закона нормативов градостроительного проектирования.

Кроме того, указанным законом ГрК РФ дополнен главой 3.1, в частности, статьей 29.1., которая подразделяет нормативы градостроительного проектирования на: 1) региональные нормативы градостроительного проектирования; 2) местные нормативы градостроительного проектирования, которые включают в себя: нормативы градостроительного проектирования муниципального района; нормативы градостроительного проектирования поселения; нормативы градостроительного проектирования городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.4 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В силу положений ч.ч. 6, 7 ст. 29.4 ГрК РФ проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения. Утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ рассмотрена информация Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области о результатах проведенной проверки администрации муниципального образования Новосергиевский район.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области проведена проверка отдела архитектуры по вопросам соблюдения градостроительного законодательства.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО «Новосергиевский район» выдано предписание об устранении допущенных нарушений, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации о частичном исполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ допущенные нарушения администрацией МО «Новосергиевский район» не устранены, а именно: не исполнены пункты 2, 4, 5, 6, 7, 10, 14 предписания.

При проведении прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что фактически нарушения, отраженные в пунктах 5, 6, 7, 8, 10 предписания от ДД.ММ.ГГГГ не устранены, а именно: не внесены изменения в схему территориального планирования, а также изменения в нормативы градостроительного проектирования муниципального образования.

Пунктами 8, 10 Порядка, утвержденного постановлением администрации МО Новосергиевский район от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области» полномочия по подготовке нормативов возложены на администрацию района, полномочия по их утверждению – на Совет депутатов.

По результатам изучения Министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области нормативов Новосергиевского района, размещенных во ФГИС ТП, установлено, что нормативы разработаны применительно к городскому округу.

Кроме того, в нарушение требований ч. 3 ст. 29.2 ГрК РФ нормативы не содержат расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности автомобильными дорогами общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов.

По результатам проведения в ДД.ММ.ГГГГ мониторинга федеральной государственной системы территориального планирования установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нормативы градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район в соответствие с действующим законодательством не приведены.

Невыполнение административным ответчиком обязанности по подготовке проекта внесения изменений в действующие нормативы градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район, утвержденные решением Совета депутатов Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области», влечет нарушение прав неопределенного круга лиц при утверждении местных нормативов градостроительного проектирования.

Довод административного ответчика о том, что пункты предписания от ДД.ММ.ГГГГ исполнены, судом не принимается во внимание, поскольку из представленных доказательств усматривается, что указанное предписание исполнено частично, не исполнены пункты 5, 6, 7, 8, 10.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (ст. 227 КАС РФ).

Таким образом, требования прокурора Новосергиевского района к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области подлежат удовлетворению.

С учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, принципов разумности и справедливости, длительности неисполнения административным ответчиком обязанности по подготовке проекта внесения изменений в действующие нормативы градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район, суд устанавливает срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд отмечает, что при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 358 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по подготовке проекта внесения изменений в действующие нормативы градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район, утвержденные решением Совета депутатов Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области».

Обязать администрацию муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и внести на утверждение в представительный орган проект нормативного акта о приведении в соответствие нормативов градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район, утвержденных решением Совета депутатов Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области».

Об исполнении решения суда сообщить суду в десятидневный срок со дня такого исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья Т.М. Дронова

Мотивированное решение составлено 28 января 2022 года.

Судья Т.М. Дронова