РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2021 года п. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
Председательствующего Колосковой Л.А.
при секретаре Антоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело №2а-1245/2021 (71RS0015-01-2020-002324-46) по административному иску ФИО1 к судебному приставу –исполнителю ОСП Ленинского района Тульской области, начальнику ОСП Ленинского района Тульской области, УФССП России по Тульской области о признании действия (бездействия) незаконным,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к судебному приставу –исполнителю ОСП Ленинского района Тульской области, начальнику ОСП Ленинского района Тульской области, УФССП России по Тульской области о признании действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района ФИО2 незаконным, просила признать действия судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района ФИО2 незаконными в части не представления ответа на ходатайство ФИО1 об ознакомлении с исполнительным производством от ДД.ММ.ГГГГ; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района Тульской области ФИО2 устранить допущенные нарушения, а именно предоставить ответ на ходатайство об ознакомлении с исполнительным производством от ДД.ММ.ГГГГ в полном объёме, согласно Федеральному закону №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В обоснование требований указала на то, что в ОСП г. Ленинского района Тульской области в адрес ФИО1 было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП. Исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ находится в исполнении судебного - пристава - исполнителя ФИО2 Она (ФИО1) неоднократно направляла запросы о предоставлении информации - какие исполнительные действия и в какие сроки совершены по исполнительному производству в отношении ФИО3 Ответ в установленный законом срок не поступил.
ДД.ММ.ГГГГ было повторно подано ходатайство на ознакомление с исполнительным производством. Данное ходатайство ОСП Ленинского района Тульской области получено, что подтверждается официальном сайте <данные изъяты> в разделе Отслеживание почтовых отправлений за трек-номером почтового отправления №. Однако в установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 227-ФЗ «Об исполнительном производстве» десятидневный срок, от административного ответчика ни постановления, ни ответа на обращение не поступило, что, по мнению административного истца, влечет нарушение его прав как взыскателя.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Административный ответчик – начальник ОСП Ленинского района Тульской области старший судебный пристав ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
Административный ответчик- судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района Тульской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.
Административный ответчик УФССП России по Тульской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте его проведения извещалось в установленном законом порядке.
Заинтересованное лицо- ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения начальника ОСП Ленинского района Тульской области старшего судебного пристава ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Статьей 1 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) установлено, что данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).
В силу ст. 2 Федерального закона от 2.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В статье 50 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Право на ознакомление с материалами исполнительного производства является безусловным правом взыскателя.
При этом Закон об исполнительном производстве не регулирует порядок, процедуру и сроки ознакомления стороны исполнительного производства с материалами исполнительного производства.
Согласно ч. 2 ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Если иное не предусмотрено данным Законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (ч. 5 ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве).
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 7 ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве).
В силу ч. 6 ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве в случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Законом.
В соответствии с п. 1.3 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных ФССП России 11.04.2014 года № 5-9 (далее - Методические рекомендации), в порядке статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения заявлений.
Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Закона об исполнительном производстве: обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства.
Следовательно, заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, о проделанной работе по исполнению требований исполнительного документа не подлежит регистрации в качестве заявлений (ходатайств) и рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 указанной статьи.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя начальника отделения-заместителем старшего судебного пристава ОСП Ленинского района возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника ФИО3 о взыскании в пользу ФИО1 денежной суммы в размере 134181,40 руб. на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты> районным судом <адрес> на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направила в ОСП Ленинского района УФССП по Тульской области ходатайство на ознакомление с исполнительным производством №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. В данном ходатайстве ФИО1 просила сообщить информацию о ходе исполнительного производства по исполнительному документу, а именно: какие исполнительные действия и в какие сроки совершены (вызов стороны; направление запросов о необходимых сведениях; выход по местонахождению должника; наложение ареста на имущество, в том числе денежные средства и ценные бум аги, изъятие указанного имущества, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; оценка имущества; обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества, установление ограничений, временные ограничения, ограничения на выезд должника из Российской Федерации; иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов); каковы результаты направленных запросов и совершенных действий.
Ходатайство ФИО1 на ознакомление с исполнительным производством от ДД.ММ.ГГГГ в ОСП Ленинского района УФССП России по Тульской области поступило ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП Ленинского района ФИО4 на данное ходатайство вынесено постановление об удовлетворении ходатайства в части ознакомления с материалами ИП ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное постановление в тот же день было направлено в адрес ФИО1 простой почтовой корреспонденцией, что подтверждается списком почтовой корреспонденции № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из заявленных требований, предметом рассмотрения настоящего дела является бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в не предоставлении ответа на ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ об ознакомлении с исполнительным производством.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
По смыслу закона оспариваемые постановление, действия (бездействие) пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: постановление (действие (бездействие)) вынесено (совершено) лицом, не имеющим полномочий на его принятие (совершение); существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого постановления требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые постановление (действие (бездействие)) нарушает права и свободы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого документа (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Основанием для признания постановления (действия, бездействия) судебного пристава-исполнителя недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Исходя из материалов дела, в установленный тридцатидневный срок, ДД.ММ.ГГГГ начальником ОСП Ленинского района дан ответ на поступившее заявление ФИО1 об ознакомлении с материалами исполнительного производства.
Отправка вышеуказанного постановления на ходатайство ФИО1 простым письмом не противоречит нормам Закона об исполнительном производстве.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что взыскателем в спорный период времени предпринимались какие-либо попытки по ознакомлению с материалами исполнительного производства (фактическая явка к судебному приставу-исполнителю и пр.). Равно как и не представлено доказательств отказа или воспрепятствования судебного пристава-исполнителя в предоставлении материалов исполнительного производства для ознакомления при явке взыскателя в отделение.
Таким образом, из материалов дела не следует, что судебным приставом-исполнителем совершены какие-либо действия, ограничивающее право заявителя на ознакомление с материалами исполнительного производства.
Нарушение прав и законных интересов ФИО1 в ходе судебного разбирательства дела не установлено.
Сведения о наступлении для административного истца последствий, перечисленных в ст. 218 КАС РФ, отсутствуют. Не приведены такие последствия и в административном исковом заявлении.
Административным истцом факт нарушения прав и законных интересов не подтвержден, в то время, как именно на него законом (п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ) возложена обязанность доказывания данных обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает наличия незаконного бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя, выразившего в не рассмотрении заявления ФИО1 об ознакомлении с материалами исполнительного производства в установленный законом срок и порядке, в не предоставлении материалов исполнительного производства в установленные законом сроки; в не направлении должнику ответа (постановления) на заявление в установленный законом срок.
Заявление об ознакомлении с материалами дела не является ни требованием о совершении каких-либо исполнительских действий, ни требованием о применении мер принудительного исполнения.
Следует отметить, что действующее законодательство об исполнительном производстве не обязывает судебного пристава направлять взыскателю весь объем информации о ходе исполнительного производства, с учетом права сторон исполнительного производства на получение ими в самостоятельном порядке информации о ходе исполнительного производства, посредством ознакомления с материалами исполнительного производства, и непосредственного участия в нем. Кроме того, суд обращает внимание, что в настоящее время имеется техническая возможность на сайте <данные изъяты> дистанционно получать всю необходимую информацию как «Взыскателю», так и «Должнику», без посещения службы судебных приставов, для чего заявитель мог воспользоваться сервисом «личный кабинет стороны исполнительного производства».
При таких обстоятельствах, суд, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью.
Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к судебному приставу –исполнителю ОСП Ленинского района Тульской области, начальнику ОСП Ленинского района Тульской области, УФССП России по Тульской области о признании действия (бездействия) незаконным, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья