ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1245/2024 от 21.02.2024 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-1245/2024

УИД: 42RS0009-01-2023-011240-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Шандрамайло Ю.Н.

при секретаре Федоровой Д.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

21 февраля 2024 года

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Следственному комитету Российской Федерации, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу, руководителю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу ФИО2 об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Следственному комитету Российской Федерации, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу, руководителю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу ФИО2, и.о. руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению СУ СК Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу ФИО3, руководителю отдела по приему граждан и документационному обеспечению СУ СК РФ по КО-Кузбассу ФИО4 об оспаривании действий.

Требования мотивирует тем, что **.**.**** административный истец обратился в СУ СК РФ по Кемеровской области с обращением «Запрос личного приема у руководителя СУ СК РФ по Кемеровской области» (###), в котором запрашивал организацию личного приема у руководителя СУ СК РФ по Кемеровской области для целей обжалования процессуальных действий первого заместителя руководителя ё и заместителя руководителя К.А.М. По итогам рассмотрения данного обращения был получен ответ отклоняющего характера от **.**.****### за подписью и.о. руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению ФИО3

**.**.**** административный истец обжаловал указанный выше ответ СУ СК РФ по Кемеровской области путем направления обращения «Обжалование действий ФИО3» (###) с указанием всех существенных пороков предоставленного ответа. Административный истец повторно получил ответ СУ СК РФ по Кемеровской области отклоняющего характера от **.**.****### за подписью руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению ФИО4

**.**.**** через подачу обращения «Обжалование действий ФИО4» от **.**.**** (###) был обжалован полученный ответ СУ СК РФ по Кемеровской области от **.**.****###. Ответ с рассмотрением по существу на момент подачи настоящего иска не предоставлен.

Административным истцом был запрошен личный прием именно руководителя СУ СК РФ по Кемеровской области ФИО2 для целей обжалования действий его первого заместителя ё и заместителя К.А.М.

Процессуальные действия ё и К.А.М., подлежащие обжалованию либо в порядке ст.ст. 123-124 УПК РФ, либо в порядке п. 6 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, уже были совершены, а именно предоставлены ответы:

первый заместитель ё предоставил ответы: от **.**.****###, от **.**.****###, от **.**.****###;

заместитель К.А.М. предоставил ответы: от **.**.****###, от **.**.****###, от **.**.****###, от **.**.****###. Также был проведен личный прием **.**.****, по итогам которого был предоставлен ответ от **.**.****###.

На момент подачи настоящего иска личный прием ФИО2 не проведен.

Считает отказ от проведения личного приема руководителем СУ СК РФ по Кемеровской области ФИО2 для целей обжалования процессуальных действий его первого заместителя ё и К.А.М. незаконным и немотивированным, противоречащим положениям федерального законодательства и внутренним распорядительным документам, а также прямым нарушением конституционных прав заявителя ФИО1, потому что право на личное обращение граждан в государственные органы закреплено в ст. 33 Конституции РФ, уточнено ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Принцип обжалования процессуальных действий у вышестоящего руководителя закреплен в статьях 123-124 УПК РФ. В силу пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» законодатель вводит прямой запрет на направление обращения граждан для рассмотрения по существу лицам, на действия которых подана жалоба. При подаче обращения с ходатайством о назначении личного приема у ФИО2 заявитель ФИО1 указывал, что обжалованию предстоят действия ё и К.А.М.

Для целей реализации положений федерального законодательства и обеспечения закрепленного Конституцией Российской Федерации права граждан на обращение в государственные органы с жалобами на действия (бездействия) и решения следователей и руководителей следственных органов в СУ СК РФ по Кемеровской области издан Приказ от **.**.****###, который вводит в действие Положение об организации приема граждан в СУ СК РФ по Кемеровской области.

Приказ от **.**.****### с Положением об организации приема граждан в СУ СК РФ по Кемеровской области содержит четкие указания на порядок действий сотрудников СУ СК РФ по Кемеровской области при организации личного приема граждан, а именно: пункт 2.1. указывает, что руководитель следственного управления личный прием граждан осуществляет по обращениям, которые рассматривались первым заместителем или заместителем руководителя.

Для целей защиты конституционных прав граждан и в соответствии со статьей 2 Распоряжения СУ СК РФ по Кемеровской области от **.**.****### в ходе личного приема гражданина ведется видеозапись.

Таким образом, ФИО1 настаивает на организации личного приема у руководителя СУ СК РФ по Кемеровской области ФИО2, потому что вопросы, заявленные на обсуждение, относятся к исключительной компетенции ФИО2

Оснований для мотивированного отказа ФИО1 в организации личного приема у руководителя ФИО2 нет, таких ограничений не содержат ни положения федерального законодательства, ни положения внутренних распорядительных документов. Нет оснований ограничивать и форму обращения ФИО1 Руководитель управления ФИО2 обязан обеспечить возможность реализации конституционного права ФИО1 на личное обращение в государственные органы любым законным способом на усмотрение ФИО1 В данном случае административный истец настаивает на организации именно личного приема.

Таким образом, предоставленные ответы отклоняющего характера от **.**.****### и от **.**.****### считает незаконными, немотивированными, противоречащими внутренним распорядительным документам СУ СК РФ по Кемеровской области, поражающими конституционные права ФИО1 Фактически происходит уклонение от организации и проведения личного приема руководителем управления ФИО2, на котором должны быть обжалованы действия первого заместителям или заместителя управления. Указанные действия, поражающие конституционные права ФИО1, могли быть пресечены как СК России, так и СУ СК РФ по Кемеровской области, в том числе и лично руководителем ФИО2

Просил признать незаконными и противоречащими статье 33 Конституции РФ, положениям федерального законодательства, статье 2.1. Положения об организации приема граждан в СУ СК РФ по Кемеровской области, утвержденного Приказ от **.**.****###, действия в виде предоставления ответов отклоняющего характера от **.**.****###, от **.**.****###; обязать руководителя СУ СК РФ по Кемеровской области-Кузбассу ФИО2 обеспечить исполнение права заявителя ФИО1 на личное обращение, которое гарантировано статьей 33 Конституции РФ, через организацию личного приема заявителя ФИО1 руководителем СУ СК РФ по Кемеровской области ФИО2 в соответствии со статьей 2.1. Положения об организации приема граждан в СУ СК РФ по Кемеровской области, утвержденного Приказ от **.**.****###, с ведением видеозаписи хода личного приема в соответствии со статьей 2 Распоряжения СУ СК РФ по Кемеровской области от **.**.****###, для целей обжалования действий первого заместителя руководителя ё, заместителя К.А.М., иным вопросам, касающимся компетенции СУ СК РФ по Кемеровской области.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.

Административные ответчики Следственный комитет Российской Федерации, руководитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу ФИО2, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Административные ответчики Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу, и.о. руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению СУ СК Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу ФИО3, руководитель отдела по приему граждан и документационному обеспечению СУ СК РФ по КО-Кузбассу ФИО4 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представили письменные возражения на административный иск, в которых просили требования административного истца оставить без удовлетворения.

Выслушав административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1).

На основании п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на административного истца.

На административном ответчике в свою очередь лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочия на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п. п. 3 и 4 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам этих органов, а также порядок рассмотрения таких обращений урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 2 данного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу п. 3 ст. 5 Закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1); запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт 2); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Закона (пункт 4); уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 5).

Согласно частям 3, 4 указанной статьи ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом; ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, или по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале при его использовании и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Частью 1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Приказом следственного управления «Об утверждении Положения об организации личного приема граждан в следственном управлении» от **.**.****### утверждено Положение об организации приема граждан в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (л.д. 126-130).

В соответствии с п. 1.1. Положения в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее – следственное управление) прием граждан, представителей государственных и общественных организаций (далее – прием граждан) осуществляется руководителем следственного управления, первым заместителем и заместителями руководителя следственного управления, руководителями подразделений аппарата следственного управления, руководителями следственных отделов по городам и районам, межрайонного следственного отдела (далее – следственные отделы) и их заместителями в соответствии с утвержденными графиками (л.д. 126).

Согласно п. 2.1. Положения руководителем следственного управления личный прием граждан осуществляется по обращениям, которые рассматривались первым заместителем или заместителями руководителя следственного управления, а также руководителями следственных отделов и подразделений аппарата следственного управления, вопросы деятельности которых в соответствии с распределением обязанностей руководитель следственного управления оставил за собой.

Первым заместителем и заместителями руководителя следственного управления осуществляется прием граждан по обращениям, которые рассматривались руководителями следственных отделов и подразделений аппарата следственного управления.

Прием граждан руководителем следственного управления или его заместителями может быть организован также по их поручению (л.д. 126).

Пунктом 2.2. Положения предусмотрено, что запись на прием руководством следственного управления осуществляется при личном обращении гражданина в следственное управление, по телефону отдела по приему граждан и документационному обеспечению или по «телефону доверия».

При отсутствии оснований для приема руководителем следственного управления руководитель отдела по приему граждан и документационному обеспечению дает заявителю устное или письменное разъяснение. Руководителю соответствующего следственного отдела направляется поручение об организации личного приема и проверке доводов заявителя (л.д. 126).

В силу п. 2.3. Положения подготовительная работа по организации личного приема граждан руководством следственного управления проводится отделом по приему граждан и документационному обеспечению во взаимодействии с другими подразделениями аппарата следственного управления и следственными отделами.

Руководители контрольно-следственного отдела, отдела криминалистики, первого, второго и третьего отделов по расследованию особо важных дел, следственных отделов ежемесячно, до 20 числа, с учетом состояния переписки с заявителями представляют предложения о целесообразности их приема руководством следственного управления, в том числе в ходе выездов. По запросам направляют ответственному исполнителю необходимые материалы.

Информация об обращениях граждан, в которых ставится вопрос о личном приеме, а также поступивших предложениях, обобщается и представляется на доклад руководителю и заместителям руководителя следственного управления.

О назначении приема в аппарате следственного управления граждане извещаются по контактным телефонам (л.д. 126).

Из материалов дела следует и установлено судом, что **.**.**** в следственном управлении в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» зарегистрировано обращение ФИО1 от **.**.****, содержащее требование об организации его личного приема руководителем следственного управления и предоставлении письменного ответа в случае отказа (л.д. 30).

На указанное обращение и.о. руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению ФИО3 дан ответ, согласно которому предусмотренное законом право на личный прием руководителем государственного органа заявителем реализовано, **.**.**** он принят на личном приеме заместителем руководителя управления.

В связи с повторным обращением ФИО1 **.**.**** в следственное управление, последнему предложен прием первым заместителем руководителя управления ё, осуществляющим контроль за работой следственных отделов по Заводскому и Центральному районам города Кемерово, в производстве которых находились материалы проверок по заявлениям ФИО1, от которого он отказался, что подтверждается рапортом должностных лиц следственного управления.

**.**.**** на вышеуказанное обращение ё в период исполнения им обязанностей руководителя следственного управления ФИО1 дан ответ отклоняющего характера по всем ранее заявленным доводам (л.д. 31).

Не соглашаясь с ответом от **.**.****, ФИО1 в следственное управление направлено обращение от **.**.****, в котором он обжалует действия и.о. руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению ФИО3 (л.д. 35-36)

Данное обращение зарегистрировано в следственном управлении **.**.**** и **.**.**** руководителем отдела по приему граждан и документационному обеспечению ФИО4 заявителю дан ответ об отсутствии нарушений ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ при рассмотрении его обращения от **.**.**** (л.д. 37).

**.**.**** ФИО1 направлено обращение в связи с несогласием представленного ответа от **.**.**** (л.д. 42)

Указанное обращение рассмотрено, **.**.****. руководителем отдела по приему граждан и документационному обеспечению ФИО4 дан ответ (л.д. 43)

В соответствии с пунктом 2.2 приказа «Об утверждении Положения об организации личного приема граждан в следственном управлении» от **.**.****###, полномочия по организации личного приема руководством управления возложены на отдел по приему граждан и документационному обеспечению. При отсутствии оснований для приема руководителем следственного управления, руководитель отдела по приему граждан и документационному обеспечению дает заявителю устное или письменное разъяснение.

Таким образом, обращения ФИО1 были рассмотрены уполномоченным на то лицом в установленном законом порядке, и сроки, предусмотренные действующим законодательством, ответ дан по существу поставленных в обращении вопросов и является мотивированным.

Анализ текстов обращений и ответов на них не дает оснований для вывода о том, что оспариваемые ответы даны не по существу поставленных в обращении вопросов, а несогласие с содержанием ответов не свидетельствует о незаконности действий или бездействия должностных лиц.

Кроме того, оценка степени аргументированности ответов не может быть предметом проверки суда в рамках рассмотрения требований в порядке гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Однако каких-либо нарушений закона, повлекших нарушения прав и свобод административного истца, при рассмотрении его обращений допущено не было. Тот факт, что заявитель не согласен с данными ему ответами, не является нарушением его прав.

В связи с чем, оснований для принятия каких-либо конкретных мер по восстановлению нарушенных прав и возложении на административных ответчиков исполнения какой-либо конкретной обязанности, не имеется.

Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что при рассмотрении обращений ФИО1 его права нарушены не были, препятствий их реализации не возникло, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Следственному комитету Российской Федерации, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу, руководителю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу ФИО2 об оспаривании действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 07.03.2024.