ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1246/2018 от 31.05.2018 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а - 1246/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2018 года г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Мошкиной И.Н., при секретаре Панковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Главного управления МЧС России по Приморскому краю ФИО2 о признании незаконным решения от <дата><номер> и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском, указала, что она обратилась в администрацию г. Владивостока с заявлением о нарушениях требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> её обращение было перенаправлено для рассмотрения по существу в Главное управление МЧС России по Приморскому краю.

Решением Главного управления МЧС России по Приморскому краю <номер> от <дата>ФИО1 было отказано в принятии мер реагирования к виновным лицам, в связи с отсутствием выявленных нарушений п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, поскольку выход на пожарную лестницу, как и сама лестница не являются эвакуационными.

Административный истец ФИО1 не согласна с принятым решением, поскольку оно принято в нарушение п.п. 23, 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации и ст.ст. 39, 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которых общий балкон в многоквартирном доме, где она проживает и наружная лестница являются эвакуационными, соответственно загромождение оборудованием тесного трехметрового балкона является нарушением противопожарных правил, а следовательно не принятие мер реагирования со стороны административного ответчика на нарушение требований противопожарной безопасности, является незаконным.

В обоснование административный истец указывает, что данный дом находится под управлением ООО «Управляющая компания Советского района-4». На стене трехметрового поэтажного балкона, на пятам этаже, 9-ти этажного многоквартирного дома, жильцы муниципальной <номер> и частной квартиры <номер><адрес>, в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, установили кондиционеры, загромоздив выход на наружную лестницу дома.

Поскольку, административный истец проживает на верхнем этаже 9 этажного дома, то в случае пожара будет лишена возможности воспользоваться эвакуационным путем, ведущим через наружную лестницу балкона в виду его загромождения указанными кондиционерами, что нарушает ее права и законные интересы.

Учитывая участившиеся пожары мусора в мусоропроводе за период с <дата> (6раз), которые были зафиксированы административным ответчиком, последние никаких мер реагирования к ООО «Управляющая компания Советского района-4», не принимает.

Между тем, ООО «Управляющая компания Советского района-4» выдала виновным лицам предписания по устранению данных нарушений, которые в установленный срок устранены не были. В дальнейшем также никаких мер реагирования не приняли.

В связи с непринятием мер реагирования ООО «Управляющая компания Советского района-4» по факту нарушений Правил противопожарного режима в Российской Федерации административный истец обратился с обращением в администрацию г. Владивостока, которое было перенаправлено для рассмотрения по существу в Главное управление МЧС России по Приморскому краю.

Решением Главного управления МЧС России по Приморскому краю от <дата><номер>, выраженным в письменном ответе на обращение, ФИО1 также было отказано в принятии мер реагирования на указанные выше нарушения, поскольку выход на пожарную лестницу, как и сама лестница не являются эвакуационными.

В связи с чем, административный истец просит суд признать незаконным решение ГУ МЧС России по Приморскому краю ФИО2<номер> от <дата> и возложить обязанность устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивала, просила требования административного иска удовлетворить.

Представитель административного ответчика руководителя ГУ МЧС России по Приморскому краю Д.В.ВБ., ФИО3, в судебном заседании представив письменный отзыв, суду пояснила, что путь эвакуации с 5-го этажа жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не проходит через вертикальную металлическую лестницу, установленную на балконе в местах общего пользования, так как она не является эвакуационной. В случае использования данной лестницы для эвакуации, кондиционеры, установленные на балконе, не препятствуют проходу к лестнице, так как вышеуказанная металлическая лестница установлена снаружи балкона, при ее использовании нет необходимости контактировать с блоками кондиционеров. Нормативно-правовые акты, а также нормативные документы по пожарной безопасности не содержат прямого запрета на установку блоков кондиционеров внутри объема конструкции балкона в местах общего пользования. Кроме того, в соответствии со строительными и пожарными нормами действующего законодательства эвакуационная лестница типа «наружная открытая лестница» должна отвечать соответствующим требованиям, а именно: иметь соответствующий уклон, ширину проступи ступени и так далее. Лестница, которая установлена снаружи балкона 5-го этажа жилого дома по <адрес> по которой ФИО1 предъявлено в исковом заявлении, не относится по своим характеристикам к наружным эвакуационным лестницам, а является (согласно п. 5.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а также ГОСТ Р 53254-2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний») лестницей типа «П1 - вертикальные», которая используется пожарными подразделениями для эвакуации людей, подъема на кровли и чердаки личного состава и пожарно-технического вооружения, а также на ограждения кровли зданий для обеспечения безопасности проводимых работ. Выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара (п. 6.19 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений). Учитывая тот факт, что наружная открытая лестница не отвечает требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам по своим характеристикам, в связи с чем, не учитывается при эвакуации в случае пожара, а кондиционеры, установленные на балконе, не препятствуют проходу к лестнице, так как вышеуказанная металлическая лестница установлена снаружи балкона и при ее использовании нет необходимости контактировать с блоками кондиционеров, а также того факта, что нормативно-правовые акты, а также нормативные документы по пожарной безопасности не содержат прямого запрета на установку блоков кондиционеров внутри объема конструкции балкона в местах общего пользования полагает, что оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд полагает заявленные требования административного иска ФИО1 подлежащими удовлетворению, в силу следующего.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из смысла ч.1 ст.218 КАС РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с Законом Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края", к полномочиям ГУ МЧС России по ПК отнесены функции в том числе по обеспечению надзорной деятельности и профилактической работы в сфере пожарной безопасности. Согласно п. 36 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 201 г. № 390 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается в том числе размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

В соответствии с п. 5.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а также ГОСТ Р 53254-2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний» эвакуационная лестница типа наружная открытая лестница должна отвечать соответствующим требованиям, а именно: иметь соответствующий уклон, ширину проступи ступени и так далее.

Лестница, которая установлена снаружи балкона 5-го этажа жилого дома по ул. Енисейская, 1, по которой ФИО1 предъявлено в исковом заявлении, не относится по своим характеристикам к наружным эвакуационным лестницам, а является лестницей типа «П1 - вертикальные», которая используется пожарными подразделениями для эвакуации людей, подъема на кровли и чердаки личного состава и пожарно-технического вооружения, а также на ограждения кровли зданий для обеспечения безопасности проводимых работ.

В соответствии с п. 6.19 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара.

Согласно п. 3 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» «к эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа».

Согласно ст. 39 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрена классификация лестниц, а именно:

Лестницы, предназначенные для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, подразделяются на следующие типы: внутренние лестницы, размещаемые на лестничных клетках; внутренние открытые лестницы; наружные открытые лестницы.

Пожарные лестницы, предназначенные для обеспечения тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, подразделяются на следующие типы: П1 - вертикальные лестницы; П2 - маршевые лестницы с уклоном не более 6:1.

Согласно п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 на объектах защиты запрещается: размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир.

Статьей 37 ФЗ N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" предусмотрены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, согласно которым руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 1 ФЗ N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Процедура и порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

В судебном заседании судом установлено, что административный истец ФИО1 обратилась в администрацию г. Владивостока с заявлением (обращением) о нарушениях требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>

Данное заявление было перенаправлено для рассмотрения по существу в Главное управление МЧС России по Приморскому краю.

Решением Главного управления МЧС России по Приморскому краю <номер> от <дата>л.д.11) установлено, что в ходе выездной проверки специалистами ГУ МЧС России по ПК нарушений требований пожарной безопасности не выявлено. Нарушений п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не установлено, поскольку, вертикальная металлическая лестница, смонтированная на балконах, не является эвакуационной, соответственно ведущий к данной лестнице путь, на котором размещены кондиционеры, также не является эвакуационным. Указанная лестница предназначена исключительно для тушения пожаров и проведения аварийно - спасательных работ пожарно - спасательными подразделениями. В ходе проверки выявлен факт нарушения со стороны ООО «Управляющая компания Советского района-10» требований пожарной безопасности при эксплуатации мусоропровода и мусоросборника, в связи с чем, компания привлечена к административной ответственности, данные нарушения устранены. По всем зарегистрированным случаям произошедших загораний в мусоросборнике указанного жилого дома органами дознания Главного управления проведены проверки, по результатам в которых установленным законодательством порядке приняты процессуальные решения. По вопросу ненадлежащего содержания мусоропровода и мусоросборника указанного жилого дома органами дознания Главного управления проведены проверки, по результатам которых в установленном законодательством порядке приняты процессуальные решения (л.д.11).

Решением Главного управления МЧС России по Приморскому краю <номер> от <дата>ФИО1 было отказано в принятии мер реагирования к виновным лицам, в связи с отсутствием выявленных нарушений п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, поскольку выход на пожарную лестницу, как и сама лестница не являются эвакуационными, а также ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (л.д.12).

Вместе с тем, в действиях юридического лица ООО «Управляющая компания Советского района- 10», выявлено нарушение п.53 Правил противопожарного режима Российской Федерации, в части содержания клапанов мусоропровода в исправном состоянии, которые должны находится в закрытом положении и иметь уплотнение в притворах, в связи с чем, в отношении руководителя организации составлен административный протокол по <данные изъяты> (л.д.12).

Учитывая тот факт, что на балконе места общего пользования в <адрес> действительно в нарушение «Правил противопожарного режима в Российской Федерации и Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены кондиционеры, которые затрудняют доступ к использованию аварийной лестницы, что отражено в вышеуказанных ответах административного ответчика от <дата> и <дата> и не отрицалось представителем последнего в судебном заседании, суд приходит, к выводу что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы административного истца ФИО1

При таких обстоятельствах, требования административного иска ФИО1 о признании оспариваемого решения <номер><дата> о непринятия мер реагирования на нарушения требований пожарной безопасности и возложении обязанности устранить допущенные нарушения являются законными обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление административное исковое заявление ФИО1 к начальнику Главного управления МЧС России по Приморскому краю ФИО2 о признании незаконным решения от <дата><номер> и возложении обязанности, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение руководителя Главного управления МЧС России по Приморскому краю ФИО2<номер> от <дата>

Возложить на руководителя Главного МЧС России по Приморскому краю ФИО2 обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть обращение ФИО1 о нарушениях требований пожарной безопасности в жилом доме № 1, по ул. Енисейской, в г. Владивостоке.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца, с момента изготовления в мотивированном виде.

Мотивированное решение изготовлено <дата>

Судья И.Н. Мошкина