ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1247/20 от 24.01.2020 Красногорского городского суда (Московская область)

(2а-7672/2019)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.01.2020 г.о. Красногорск Московской области

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Шемелиной А.А.,

при секретаре Михеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Московской области об оспаривании бездействия органа исполнительной власти, возложении обязанности предоставить письменный ответ на обращение,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству образования Московской области об оспаривании бездействия органа исполнительной власти, возложении обязанности предоставить письменный ответ на обращение.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на те обстоятельства, что в целях исполнения пунктов 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций административный истец в адрес административного ответчика направил обращение общественного объединения граждан по определению форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, указанных в Перечне поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом РФ от 16.01.2019г. № Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что административный ответчик, в нарушение предусмотренного Федеральным законом № 59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в нарушение 30-ти дневного срока ответа на обращение объединения граждан не направил, тем самым нарушив права, свободы и законные интересы административного истца, неопределенного круга лиц – благополучателей и добровольцев (волонтеров) благотворительного молодежного общественного движения, не предусматривающего фиксированного членства, а также права, предусмотренные ст.33 Конституции РФ, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просил признать бездействие административного ответчика в нарушение сроков ответа на обращения граждан – незаконными; обязать административного ответчика предоставить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.

От представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.67).

Представитель административного ответчика П.Е.О., действующая на основании Доверенности, также представлен Диплом об образовании № , в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. В отзыве на административное исковое заявление Министерство образования Московской области указало на то, что просьба Общественного движения об определении формы и сроков взаимодействия, изложенная в поступившем от административного истца письме, ни является ни заявлением, ни жалобой, ни предложением в рамках Закона № 59-ФЗ, а является просьбой о побуждении к выполнению Министерством определенных действий в отношении Общественного движения. Также административный ответчик указал, что Министерством в адрес Общественного движения было направлено приглашение на встречу представителей, с целью обсуждения возможности и целесообразности сотрудничества. Кроме того, к письму прилагалась форма таблицы для заполнения и направления Министерством на электронный адрес Общественного движения, именуемая «акцептом», что подтверждает гражданско-правовой характер письма (л.д. 50-52).

При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны административного истца.

Согласно ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), данный Кодекс, в том числе, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии со ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства, в том числе является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.3 ст. 40 КАС РФ общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В силу ст. 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В статье 4 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» разъясняются следующие понятия:

1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

В соответствии с ч.3 ст.7 указанного Закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

На основании статьи 5 указанного Закона, при рассмотрении обращения гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Согласно ч.4 ст.10 указанного Закона, ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Судом установлено, что 16.09.2019г. Добровольческое молодежное движение «УРФИНГРАМ» в адрес Министерства образования Московской области направило электронное письмо (л.д.14-19).

Как усматривается из представленного суду текста письма, в данном письме административный истец просил определить форму и сроки взаимодействия с подведомственными учреждениями в целях исполнения пунктов 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций указанных Перечнем поручений по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом РФ от 16.01.2019г. № Пр-38ГС), перечнем мероприятий Министерства образования и науки РФ и ЦБ РФ в области повышения финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в РФ на 2017-2021 годы, Планом мероприятий Банка России и Министерства финансов РФ по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-20123 годы и Планом мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 года, утв.Зампредседателя Правительства РФ 20.06.2019г. № 5486п-П44) в рамках межсекторного партнерства, предусмотренного распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы».

В данном письме содержится информация об интерактивной платформе УРФИНГРАМ, указан адрес направления скана заполненного акцепта (предложения), представлено описание процесса регистрации учащихся и присоединения их к игре.

Как указал административный истец в своих пояснениях на возражения на административное исковое заявление, проект Соглашения о межсекторном партнерстве в сфере повышения финансовой грамотности предназначен для подведомственных административному ответчику учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.60-67, 72-79), в связи с чем, обращение должно рассматриваться в рамках Закона 59-ФЗ.

Министерство образования Московской области 20.09.2019г. Исх. направило в адрес Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ответ на поступившее письмо, в котором пригласило административного истца для подробного обсуждения взаимодействия на встречу в Министерство образования Московской области, с указанием контактного лица по вопросам уточнения времени встречи (л.д.81).

Как усматривается из письма Министерства образования Московской области от 06.12.2019г. № , рабочая встреча состоялась 26.09.2019г., на встрече присутствовал представитель Общественного движения ФИО1. Также в ответе указано на отсутствие потребности во взаимодействии с Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности» (л.д.82).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что по спорному вопросу состоялась рабочая встреча представителей сторон, ответ на обращение Министерством образования Московской области представлен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Московской области об оспаривании бездействия органа исполнительной власти, возложении обязанности предоставить письменный ответ на обращение - отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области.

Судья А.А.Шемелина