ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1247/2022 от 07.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело №2а-1247/2022

УИД 33RS0001-01-2022-001794-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2022 года г.Владимир

Ленинский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Пискуновой И.С.,

при секретаре Билык И.В.,

с участием представителя административного истца Ходырева А.С.,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Трифонова Артема Юрьевича к Министерству спорта Российской Федерации, Всероссийской Федерации легкой атлетики о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

установил:

Трифонов А.Ю. обратился в суд с административным иском к Министерству спорта Российской Федерации (далее – Минспорт России), Всероссийской Федерации легкой атлетики о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

Административные исковые требования мотивированы тем, что 15.05.2019 года в соответствии с Положением о Единой всероссийской спортивной классификации, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20.02.2017г. №108, Департаментом физической культуры и спорта Владимирской области в Минспорт России было направлено представление на присвоение звания «мастер спорта России» в отношении Трифонова А.Ю..

Данное представление было получено Министерством спорта РФ 31.05.2019 года и в дальнейшем 21.06.2019 года поступило во Всероссийскую федерацию легкой атлетики.

24.12.2019 года от Всероссийской федерации легкой атлетики в Минспорта России был направлен отказ в согласовании представления на том основании, что представление со стороны Владимирской областной федерации легкой атлетики подписано неуполномоченным лицом.

16.07.2020 года представление в отношении Трифонова А.Ю. было подано вновь и поступило в адрес Минспорта России 17.07.2020 года.

17.09.2020 года Всероссийской федерацией легкой атлетики вновь отказано в согласовании представления с формулировкой «Согласно п.13 Положения ЕВСК «МС» не присваивается на КЧР». Вероятно, представитель ВФЛА имел в виду «Командный чемпионат России».

На основании данного отказа в согласовании представления 11.11.2020 года Минспорта России представление и прилагаемые к нему документы были возвращены в Департамент физической культуры и спорта Владимирской области, что со ссылкой в сопроводительном письме на подп. «а» п.44 Положением о Единой всероссийской спортивной классификации.

Письмо, содержащее сведения об отказе было получено Департаментом физической культуры и спорта Владимирской области 07.12.2020 года.

Никаких уведомлений о результатах рассмотрения представления и отказе Минспорта России в присвоении ему спортивного звания из Департамента физической культуры и спорта Владимирской области и Владимирской областной федерацией легкой атлетики в адрес Трифонова А.Ю. не поступало. О принятом решении административному истцу стало известно лишь после получения данного письма Минспорта России директором МБУ «СШОР № 4» 26.01.2022 года. В этой связи, Трифонов А.Ю. просит о восстановлении предусмотренный ст.219 КАС РФ срока обращения в суд с настоящим иском.

Выражая несогласие с решением Минспорта России, выраженным в письме от 11.11.2020 года ИСХ-01-4-10/12047, административный истец Трифонов А.Ю. указывает на то, что в соответствии с подп. «а» п. 44 Положения о Единой всероссийской спортивной классификации основанием для отказа в присвоении звания мастера спорта является обоснованный отказ в согласовании представления для присвоения спортивного звания общероссийской спортивной федерацией.

Однако вместо обоснованного отказа Всероссийской федерацией легкой атлетики на представлении была проставлена лишь рукописная запись со ссылкой на п.13 Положения, которым не определяется перечень соревнований по итогам которых может быть присвоено звание мастера спорта.

Такой перечень установлен п.11 Положения о Единой всероссийской спортивной классификации, который в числе прочих соревнований предусматривает Чемпионат России, Всероссийская Спартакиада между субъектами Российской Федерации по летним и зимним видам спорта среди сильнейших спортсменов без ограничения верхней границы возраста (пп..11.2.1); Кубок России (пп.11.2.2); другие всероссийские соревнования, всероссийские физкультурные мероприятия среди лиц без ограничения верхней границы возраста (пп.11.2.3).

Таким образом ссылка Всероссийской Федерации легкой атлетики на Положение о Единой всероссийской спортивной классификации административный истец полагает несостоятельной.

В соответствии с п.10 Положения спортивные звания и спортивные разряды присваиваются по итогам выступления на официальных спортивных соревнованиях или физкультурных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий и спортивных мероприятий (ЕКП), а также в календарные планы официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов РФ и муниципальных образований.

Чемпионат России, принимая участие в котором Трифонов А.Ю. норматив, необходимый для присвоения звания мастера спорта России по спортивной ходьбе, внесен в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утвержденный приказом Минспорта России от 27.12.2018 года № 1090 за № 34995.

В техническом регламенте данного чемпионата и положении о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях указан способ подведения итогов - личный зачет.

Согласно техническому регламенту данного чемпионата, и протоколу подведения итогов, норматив для присвоения звания мастера спорта, был выполнен Трифоновым А.Ю. в личном зачете, что подтверждается протоколом подведения итогов соревнований. Протокол Чемпионата России №ЕКП 34995 был утвержден и подписан техническим делегатом ВФЛА Семеновым B.C., при отсутствии каких либо возражений по поводу выполнения Трифоновым А.Ю. норматива в личном зачете.

Ссылаясь на то, что все условия, необходимые для присвоения звания мастер спорта были выполнены, Трифонов А.Ю. указывает, что отказ в утверждении представления и в присвоении спортивного звания нарушает его права и законные интересы.

С учетом изложенного, уточнив заявленные требования, Трифонов А.Ю. просит признать решение Минспорта России от 11.11.2020 года о возвращении документов о присвоении спортивного звания мастер спорта незаконным. В целях восстановления своих прав просит возложить на Всероссийскую федерацию легкой атлетики утвердить преставление на присвоение звания мастер спорта России и обязать Минспорта России повторно рассмотреть документы о присвоении звания матера спорта России (л.д.102-103).

В ходе подготовки и рассмотрения дела определениями суда в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент физической культуры и спорта Владимирской области и общественная организация Владимирская областная федерация легкой атлетики.

Административный истец Трифонов А.Ю., будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов Ходыреву А.С..

В судебном заседании представитель административного истца Ходырев А.С. по тем же основаниям поддержал административные исковые требования и ходатайство о восстановлении срока обращения в суд. Пояснил, что на командном чемпионате России по спортивной ходьбе, состоявшемся 17.02.-19.02.2019 года в г.Сочи, Трифонов А.Ю. выполнил норматив мастера спорта на дистанции 35км., что подтверждается протоколом указанных соревнований. Чемпионат России включен в Единый календарный план за №34995, который утвержден приказом Минспорта России. Ссылку административных ответчиков на п.13 Положения о Единой всероссийской спортивной классификации представитель административного истца полагал несостоятельной, поскольку в 2019 году Чемпионат России с такой дисциплиной как «ходьба 35км» проводился один раз. Кроме того, указал на то, что рукописная запись в представлении обоснованным отказом не является, в связи с чем, формальный отказ в присвоении Трифонову А.Ю. звания мастера спорта и возвращение документов со ссылкой на подп. «а» п.44 Положения о Единой всероссийской спортивной классификации не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права административного истца. Отметил, что ранее поданное в 2019 году представление на присвоение Трифонову А.Ю. спортивного звания по результатам тех же соревнований не было согласовано федерацией только на том основании, что оно было завизировано лицом, не являющимся руководителем региональной спортивной федерации.

Представитель административного ответчика Минспорта России в судебное заседание, будучи надлежаще извещен о времени и месте его проведения, не явился (л.д.94, 95, 100). В ходе рассмотрения дела представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Минспорта и письменные возражения о несогласии с заявленными требованиям (л.д.34-36, 81). Возражения Минспорта мотивированы тем, что документы для присвоения спортивного звания Трифонову А.Ю. трижды поступали из Департамента физической культуры и спорта Владимирской области в Минспорт России. В последний раз 17.07.2020 года по итогам выступления на Командном Чемпионате России 2019 по легкой атлетике, проходившем в г. Сочи с 16.02.2019 по 19.02.2019 в спортивной дисциплине «ходьба 35 км» вида спорта «легкая атлетика». Документы для присвоения спортивного звания Трифонову А.Ю. в соответствии с пунктом 35 Положения о Единой всероссийской спортивной классификации были переданы во Всероссийскую федерацию легкой атлетики.

15.10.2020 года в Минспорт России поступил обоснованный письменный отказ федерации в присвоении спортивного звания Трифонову А.Ю..

Согласно п.13 Положения о Единой всероссийской спортивной классификации в виде спорта (для каждого вида программы) количество чемпионатов, кубков или первенств в каждой возрастной группе, классифицируемых в календарном году для присвоения спортивных званий и спортивных разрядов, не может быть более одного.

В соответствии с положением о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по легкой атлетике на 2019 год. Номер-код вида спорта: 0020001611Я, утвержденным Минспортом России, Всероссийской федерацией легкой атлетики в период с 16.02.2019 по 19.02.2019 в г.Сочи проводился Чемпионат России (№34995 в ЕКП на 2019 год). Соревнования по спортивной дисциплине «ходьба 35 км» вида спорта «легкая атлетика» на указанном Чемпионате не проводились. Спортивные соревнования Командный Чемпионат России в период с 16.02.2019 по 19.02.2019 в г. Сочи не проводились и в Единый календарный план на 2019 года не включены.

Пунктом 36 Положения установлено, что по результатам рассмотрения документов для присвоения спортивного звания или обоснованного письменного отказа, поступивших от общероссийской спортивной федерации, или документов для присвоения спортивного звания, поступивших от федерального органа или уполномоченного подразделения федерального органа, Минспорт России принимает решение о присвоении спортивного звания, о возврате документов для присвоения спортивного звания или об отказе в присвоении спортивного звания.

В соответствии с подп.«а» пункта 44 Положения о Единой всероссийской спортивной классификации основаниями для отказа в присвоении спортивного звания является обоснованный отказ в согласовании представления для присвоения спортивного звания общероссийской спортивной федерацией.

В этой связи на основании мотивированного отказа Всероссийскую федерацию легкой атлетики Минспортом России 11.11.2020 года принято решение об отказе в присвоении Трифонову А.Ю. спортивного звания «мастер спорта России». Полагая принятое решение соответствующим требованиям действующего законодательства, регулирующего порядок присвоения спортивного звания, и не нарушающим права административного истца, Минспорта России полагает административные исковые требования Трифонова А.Ю. не подлежащими удовлетворению.

Представители административного ответчика Всероссийской федерации легкой атлетики и заинтересованного лица общественной организации Владимирская областная федерация легкой атлетики в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом (л.д.94, 95, 96, 98).

Заинтересованное лицо Департамент физической культуры и спорта Владимирской области, будучи уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание также не направил (л.д.94, 99). В письменном отзыве, представленном суду, полагал административные исковые требования Трифонова А.Ю. не подлежащими удовлетворению, поддержав позицию Минспорта России (л.д.75-76).

С учетом мнения представителя административного истца дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, явка которых обязательной не является и таковой не признана судом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», предусматривающий установление в том числе такого спортивного звания, как мастер спорта России (статья 1, пункт 2 части 1 статьи 22).

Единая всероссийская спортивная классификация (далее – ЕВСК) устанавливает нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта, а также условия выполнения этих норм и требований. Положением о ЕВСК определяется содержание указанных норм, требований и условий, а также устанавливается порядок присвоения, лишения, восстановления спортивных званий и спортивных разрядов по различным видам спорта (часть 4 статьи 22 названного выше Закона).

Спортивные звания присваиваются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в порядке, установленном Положением о ЕВСК (часть 6 статьи 22 упомянутого Закона).

В соответствии с пунктом 10 Положения о ЕВСК, утвержденного приказом Минспорта России от 20.02.2017 N 108, спортивные звания и спортивные разряды присваиваются гражданам Российской Федерации по итогам выступлений на официальных спортивных соревнованиях или физкультурных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее - ЕКП), по предложениям общероссийских спортивных федераций, федеральных органов или Министерства, а также в календарные планы официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований и федеральных органов, по предложениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта (далее - Органы исполнительной власти), структурных подразделений федеральных органов, территориальных органов федеральных органов, подведомственных организаций федеральных органов, воинских частей (далее - подразделения федеральных органов), органов местного самоуправления муниципальных образований, местных спортивных федераций или региональных спортивных федераций, проводимых в соответствии с правилами видов спорта (далее соответственно - соревнования, физкультурные мероприятия).

Согласно пункту 11 Положения о ЕВСК наименование и статус соревнований и физкультурных мероприятий, по итогам выступлений на которых присваиваются спортивные звания и спортивные разряды, установленные частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона, приведены в подп.11.1. – 11.4.9. Положения.

Пунктом 31 упомянутого Положения предусмотрено, что спортивные звания присваиваются Министерством по представлению, заверенному печатью (при наличии) и подписью руководителя или уполномоченного должностного лица региональной спортивной федерации по соответствующему виду спорта (далее - региональная спортивная федерация) (за исключением случая приостановления действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации) и Органа исполнительной власти (за исключением военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта) или печатью (при наличии) и подписью руководителя подразделения федерального органа и должностного лица, уполномоченного федеральным органом (для военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта), содержащему фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения спортсмена, а также сведения о результате спортсмена, показанном на соревновании (далее - представление для присвоения спортивного звания).

Согласно п.32 Положения о ЕВСК представление для присвоения спортивного звания и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 33 Положения, подаются региональной спортивной федерацией, физкультурно-спортивной организацией, организацией, осуществляющей спортивную подготовку, образовательной организацией или подразделением федерального органа в Органы исполнительной власти и федеральные органы для их рассмотрения.

В силу пункта 33 к представлению для присвоения спортивного звания прилагаются: а) копия протокола или выписка из протокола соревнования, подписанного председателем главной судейской коллегии соревнования (главным судьей), отражающего выполнение норм, требований и условий их выполнения; б) копия справки о составе и квалификации судейской коллегии, подписанной председателем главной судейской коллегии соревнования (главным судьей) (за исключением международных соревнований); в) копии удостоверений "спортивный судья всероссийской категории; г) две фотографии размером 3 x 4 см; д) копия документа, удостоверяющего принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации, организации, осуществляющей спортивную подготовку или образовательной организации (в случае приостановления действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации); е) копия документа Органа исполнительной власти о приостановлении действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации (в случае приостановления действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации); ж) копии второй и третьей страниц паспорта гражданина Российской Федерации, а также копии страниц, содержащих сведения о месте жительства, а при его отсутствии - копии страниц паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии), органе, выдавшем документ, дате окончания срока действия документа; з) копия положения (регламента) о физкультурном мероприятии и (или) спортивном соревновании по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта, на котором спортсмен выполнил нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивного звания (для военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта); и) копия документа (справка, протокол), подписанного председателем главной судейской коллегии соревнования (главным судьей), содержащего сведения о количестве стран (для международных соревнований) или субъектов Российской Федерации (для всероссийских и межрегиональных соревнований), принявших участие в соответствующем соревновании; к) копия документа или выписка о присвоении (подтверждении) спортивного разряда в соответствии с пунктами 45, 45.1, 45.2, 46, 48, 60, 62 Положения (для представления для присвоения спортивного звания мастер спорта России).

В соответствии с п.34 Положения о ЕВСК по результатам рассмотрения документов для присвоения спортивного звания Орган исполнительной власти, федеральный орган или уполномоченное подразделение федерального органа в течение 9 месяцев со дня выполнения спортсменом норм, требований и условий их выполнения направляет их в Министерство.

Исчерпывающие основания отказа в присвоении спортивного звания предусмотрены пунктом 44 Положения о ЕВСК.

Установлено, 15.05.2019 года Департаментом физической культуры и спорта Владимирской области в Минспорта России были направлены документы для присвоения Трифонову А.Ю. спортивного звания «мастер спорта России» по виду спорта «легкая атлетика», которые поступили на рассмотрение в Минспорт России 31.05.2019 года. Представление на присвоение Трифоному А.Ю. спортивного звания направлено по итогам его участия в Командном чемпионате России по ходьбе в г.Сочи 18.02.2019 года в дисциплине ходьба 35км.

Указанные документы не согласованы Всероссийской федерацией легкой атлетики и возвращены Минспорта России в Департамент физической культуры и спорта Владимирской области 08.07.2020 года в связи с тем, что были завизированы лицом, не являющимся руководителем или уполномоченным должностным лицом региональной спортивной федерации (л.д.13).

16.07.2020 года Департаментом физической культуры и спорта Владимирской области в Минспорт России повторно направлено представление для присвоения Трифонову А.Ю. спортивного звания «мастер спорта» по итогам выступления на Командном Чемпионате России 2019 по ходьбе, проходившем в г.Сочи с 16.02.2019 года по 19.02.2019 года в спортивной дисциплине «ходьба 35км» вида спорта «легкая атлетика», показанный результат 2:31:02. (л.д.12), с приложением документов, предусмотренных п.33 Положения о ЕВСК.

По результатам рассмотрения документов Письмом Минспорта России от 11.11.2020 года ИСХ-01-4-10/12047 указанные документы для присвоения спортивного звания «мастер спорта России» возвращены в связи с невыполнением требований Положения о ЕВСК, утвержденного приказом Минспорта России от 209.02.2017 года №108, в отношении Трифонова А.Ю. в частности со ссылкой на подп. «а» п.44 Положения о ЕВСК. В данном письме указано, что полный перечень замечаний указан в приложенных представлениях (л.д.11).

Данных о направлении Трифонову А.Ю. письменного уведомления по итогам рассмотрения представления в материалах дела не имеется и суду не представлено. Как указывает административный истец, о принятом решении ему стало известно 26.01.2022 года после получения данного письма Минспорта России директором МБУ «СШОР № 4». Поскольку с настоящий административный иск Трифонов А.Ю. направил в суд в течение трех месяцев с указанной даты, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ срок им не пропущен.

Обращаясь с настоящим административным иском, Трифонов А.Ю. полагает указанное решение не соответствующим необоснованным и нарушающим его права, ссылаясь на то, что выполнение необходимого норматива для присвоение спортивного звания «мастер спорта России» на официальном спортивном соревновании, включенном в Единый календарный план на 2019 год, и указывая на отсутствие обоснованного отказа Всероссийской федерации легкой атлетики в согласовании представления.

Пункт 35 Положения о ЕВСК обязывает общероссийская спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, в течение 1 месяца со дня поступления в Министерство документов для присвоения спортивного звания получить их в уполномоченном структурном подразделении Министерства, рассмотреть, и в течение 1 месяца со дня получения документов для присвоения спортивного звания направить в Министерство согласованное представление для присвоения спортивного звания, заверенное печатью и подписью руководителя общероссийской спортивной федерации или лица, уполномоченного общероссийской спортивной федерацией и документы, а в случае несогласования - обоснованный письменный отказ, с приложением документов для присвоения спортивного звания

Документы, предусмотренные подпунктами "а", "б", "в" пункта 33 Положения, заверяются печатью и подписью руководителя общероссийской спортивной федерации или лица, уполномоченного общероссийской спортивной федерацией (должностного лица, уполномоченного федеральным органом) (пункт 35 Положения о ЕВСК)

Согласно пункту 36 Положения о ЕВСК по результатам рассмотрения документов для присвоения спортивного звания или обоснованного письменного отказа, поступивших от общероссийской спортивной федерации, или документов для присвоения спортивного звания, поступивших от федерального органа или уполномоченного подразделения федерального органа, Министерство принимает решение о присвоении спортивного звания, о возврате документов для присвоения спортивного звания или об отказе в присвоении спортивного звания.

Решение об отказе в присвоении спортивного звания принимается Министерством в течение 3 месяцев со дня поступления документов для присвоения спортивного звания от общероссийской спортивной федерации, федерального органа или уполномоченного подразделения федерального органа. В случае принятия решения об отказе в присвоении спортивного звания Министерство в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет в Орган исполнительной власти, федеральный орган или уполномоченное подразделение федерального органа обоснованный письменный отказ и возвращает документы для присвоения спортивного звания (пункт 43 Положения о ЕВСК).

Пункт 44 Положения о ЕВСК предусматривает исчерпывающий перечень следующий оснований в присвоении спортивного звания:

а) обоснованный отказ в согласовании представления для присвоения спортивного звания общероссийской спортивной федерацией;

б) несоответствие результата спортсмена, указанного в документах для присвоения спортивного звания, утвержденным Министерством нормам, требованиям и условиям их выполнения;

в) спортивная дисквалификация спортсмена;

г) нарушение условий допуска к соревнованиям и (или) физкультурным мероприятиям, установленного положениями (регламентами) о таких соревнованиях и (или) физкультурных мероприятиях, утверждаемых их организаторами;

д) наличие решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении спортсменом антидопинговых правил, принятого по результатам допинг-контроля, проведенного в рамках соревнований, на котором спортсмен выполнил норму, требования и условия их выполнения.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм отказ Министерства на основании подп. «а» пункта 44 Положения о ЕВСК будет правомерным в том случае, если от общероссийской спортивной федерации поступил обоснованный письменный отказ в согласовании представления о присвоении спортивного звания.

В возражениях на административный иск Минспорта России ссылается на то, что 15.10.2020 года поступил обоснованный письменный отказ Всероссийской федерации легкой атлетики в присвоении спортивного звания Трифонову А.Ю..

Однако такой обоснованный письменный отказ в материалах дела отсутствует и суду не представлен. Всероссийской федерация легкой атлетики в представлении о присвоении спортивного звания Трифонову А.Ю. сделана рукописная запись следующего содержания: «Согласно п.13 Положения о ЕВСК «МС» не присваивается на КЧР» (л.д.12). Между тем, внесение указанной записи на полях представления не может быть расценено в качестве обоснованного письменного отказа в согласовании вопроса о присвоении Трифонову А.Ю. спортивного звания.

Несмотря на это, Минспорта России не дало оценки обоснованности такого отказа, не предложило Всероссийской федерации легкой атлетики представить обоснование своей позиции, не указало конкретную причину отказа в согласовании представления и последующего отказа в присвоении спортивного звания, ограничившись возвращением документов в Департамент физической культуры и спорта Владимирской области в связи с невыполнением требований Положения о ЕВСК со ссылкой на подп. «а» пункта 44 упомянутого Положения.

Кроме того, пункт 13 Положения о ЕВСК не определяется перечень соревнований, по итогам которых может быть присвоено звание мастера спорта. Такой перечень установлен п.11 Положения о ЕВСК.

Пунктом 13 Положения о ЕВСК предусмотрено, что в виде спорта (для каждого вида программы) количество чемпионатов, кубков или первенств в каждой возрастной группе, классифицируемых в календарном году для присвоения спортивных званий и спортивных разрядов, не может быть более одного.

Из содержания Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2019 год, утвержденного приказом Минспорта России от 27.12.2018 года №1090, следует, что в данный план под №34995 внесен Чемпионат России, мужчины, женщины, ходьба – командные соревнования, проводившийся с 16.02.2019 года по 19.02.2019 года в г.Сочи Краснодарского края (л.д.80). Данный чемпионат России, в рамках которого проводились командные соревнования по спортивной ходьбе (номер-код спортивной дисциплины 002021811Л) включен в положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по легкой атлетике на 2019 год (л.д.49-54).

Командный чемпионат России по спортивной ходьбе, в котором принимал участие Трифонов А.Ю. и Всероссийские соревнования среди юниоров фактически проводились в г.Сочи с 16 по 19 февраля 2019 года, о чём свидетельствуют протоколы с результатами указанных соревнований, которые в том числе размещены на официальном сайте Всероссийской федерации легкой атлетики.

Из буквального содержания пункта 13 Положения о ЕВСК, на который ссылаются административные ответчики, не следует, что по результатам Командного чемпионата России не может быть присвоенное спортивное звание «мастер спорта России». Какие либо иные основания и фактические обстоятельства, препятствующие присвоению Трифонову А.Ю. спортивного звания по итогам Командного чемпионата России по спортивной ходьбе, Всероссийской федерацией легкой атлетики не приведены.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановления от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что положения поименованного Кодекса о том, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, не предоставляют суду право признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия, то есть суд не вправе отказать в признании оспариваемого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (пункт 61).

Выводы Минспорта России, исходя из содержания оспариваемого решения со ссылкой на подп. «а» пункта 44 упомянутого Положения, основаны исключительно на позиции спортивной федерации, изложенной в рукописной записи на полях представления, которая, как указывалось выше, не является обоснованным отказом в согласовании. Какие конкретно требования Положения о ЕВСК Трифоновым А.Ю. не выполнены, в письме Минспорта от 11.11.2020 года не указано и из его содержания неясно.

Иные доводы, приведенные в возражения Минспорта России в обоснование принятого по представлению решения, в том числе о том, что соревнования по спортивной дисциплине «ходьба 35 км» в рамках Чемпионата России в г.Сочи (№34995 в ЕКП) не проводились, не свидетельствуют о законности принятого по представлению решения от 11.11.2020 года, поскольку разрешая административное дело, суд оценивает законность оспариваемого решения исходя из приведенных в нём оснований.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение Минспорта России о возвращении документов для присвоения Трифонову А.Ю. спортивного звания «мастер спорта России», выраженное в письме от 11.11.2020 года №исх-01-4-10/12047, не соответствует требованиям действующего законодательства и повлекло за собой нарушение права административного истца.

Таким образом, административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями. Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействий) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. При этом суд не вправе подменять соответствующие органы при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.

В этой связи в целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым возложить на Минспорт России и Всероссийскую федерацию легкой атлетики обязанность повторно рассмотреть представление о присвоении Трифонову А.Ю. спортивного звания «мастер спорта России» и принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Трифонова Артема Юрьевича Министерству спорта Российской Федерации, Всероссийской федерации легкой атлетики о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства спорта Российской Федерации о возвращении документов для присвоения Трифонову Артему Юрьевичу спортивного звания «мастер спорта России», выраженное в письме от 11.11.2020 года №исх-01-4-10/12047.

Обязать Министерство спорта Российской Федерации и Всероссийскую федерацию легкой атлетики повторно рассмотреть представление и документы о присвоении Трифонову Артему Юрьевичу спортивного звания «мастер спорта Росси», и принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства, о чём в течение месяца сообщить суду и административному истцу.

В удовлетворении остальной части административного иска Трифонову Артему Юрьевичу, - отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья И.С. Пискунова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года