ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1247/2022 от 15.06.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2022 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Рыбиной Н.Н.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1247/2022 по административному исковому заявлению Барановой О.И. к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании незаконным заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов № 366 от 07.12.2021, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 09.12.2021 №659-о,

установил:

административный истец Баранова О.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании незаконным заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов № 366 от 07.12.2021, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 019.12.2021 №659-о.

В обоснование своих требований указала, что согласно договору аренды от 01.09.2008 № 26 является арендатором лесного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу:

Арендодателем лесного участка является министерство природных ресурсов и экологии Тульской области.

По результатам государственной экспертизы, подготовленному по ее заказу, проекту освоения лесов, выдано отрицательное заключение № 366 от 07.12.2021, утвержденное приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области № 659-о от 09.12.2021, согласно которому, в качестве замечаний по проекту предложено исключить из объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утв. Правительством Российской Федерации распоряжением от 27 мая 2013 года № 849-р и противоречит ст. 11 Лесного кодекса РФ.

Административный истец полагает, что указанное заключение противоречит действующему законодательству и нарушает права заявителя.

С учетом изложенного просит суд признать незаконным отрицательное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов № 366 от 07.12.2021, утвержденное приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области № 659-о от 09.12.2021

Административный истец Баранова О.И. в судебное заседание не явилась, извещалась своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель административного истца Барановой О.И. по доверенности Арженкова А.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности Молчанова Е.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что предоставленный Барановой О.И. земельный участок не относится к лесопарковой зоне, сведений о возведении ограждения до вступления в силу требований ч.8 ст.11 и распоряжения правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р не имеется, следовательно возведение и эксплуатация ограждения на нем недопустимо в силу требований действующего законодательства. Также полагала, что министерством проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов по заявлению Барановой О.И. в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, права и законные интересы административного истца не нарушены.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1, 2,5 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии со ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ч. 2).

На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (ч. 3).

Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (ч. 4).

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).

В силу п. п. 7 и 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21 февраля 2012 года N 62 (действовавших в момент возникновения спорных правоотношений), лица, использующие леса для рекреационной деятельности, имеют право создавать согласно ч. 1 ст. 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое); возводить согласно ч. 1 ст. 41 и ч. 7 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство; возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности; а также обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществлять освоение лесов в соответствии с данным проектом,

Ч.1 ст. 88 Лесного кодекса РФ гласит, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пунктов 1, 2 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, 12.11.2021 Барановой О.И. подана заявка на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов и был представлен проект освоения лесов, разработанный арендатором в соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом Веневского лесничества, утвержденный приказом № 657-о от 29.10.2019.

В соответствии с п.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 № 13, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в сфере лесных отношений, в соответствии с п.п.76 п.4 министерство природных ресурсов и экологии Тульской области проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов в пределах предоставленных полномочий в установленном порядке.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.07.2020 № 513 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. В соответствии с п. 2 Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса РФ.

Пунктами 3,7 Порядка установлено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства РФ, целям и видам освоения лесов нормам законодательства РФ, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта РФ.

Пунктом 9 Порядка установлено, что результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со ст. 81-84 Лесного Кодекса РФ. Заключение экспертизы может быть положительным или отрицательным.

Приказом № 212-о от 27.04.2021 создана и утверждена экспертная комиссия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Протоколом заседания экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов от 07.12.2021 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы от 07.12.2021 № 366 по проекту освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду Барановой О.И. для осуществления рекреационной деятельности на основании договора аренды от 01.09.2008.

Согласно заключению государственной экспертизы по проекту освоения лесов № 366 от 07.12.2021, комиссией по проекту было выдано отрицательное заключение, согласно которому, в качестве замечаний по проекту предложено исключить из объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в таблицах 10, 23 и 26 и на соответствующих тематических лесных картах – ограждение, так как данный объект не предусмотрен Перечнем объектов, утв. Правительством РФ распоряжением от 27 мая 2013 № 849-р и противоречит ст. 11 Лесного кодекса РФ.

Пунктом 10 Порядка установлено, что положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 10.1 Порядка, отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

В соответствии с ч.3 ст. 114 Лесного кодекса РФ в целях охраны лесов, расположенных в лесопарковых зонах, допускается возведение ограждений на землях, на которых располагаются такие леса.

Согласно разработанному проекту освоения лесов (раздел 4.1 стр.19 - 22) в перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, указано металлическое ограждение с проходами (2 калитки и ворота) протяженностью 0,2099 км.

Поскольку предоставленный в аренду Барановой О.И. лесной участок, расположенный в квартале не относится к лесопарковой зоне, сведений о возведении ограждения до вступления в силу требований ч. 8 ст. 11 и распоряжением правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р не имеется, следовательно, возведение и эксплуатация ограждения на нем недопустима в силу требований действующего законодательства.

Согласно ч.1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов, ограждение лесных участков нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Довод истца о том, что получение оспариваемого отрицательного заключения государственной экспертизы, то есть использование лесного участка в отсутствии положительного заключения государственной экспертизы, является нарушением условия п. 4.4.6 договора аренды, и, следовательно, влечет невозможность продления договора аренды лесного участка на новый срок, что существенно нарушает права истца несостоятелен, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.

Срок договора аренды лесного участка от 01.09.20058 № 26 – по 31.11.2030, в связи с этим у Барановой О.И. отсутствует право на заключение нового договора аренды.

В заключении указано, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов не соответствуют целям и видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану Тульской области и законодательству РФ. Предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов не соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством РФ к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений. С учетом изложенного, проект подлежит доработке по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.

Таким образом, заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов № 366 от 07.12.2021 вынесено на законных основаниях в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, что объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, расположенном на особо защитном участке леса и особо охраняемой природной территории, содержащиеся в проекте освоения лесов, представленном истцом экспертной комиссии для проведения государственной экспертизы, не отвечают требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, в связи с чем оспариваемое отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании вышеизложенного суд считает необходимым отказать Барановой О.И. в удовлетворении ее административного иска к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании незаконным заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов № 366 от 07.12.2021, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 019.12.2021 №659-о.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Барановой О.И. к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании незаконным заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов № 366 от 07.12.2021, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 019.12.2021 №659-о - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Председательствующий