ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1247/2023 от 21.11.2023 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2023 г.

Дело № 2а-1247/2023

УИД 83RS0001-01-2023-001367-93

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 15 ноября 2023 г.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при секретаре Майнусове П.З.,

с участием представителя административного ответчика ФАС России – Шабановой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Емельянова Романа Александровича к руководителю Федеральной антимонопольной службы Шаскольскому Максиму Алексеевичу, Федеральной антимонопольной службе о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Емельянов Р.А. обратился в суд с административным иском к руководителю Федеральной антимонопольной службы Шаскольскому М.А. о признании бездействия незаконным.

Требования мотивирует тем, что им в адрес ФАС России направлена жалоба на бездействие УФАС по Краснодарскому краю. 13.09.2023 ФАС России дало ответ за подписью заместителя руководителя Пузыревского С.А. Полагает, что ответ дан в нарушение административного Регламента неуполномоченным лицом, в связи с чем полагает, что его жалоба не была рассмотрена.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная антимонопольная служба, в качестве заинтересованного лица - статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы - Пузыревский С.А., УФАС по Краснодарскому краю.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель административного ответчика ФАС России – Шабанова Ю.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась, указав, что административный регламент на указанные правоотношения не распространяются, ответ дан административному истцу как на обращение в установленной форме и уполномоченным должностным лицом.

Административный ответчик - руководитель Федеральной антимонопольной службы Шаскольский М.А., представитель заинтересованного лица УФАС по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо - статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы - Пузыревский С.А. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В отзыве на административный иск заинтересованное лицо - статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы - Пузыревский С.А. просил в удовлетворении требований отказать, указав, что администартивный регламент на указанные правоотношения не распространяется, ответ дан в соответствии с Инструкцией по делопроизводству как на обращение и подписан уполномоченным на то лицом.

По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ст.227 КАС РФ).

Судом установлено, что постановлением УФАС по Краснодарскому краю по делу об административном правонарушении от 22.02.2023 АО «Краснодаргоргаз» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ. Также АО «Краснодаргоргаз» выдано представление от 13.06.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

9 августа 2023 г. Емельяновым Р.А. в адрес ФАС России направлена жалоба на бездействие УФАС по Краснодарскому краю, в которой он ссылается на невыполнение АО «Краснодаргоргаз» представления, и бездействие территориального органа антимонопольной службы в части привлечения к административной ответственности лица непринятие мер по восстановлению его прав. Жалоба поступила в ФАС России 16 августа 2023 г.

13 сентября 2023 г. ФАС России за подписью статс-секретаря – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы - Пузыревского С.А. дан ответ на обращение Емельянова Р.А., в котором сообщено об отсутствии оснований для принятия мер реагирования.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Статьей 4 указанного Закона установлено, что обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В силу ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Приказом ФАС России от 20.02.2018 № 207/18 утверждена Инструкция по делопроизводству в центральном аппарате ФАС России (далее – Инструкция)

В соответствии с п.4.4.1 служебные письма ФАС России готовятся, в том числе, как ответы на запросы юридических и физических лиц, территориальных органов ФАС России.

Право подписи служебных писем имеют руководитель ФАС России, заместители руководителя ФАС России и начальники структурных управлений центрального аппарата ФАС России (п.4.4.5 Инструкции).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответ на жалобу дан ФАС России в установленные сроки и уполномоченным на то лицом – заместителем руководителя. Представленное письмо содержит в себе мотивированный ответ на жалобу административного истца.

Ссылка административного истца на административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации утвержденный Приказом ФАС России от 25.05.2012 №339 основана на неверном толковании норм материального права.

Из содержания указанного административного регламента следует, что он регламентирует порядок осуществления государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу п.5.1, 5.2 Административного регламента заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа, их должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностных лиц.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в главе 39 предусматривает порядок производства по делам о нарушении антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, указанные нормы права на спорные правоотношения не распространяются, поскольку обжалуемые административным истцом действия УФАС по Краснодарскому краю не вытекают из осуществления государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, а вытекают из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска Емельянова Р.А. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Емельянова Романа Александровича к руководителю Федеральной антимонопольной службы Шаскольскому Максиму Алексеевичу, Федеральной антимонопольной службе о признании бездействия незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись В.В.Распопин