ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-124/2021 от 16.02.2021 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-124/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск 16 февраля 2021 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В лице председательствующего судьи Степченковой Е.А.

При секретаре Морозовой А.В.

С участием представителя административных истцов Клименковой О.А., Клименкова Н.В., Пучковой О.Ю. - Демьянова В.А. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. и от ДД.ММ.ГГГГг.), представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области Пищулиной В.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГг.),

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Клименковой О.А., Клименкова Н.В., Пучковой О.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, о возложении обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, к Администрации города Смоленска о возложении обязанности по передаче в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области документов и сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка,

у с т а н о в и л:

Клименкова О.А., Клименков Н.В., Пучкова О.Ю., уточнив требования ДД.ММ.ГГГГг., обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (Управлению Росреестра по Смоленской области), в котором просят:

- признать незаконным отказ Управления Росреестра по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГг. в виде уведомления об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «под жилым домом» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства»;

- обязать Управление Росреестра по Смоленской области внести изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «под жилым домом» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в Единый государственный реестр недвижимости в качестве дополнительных сведений о земельном участке.

Обосновывая заявленные требования, административные истцы указывают, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым номером

На основании части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьи 9.1 Федерального закона №137-ФЗ от 25 октября 2001г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» административные истцы как собственники жилого дома 6 июня 2020г. обратились в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в упрощенном порядке, представив также договор от ДД.ММ.ГГГГг. о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства жилого дома по адресу: <адрес>.

По рекомендации государственного регистратора административные истцы 11 июня 2019г. приостановили рассмотрение своего заявления о регистрации правка собственности и дважды (20 июня 2019г. и 28 ноября 2019г.) обратились в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «под жилым домом» на «для индивидуального жилищного строительства». Однако, в удовлетворении перечисленных заявлений административным истцам было отказано со ссылкой на то, что с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка может обращаться только его собственник, то есть Администрация г. Смоленска (отказ от ДД.ММ.ГГГГг. и от ДД.ММ.ГГГГг. в виде уведомления об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица №

Администрация г. Смоленска также отказалась вносить изменения в сведения ЕГРН относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка, поскольку это противоречит Правилам землепользования и застройки г. Смоленска.

По мнению административных истцов, отказ Управления Росреестра по Смоленской области является незаконным, противоречит требованиям Федерального закона от 23 июня 2014г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральному закону от 29 декабря 2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Так, жилой дом на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. метров в соответствии с приложением к Правилам землепользования и застройки г. Смоленска расположен в градостроительной зоне Ж1, предусматривающей в качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - размещение индивидуальных жилых домов коттеджного типа. Истцы, являясь правообладателями земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ДД.ММ.ГГГГг. под строительство принадлежащего им жилого дома по <адрес>, обладают правом на изменение вида разрешенного использования сообразно назначению жилого дома.

Кроме того, обращение в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером направлено как на реализацию административными истцами своего права на приобретение земельного участка в собственность в упрошенном порядке, так и на приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельного участка, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГг. (том 1, л. д.: 2-5, 46-50).

Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. в удовлетворении административного иска Клименковой О.А., Клименкова Н.В. и Пучковой О.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области отказано (том 1, л. д. 252-266).

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд (том 2, л. д. 23-24).

При новом рассмотрении дела судом на основании определения от ДД.ММ.ГГГГг. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент Смоленской области по культуре (том 2: л. д. 26), заявивший о процессуальном правопреемстве на Главное управление Смоленской области по культурному наследию.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. в удовлетворении заявления Департамента Смоленской области по культуре о процессуальном правопреемстве отказано; Департамент Смоленской области по культуре исключен из состава лиц, участвующих в деле (том 2: л. д. 74-77).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление по культурному наследию (том 2: л. д. 56).

По ходатайству административных истцов определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация г. Смоленска (том 2: л. д. 56).

Дополнив и уточнив заявленные требования при новом рассмотрении административного дела ДД.ММ.ГГГГг., Клименкова О.А., Клименков Н.В. и Пучкова О.Ю. просили:

- признать незаконными действия Управления Росреестра по <адрес> по отказу в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «под жилым домом» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в Едином государственном реестре недвижимости (отказ в виде уведомления об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГг. , ,

- обязать Управление Росреестра по Смоленской области внести изменение в сведения Единого государственного реестра недвижимости относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «под жилым домом» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства»;

- обязать Администрацию г. Смоленска передать в Управление Росреестра по Смоленской области в порядке межведомственного информационного взаимодействия документы и сведения, необходимые для внесения изменения в Единый государственный реестр недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «под жилым домом» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (том 2, л. д. 80-84).

Административные истцы Клименкова О.А., Клименков Н.В. и Пучкова О.Ю. в судебное заседание не явились, обеспечив явку своего представителя Демьянова В.А., который поддержал требования, изложенные в уточненном ДД.ММ.ГГГГг. исковом заявлении, в полном объеме.

Представитель административного ответчика, Управления Росреестра по Смоленской области, Пищулина В.В. в судебном заседании административный иск Клименковой О.А., Клименкова Н.В. и Пучковой О.Ю. не признала. Указала, что в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества отсутствуют записи о государственной регистрации права собственности и об иных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером , категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование «под жилым домом». Основанием для отказа административным истца во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия явилось то, что земельный участок является государственной собственностью, а также входит в границы территории объекта культурного наследия на основании Постановления главы города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. Следовательно, на основании части 4 статьи 36 ГрК РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на такие земельные участки. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка с «под жилым домом» на «для индивидуального жилищного строительства» не представляется возможным. Кроме того, государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГг. в Администрацию г. Смоленска был направлен запрос о предоставлении решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером Поскольку органом регистрации не были нарушены права административных истцов, решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГг. №, является законным и обоснованным.

Представитель административного ответчика, Администрации г. Смоленска, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства суду не представил. В ранее представленном суду отзыве представитель Администрации г. Смоленска Фомченкова М.А. разрешение спора оставила на усмотрение суда (том 1: л. д. 192-194).

Представитель заинтересованного лица, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Смоленской области, Соломонова О.О. в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ранее представленном суду отзыве представитель заинтересованного лица Леутина О.О. просила рассмотреть настоящее дело в свое отсутствие. Указала, что по данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , уточненной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, является государственной собственностью, относится к категории земель «земли населенных пунктов», имеет разрешенное использование «под жилым домом». Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения о которых внесены в ЕГРН Управлением Роснедвижимости по Смоленской области, а не филиалом Учреждения (том 1: л. д. 87-97).

Представитель заинтересованного лица, Главного управления Смоленской области по культурному наследию, в судебное заседание не явился. В представленном суду отзыве начальник Главного управления Толмачев Д.В. указал, что в границах земельного участка с кадастровым номером объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также выявленные объекты культурного наследия отсутствуют (не зарегистрированы). Согласно имеющейся в распоряжении Главного управления информации основания для заключения о наличии объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в границах указанного земельного участка отсутствуют. Данный земельный участок расположен вне утвержденных границ территорий, зон охраны объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия. В соответствии с историко - архитектурным и историко - археологическим опорным планом г. Смоленска, утв. решением Смоленской областной Думы №171 от 31 октября 1996г., испрашиваемый земельный участок расположен в границах исторически ценной городской территории. В случае проведения строительных работ, работ по реконструкции Главное управление считает необходимым внешний облик планируемых строительством (реконструкцией) объектов максимально адаптировать к окружающей исторической застройке (том 2: л. д 97-99, 103-105).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в раках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (часть 1.1 статьи 219 КАС РФ).

С настоящим административным иском Клименкова О.А., Клименков Н.В. и Пучкова О.Ю. обратились в установленный законом срок.

На основании части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Из содержания административного иска, пояснений представителя административных истцов Демьянова В.А., данных в ходе судебного разбирательства, усматривается, что Клименкова О.А., Клименков Н.В. и Пучкова О.Ю., являясь правообладателями земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в результате действий административных ответчиков лишены права на приобретение в собственность указанного земельного участка, поскольку им неправомерно отказано в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «под жилым домом» на вид «для индивидуального жилищного строительства».

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

На основании части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218 - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным законом сведений об объектах недвижимости.

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 Федерального закона №218-ФЗ).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009г. №457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии и пр.

Из положений пунктов 31,32,35 Административного регламента, утв. приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017г. №278, следует, что государственная услуга по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество предоставляется Росреестром, территориальными органами Росреестра, территориальными отделами территориального органа Росреестра, федеральным государственным бюджетным учреждениям, филиалами федерального государственного бюджетного учреждения, территориальными отделами филиалов. Государственная услуга непосредственно предоставляется федеральными государственными гражданскими служащими Росреестра, территориальных органов Росреестра, территориальных отделов территориального органа Росреестра, сотрудниками филиалов федерального государственного бюджетного учреждения, территориальных отделов филиалов.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Федерального закона №128-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 13 Федерального закона №218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

При этом, как следует из подп. 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГг., вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:

- установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;

- вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

В судебном заседании установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГг. о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности, застройщикам ФИО10 и ФИО11 на праве бессрочного пользования был предоставлен земельный участок по <адрес>, для возведения одноэтажного жилого дома (том 1: л. д. 14-17).

В справке Смоленского инвентаризационно - технического бюро от ДД.ММ.ГГГГг. отражено, что домовладение по <адрес> зарегистрировано на праве собственности за ФИО13 (1/2 доля - договор купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГг.) и ФИО12 (1/2 доля - свидетельство о наследовании от ДД.ММ.ГГГГг.) (том 1: л. д. 109,154).

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГг., Пучкова О.Ю. является наследником имущества ФИО13 Наследственное имущество, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из 1/2 доли жилого дома, общей площадью <данные изъяты>, со служебными постройками: сарай, две уборные, ограждение, находящегося в <адрес>, расположенного на земельном участке мерою <данные изъяты> кв. м, находящегося в пользовании, принадлежащего наследодателю на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГг. (том 1: л. д. 110-111, 155,198).

На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГг. право на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на это же строение, принадлежащее ФИО12, перешло к ФИО14, а после ее смерти - наследникам по закону ФИО15 и ФИО16, которым ДД.ММ.ГГГГг. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на указанное имущество (том 1: л. д. 112,156-158,197).

Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО15, ФИО16 и Пучковой О.Ю. предоставлен из земель, отнесенных к категории земель поселений, в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м к дому по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства (том 1: л. д. 117-119, 159-160,199-200).

ДД.ММ.ГГГГг. между Комитетом по управлению имуществом <адрес> (арендодателем) и ФИО15, ФИО16, Пучковой О.Ю. (арендаторами) заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Договор аренды заключен на неопределенный срок (том 1: л. д. 120-121, 161, 195-196, 201).

ДД.ММ.ГГГГг. между ФИО15, ФИО16 (продавцами) и ФИО17 (покупателем) заключен договор купли - продажи жилого дома, по условиям которого продавцы передали в собственность покупателю 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками, находящийся по адресу: <адрес> (том 1: л. д. 123-124, 163).

В пункте 2 договора отмечено, что жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м., категория земель: земли поселений, разрешенное использование (назначение) - для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. прекращено ФИО15, ФИО16, Пучковой О.Ю. право аренды земельного участка по <адрес>, предоставленного им постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. для индивидуального жилищного строительства (том 1: л. д. 125-126, 164,202).

Этим же постановлением ФИО17 и Пучковой О.Ю. предоставлен из земель, отнесенных к категории земель поселений, в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м., по <адрес>, под жилым домом, принадлежащим им на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГг. и свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГг.

На основании пункта 4 указанного постановления ФИО17 и Пучковой О.Ю. полагалась заключить в управлении земельных отношений Администрации г. Смоленска договор аренды земельного участка, а также заключить с СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» охранное обязательство на использование земельного участка.

Сведения о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером с ФИО17 и Пучковой О.Ю. в Администрации г. Смоленска отсутствуют (том 1: л. д. 193).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГг., земельному участку, расположенному по почтовому адресу ориентира: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГг. присвоен кадастровый ; площадь участка составляет <данные изъяты> +/- 1 кв. м; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под жилым домом. Сведения о правообладателях земельного участка отсутствуют (том 1: л. д. 26-30).

Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг. содержит аналогичные сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером Однако, в особых отметках содержатся сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид права: государственная собственность (том 1: л. д. 203-213).

Указанная выписка из ЕГРН, а также информация филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области указывают на следующие сведения о незарегистрированных ограничениях и обременениях права на земельный участок с кадастровым номером вид обременения - ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ: 1) заключить с СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» охранное обязательство на использование земельного участка (постановление Главы г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. ); 2) содержание ограничений режима использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории установлено пунктами 8,9,10 и 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009г. №160; 3) содержание ограничений режима использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Номер, вид или наименование зоны (территории) по документу - , зона с особыми условиями использования территории ВЛ УО ТП-108 Ф2 (том 1: л. д. 135-136, 166-167).

Как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГг., правообладателями жилого дома по <адрес> на праве общей долевой собственности являются: Пучкова О.Ю. (1/2 доля в праве, государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГг.); Клименкова О.А. и Клименков Н.В. (по 1/4 доле в праве у каждого, государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГг.) (том 1: л. д. 20-25).

Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГг. Пучковой О.Ю. отказано во внесении в ЕГРН сведений по заявлению от ДД.ММ.ГГГГг. в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Основанием для отказа явился факт нахождения указанного земельного участка в государственной собственности в аренде у заявителей. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора (том 1:л. д. 9).

По рассмотрению заявления Клименковой О.А. от ДД.ММ.ГГГГг. филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области» ДД.ММ.ГГГГг. уведомил ее о принятии Решения об исправлении технической ошибки в сведениях земельного участка относительно частей земельного участка в виде аренды, так как кадастровое дело этого земельного участка не содержит каких-либо договоров аренды. В связи с этим, в сведениях ЕГРН земельный участок учтен с правильными сведениями в разделе «сведения о частях земельного участка» и в разделе «незарегистрированные ограничения и обременения». Учтены только ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ: 1) содержание охранного обязательства на использование земельного участка в соответствии с СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»; 2) содержание ограничений режима использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования установлено п. п. 8,9,10 и 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Кроме того, указано, что по сведениям ЕГРН объект недвижимости (жилой дом) с кадастровым номером , находится в общей долевой собственности, в том числе у Клименковой О.А. (1/4 доля), который в связях содержит привязку к земельному участку с кадастровым номером (том 1: л. д. 73-74).

ДД.ММ.ГГГГг. Клименкова О.А., Клименков Н.В. и Пучкова О.Ю. обратились в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением, указав, что техническая ошибка в сведениях о земельном участке, обременение в виде аренды исключено, в связи с чем просили вернуться к рассмотрению их заявления от ДД.ММ.ГГГГг. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (том 1: л. д. 75).

ДД.ММ.ГГГГг. Пучковой О.Ю., Клименковой О.А. и Клименковым Н.В. поданы заявления о внесении в ЕГРН предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений в отношении объекта недвижимости - вида разрешенного использования с «под жилым домом» на «для индивидуального жилищного строительства», с приложением свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГг. и договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг. (Пучкова О.Ю.) (том 1: л. д. 60-71).

Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГг. Клименковой О.А. отказано во внесении в ЕГРН по заявлению от ДД.ММ.ГГГГг. в отношении земельного участка с кадастровым номером сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия (том 1: л. д 51).

Из содержания уведомления усматривается, что по сведениям ЕГРН, указанный земельный участок является государственной собственностью, а также входит в границы территории объекта культурного наследия (Постановление Главы города Смоленска №3919 от 6 декабря 2006г.). В соответствии с частью 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые является выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка (том 1: л. д. 51).

Аналогичного содержания уведомления за и были направлены Управлением Росреестра по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГг. в адрес Пучковой О.Ю. и Клименкова Н.В.(том 1: л. д. 76-77).

Как следует из сообщения заместителя начальника Управления Росреестра по Смоленской области, направленному по рассмотрению обращения административных истцов от ДД.ММ.ГГГГг., для изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в орган регистрации прав должен обратиться представитель Администрации муниципального образования «город Смоленск» в установленном законом порядке. Государственная регистрация права собственности Клименковой, Клименкова и Пучковой на земельный участок с кадастровым номером не может быть осуществлена до решения вопроса об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка (том 1: л. д. 10-13).

В удовлетворении заявления Клименковой О.А., Клименкова Н.В. и Пучковой О.Ю. от ДД.ММ.ГГГГг. об изменении вида разрешенного использования земельного участка по <адрес>, Администрацией г. Смоленска отказано ДД.ММ.ГГГГг. (том 1: л. д. 18-19).

Согласно сообщению, направленному в адрес административных истцов, земельный участок по <адрес> предоставлен в бессрочное пользование по договору от ДД.ММ.ГГГГг. для строительства жилого дома. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Смоленска указанный земельный участок, имеющий кадастровый , расположен в территориальной зоне Ж1. Право на изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости, если изменение связано со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, реализуется при условии получения градостроительного плана земельного участка. Предельные размеры земельных участков для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома: минимальная площадь - 1 000 кв. м., максимальная - 1 800 кв. м. Поскольку площадь земельного участка не соответствует градостроительным нормам территориальной зоны Ж1 Правил землепользования и застройки города Смоленска, изменение вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможным (том 1: л. д. 18-19).

Установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела указывают на то, что основаниями для принятия Управлением Росреестра по Смоленской области оспариваемых административными истцами решений в форме уведомлений от ДД.ММ.ГГГГг. , и об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия явились сведения ЕГРН о том, что земельный участок с кадастровым номером является государственной собственностью и входит в границы территории объекта культурного наследия (Постановление Главы города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг.). На основании положений части 4 статьи 36 ГрК РФ орган регистрационного учета указал, что действие градостроительного регламента на указанный земельный участок не распространяется, а его использование определяется уполномоченными органами исполнительной власти. Кроме того, на основании пункта 3 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, в связи с чем для изменения вида разрешенного использования земельного участка в орган регистрации прав должен обратиться представитель Администрации муниципального образования «город Смоленск».

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

В силу статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекта недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи скульптуры декоративно - прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Вместе с тем, как следует из сообщения Главного управления Смоленской области по культурному наследию, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах исторически ценной городской территории, однако вне утвержденных границ территорий, зон охраняемых объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия. В границах указанного земельного участка объекты культурного наследия отсутствуют (том 1: л. д. 98-99).

Таким образом, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 36 ГрК РФ основания для отказа во внесении в ЕГРН изменений вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка у административного ответчика отсутствовали.

Кроме того, в силу ч. ч. 1 и 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, и устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Согласно частям 2, 2.1 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

Частями 3 и 4 статьи 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018г., разъяснено, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Согласно пункту 27 Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28 февраля 2007г. №490, основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне Ж1 являются индивидуальные жилые дома коттеджного типа, жилые дома блокированного типа, объекты бытового обслуживания, объекты розничной торговли и др.

Пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

В силу статьи 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 ЗК РФ.

Частью 1 статьи 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Из положений Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (статьи 3, 9.1) следует, что гражданам предоставлена возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001г.) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, в которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращения в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, не требуется.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 67:27:0013419:6, расположенный по адресу: <адрес>, не исключен из оборота, был предоставлен на праве бессрочного пользования прежним застройщикам ФИО10 и ФИО11 на праве бессрочного пользования на основании договора от ДД.ММ.ГГГГг. о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.

Впоследствии, право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, перешло Пучковой О.Ю. (1/2 доля в праве, свидетельство о праве на наследство по закону), Клименкову Н.В. и Клименковой О.А. (по 1/4 доли в праве каждому).

Анализируя вышеперечисленные нормы земельного и гражданского законодательства, а также, учитывая, что при переходе права собственности на жилой дом по <адрес> административным истцам перешло право пользования земельным участком, расположенным по этому же адресу, и предоставленным первоначальным застройщикам на праве бессрочного пользования для индивидуального жилищного строительства, в отношении указанного земельного участка на основании статьи 41 ЗК РФ административные истцы осуществляют права его собственника, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 36 ГрК РФ основания для отказа во внесении в ЕГРН изменений вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что представленные административными истцами документы, подтверждающие правомерность пользования земельным участком, имеют особое юридическое значение как правоустанавливающие документы и являются основанием для внесения изменений в ЕГРН относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «под жилым домом» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

При изложенных обстоятельствах, суд находит требования административных истцов о признании незаконными действий Управления Росреестра по Смоленской области по отказу в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида разрешенного использования «под жилым домом» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (уведомления об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГг. , , ), а также о возложении на Управление Росреестра по Смоленской области обязанности по внесению изменений в сведения ЕГРН относительно вида разрешенного использования указанного земельного участка с «под жилым домом» на «для индивидуального жилищного строительства», правомерными и подлежащими удовлетворению.

Одновременно, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административных истцов к Администрации г. Смоленска в части возложения обязанности по передаче в Управление Росреестра по Смоленской области документов и сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка по <адрес>, поскольку обстоятельств, указывающих на нарушение прав административных истцов ввиду непринятия административным ответчиком перечисленных действий, не установлено, соответствующих доказательств в указанной части суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Клименковой О.А., Клименкова Н.В. и Пучковой О.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГг. , об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 6, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области произвести кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «под жилым домом» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на основании заявления Клименковой О.А., Клименкова Н.В. и Пучковой О.Ю. от ДД.ММ.ГГГГг.

В удовлетворении административного иска Клименковой О.А., Клименкова Н.В. и Пучковой О.Ю. к Администрации города Смоленска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Степченкова

Мотивированное решение составлено 26 февраля 2021г.