Дело № 2А-124/2021
Уникальный идентификатор дела: 27RS0002-01-2020-002546-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (заинтересованные лица: Военный прокурор Чукотского гарнизона, Военный комиссариат Чукотского автономного округа (<адрес>), Министерство обороны России) о призвании незаконными действия судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, связанные с вынесением постановления от 10 ноября 2020 года № № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с ФКУ «ОСК ВВО»,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казённое учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, указав в качестве заинтересованных лиц Военного прокурора Чукотского гарнизона, Военный комиссариат Чукотского автономного округа (<адрес>). В обоснование административного иска указано, что в адрес ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 от 10.11.2020 № № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с ФКУ «ОСК ВВО». Указанное постановление вынесено по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства от ДАТА № №, возбужденного на основании исполнительного листа № от 29.10.2018, выданного Кировским районным судом г. Хабаровска по результатам рассмотрения гражданского дела № №. Предмет исполнения: обязать ФКУ «ОСК ВВО», Министерство обороны России в срок три месяца со дня вступления в законную силу оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации помещение административного здания военного комиссариата Чукотского автономного округа (<адрес>), расположенного по адресу: <адрес>. Оборудование здания военного комиссариата ЧАО (<адрес>) автоматической установкой пожарной сигнализацией относится к капитальному ремонту. 12.04.2016 заместителем Министра обороны России утвержден «Регламент порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта», который действует и по настоящее время. В рамках утвержденного порядка формирования заявочного плана капитального ремонта, предусматриваются определенные этапы. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта были распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны России по ранее заключенным государственным контрактам. ФКУ «ОСК ВВО» принимает все меры для исполнения решения Кировского районного суда от 28.08.2018 по делу № № в добровольном порядке, с учетом установленного Министерством обороны России порядка проведения капитального ремонта имущества военного ведомства, о чем ранее сообщалось судебному приставу-исполнителю. ФКУ «ОСК ВВО» сообщает, что жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу по тому же предмету, который указан в административном иске, не подавалась. Постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 от 10.11.2020 № № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с ФКУ «ОСК ВВО», поступило в адрес должника 20.11.2020 за вх.№ №, что подтверждается оттиском штампа входящей корреспонденции. Следовательно, процессуальный срок на обжалование указанного постановления подлежит восстановлению до 30.11.2020.
На основании ст. ст. 94, 218, 219 КАС РФ, ч. 1 ст. 21, ст. 47, ст. 122, 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просят восстановить срок на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 от 10.11.2020 № №; признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1, связанные с вынесением постановления от 10.11.2020 № № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с ФКУ «ОСК ВВО»; отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.11.2020 № №.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 08.12.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 28.12.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство обороны России.
Согласно ст. 291 п. 4 ч.1, ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной
На основании исследованных письменных доказательств, имеющихся в материалах деле, судом установлены следующие обстоятельства.
10.11.2020 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО1, по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства № № от ДАТА, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которым постановлено: взыскать с должника ФКУ «ОСК ВВО» МО РФ исполнительской сбор в размере 50 000 рублей, установить должнику ФКУ «ОСК ВВО» МО РФ новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 04.12.2020. Согласно постановления, оно вынесено по материалам исполнительного производство возбуждённого на основании исполнительного листа № от 29.10.2018 по делу № № от 29.09.2018, предмет исполнения: Обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерство обороны России, в срок три месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации помещения административного здания военного комиссариата Чукотского автономного округа (<адрес>) по адресу: <адрес>
В соответствии с регистрационной карточкой входящего документа по состоянию на 23.11.2020, постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения поступило в Штаб ВВО 23.11.2020 вх. № №.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства № № от ДАТА должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
Как следует из представленной административным истцом в материалы настоящего дела переписки, письмом от 26.07.2019 Врио начальника ФГКУ «ВРУПО Минобороны России», постановление о возбуждении исполнительного производства № № от ДАТА, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного по решению Кировского районного суда г. Хабаровска от 28.08.2018 по гражданскому делу № №, зарегистрированное 16.07.2019, направлено в адрес Заместителя командующего войсками Восточного военного округа по строительству и расквартированию войск для организации исполнения в установленном порядке. В целях исполнения решения суда, а также недопущения взыскания исполнительского сбора с ФКУ «ОСК ВВО» и Министерства обороны России, просят Военный комиссариат ЧАО (<адрес>) направить в адрес 722 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск ВВО разработанное ТТЗ на капитальный ремонт здания (на установку автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения) военного комиссариата ЧАО (<адрес>).
05.08.2019 начальник 722 отдела координации и 722 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск ВВО сообщил в адрес ФГКУ «ВРУПО Минобороны России» о том, что Работы по оборудованию здания военного комиссариата автоматической установкой пожарной сигнализацией (АУПТ) и пожаротушения (АУПТ) не включены в Перечень капитального ремонта объектов военного округа на 2019 год. Каких-либо документов по объекту в адрес отдела не поступало, при поступлении ТТЗ будет рассмотрен вопрос о включении его в Перечень капитального ремонта объектов военного округа на 2020 год.
Согласно сообщения Военного комиссара Магаданской области от 10.12.2020 в адрес ФКУ «ВРУПО», Военный комиссариат Магаданской области во исполнение запроса от 18.09.2020 предоставил исходные данные для подготовки ТТЗ по объекту – военный комиссариат (<адрес>), для разработки ТТЗ и последующего включения данного объекта в Перечень капитального ремонта.
В соответствии со ст.46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, в том числе права на доступ к правосудию, могут быть обжалованы в суд.
В силу ст.ст. 218, 360, 219, 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановления судебного пристава-исполнителя, их действий (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном главой 22 настоящего кодекса, в течение десяти дней рабочих дней, со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судом, копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 10.11.2020 получена ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» 23.11.2020, с настоящим административным иском в Кировский районный суд г. Хабаровска ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обратилось 30.11.2020. При таких обстоятельствах, административным истцом установленный законом срок в десять рабочих дней со дня получения копии постановления, не пропущен.
В соответствии с частями 1, 11, 12, 17 статьи 30 Федерального закона от 2.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу частей 1-3, 6, 7 статьи 112 вышеуказанного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пунктах 74, 75 Постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Пленум Верховного Суда России разъяснил, что суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В пункте 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Проверив действия судебного пристава-исполнителя по привлечению должника ФКУ «ОСК ВВО» к ответственности в виде исполнительского сбора, суд приходит к выводу, что действия судебного пристава-исполнителя являются законными и обоснованными. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено по истечению срока, установленного для добровольного исполнения, как решением суда, так и судебным приставом-исполнителем, при этом требования исполнительного документа исполнены не были.
Рассматривая вопрос о возможности освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, либо уменьшении его размера, суд оснований для этого не находит, поскольку всех мер для надлежащего исполнения решения суда предпринято не было. Срок для исполнения решения суда истек 29.01.2019, (согласно отметки в исполнительном листе, решение суда вступило в законную силу 29.10.2018). При этом требования исполнительного документа направлены, прежде всего, на обеспечении безопасности неопределенного круга лиц, что не допускает его столь длительное неисполнение.
Имеющиеся описки в постановлениях о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора сами по себе не влекут незаконности оспариваемого постановления. Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 291-294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (заинтересованные лица: Военный прокурор Чукотского гарнизона, Военный комиссариат Чукотского автономного округа (<адрес>), Министерство обороны России) о призвании незаконными действия судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, связанные с вынесением постановления от 10 ноября 2020 года № № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с ФКУ «ОСК ВВО», - отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья: /Подпись/
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна, Судья: Якимова Л.В.
Оригинал решения находится в материалах дела №2А-124/2021 в Кировском районном суде г. Хабаровска
Секретарь: Крюков А.П.