ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-124/2022 от 07.06.2022 Усть-удинского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Усть-Уда 7 июня 2022 года

Усть-Удинский районный суд в составе председательствующего судьи Максименко О.В., при секретаре Жемчуговой И.Ю., с участием административного истца – помощника прокурора Усть-Удинского района Иркутской области Горячевой О.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Удинского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Аносовского муниципального образования Усть-Удинского района о признании незаконным бездействие, обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении тарифа на подвоз воды населению на территории села Аносово,

установил:

Прокурор Усть-Удинского района Иркутской области, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Аносовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по установлению тарифа на подвоз воды на территории поселения, возложить на администрацию обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении тарифа на подвоз воды населению на территории села Аносово.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в связи с поступившими жалобами жителей села Аносово на бездействие администрации Аносовского сельского поселения по установлению тарифа на подвоз воды прокуратурой Усть-Удинского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что минут в мессенджере в группе «» глава администрации Аносовского сельского поселения Я.О.Р разместила объявление следующего содержания: «В связи с повышением цен на солярку и бензин стоимость 1 бочки воды с повысилась рублей. Теперь бочка воды стоит ни 40, а 50 рублей». Из объяснений Я.О.Р. следует, что ранее, около 8 лет назад, администрацией сельского поселения был произведен расчет экономически обоснованного тарифа на воду, после чего администрация поселения расчет не делала, в дальнейшем ежегодно тариф повышался на коэффициент инфляции. Размер тарифа на воду в размере 50 рублей за бочку объемом 200 литров обсуждался на заседании Думы Аносовского сельского поселения в декабре 2021 года, однако никаких решений, постановлений, распоряжений ни Думой, ни администрацией, ни главой поселения не предпринималось. Поскольку никаких распорядительных актов о повышении стоимости тарифа на подвоз воды не принималось, то информацию о повышении тарифа Я.О.Р. опубликовала в мессенджере «» в группе «». По данному факту мировым судьей судебного участка 107 Усть-Удинского района Иркутской области Я.О.Р.. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, ей назначен административный штраф. Прокурором района в адрес главы Аносовского сельского поселения Я.О.Р. внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Закона Иркутской области от 06.11.2012 № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения», требования которого администрацией поселения до настоящего времени не исполнено, т.е. разработка и принятие нормативного правового акта об установлении тарифа на подвоз воды на 2022 год не производились.

В соответствии со ст. 32 Устава Аносовского муниципального образования глава поселения руководит деятельностью администрации поселения, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации поселения по решению вопросов местного значения, как председатель думы председательствует на заседаниях думы поселения, созывает очередные заседания.

между администрацией Аносовского сельского поселения и физическим лицом Б.С.В.. заключен договор безвозмездного пользования автомобилем, согласно которому автомобиль марки с цистерной, регистрационный , электронасос центробежный Б.С.В.. должен использовать только для подвоза воды населению и на объекты в селе Аносово согласно графику, утвержденному администрацией поселения.

По мнению прокурора, администрация Аносовского сельского поселения допускает незаконное бездействие, не принимает решение об установлении тарифа на подвоз воды населению, уклоняется от производства расчетов для установления тарифа, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих в селе Аносово, на получение коммунальной услуги на основании утвержденных тарифов, а также сведений о правильности исчисления платы за коммунальные услуги.

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Усть-Удинского района Горячева О.В. заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила суд признать незаконным бездействие администрации Аносовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по установлению тарифа на подвоз воды на территории поселения, обязать администрацию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении тарифа на подвоз воды населению на территории села Аносово.

Представитель административного ответчика глава Аносовского поселения Я.О.Р. судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, что в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела. Письменных возражений суду не представила.

Выслушав объяснения административного истца – помощника прокурора Усть-Удинского района Горячевой О.В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1).

В случаях, предусмотренных КАС РФ, в том числе прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно положениям ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 3 указанной правовой нормы определены вопросы местного значения сельского поселения. При этом установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).

В силу ст. 2 Закона Иркутской области от 06.11.2012 N 114-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения", органы местного самоуправления, в том числе Аносовского сельского поселения, наделены государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Аналогичные положения предусмотрены п. 1 ч. 2 ст. 6 Устава Аносовского муниципального образования Усть-Удинского района Иркутской области.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Иркутской области органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны: 1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с действующим законодательством; 2) осуществлять рассмотрение дел об установлении тарифов в порядке и сроки, установленные законодательством; 3) не допускать нецелевое использование финансовых средств, предоставленных из областного бюджета на осуществление государственных полномочий, а также нецелевое использование материальных ресурсов, предоставленных за счет средств области; 4) представлять в уполномоченный орган государственной власти области материалы, документы и отчеты по вопросам осуществления государственных полномочий; 5) исполнять выданные в пределах компетенции письменные предписания уполномоченного органа государственной власти области, иных органов государственной власти области об устранении нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий.

Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения отнесены, в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 30.11.2021), при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам.

Согласно п. 4 раздела II Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения входит тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа).

Положениями п. 13 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 23.12.2013 № 1746-э тарифы на подвоз воды рассчитываются методом экономически обоснованных расходов (затрат).

При расчете тарифов на подвоз воды учитываются расходы на забор и водоподготовку или покупку воды и расходы на транспортировку воды.

Судом установлено, что в связи с поступившими жалобами жителей села Аносово на бездействие администрации Аносовского муниципального образования по установлению тарифа на подвоз воды прокуратурой Усть-Удинского района Иркутской области проведена проверка исполнения органом местного самоуправления - администрацией Аносовского муниципального образования Усть-Удинского района Иркутской области требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По результатам проверки выявлено нарушение администрацией законодательства в сфере водоснабжения населения Аносовского сельского поселения, выразившееся в неустановлении тарифов на подвоз воды.

Из материалов дела следует, что прокурором Усть-Удинского района в адрес главы Аносовского сельского поселения Усть-Удинского района было внесено представление об устранении нарушений закона в указанной сфере

Основанием для проведения проверки послужили обращения жителей села Аносово Усть-Удинского района с жалобами на бездействие администрации поселения, выразившееся в неустановлении тарифов на подвоз воды (

Согласно ч. 2 ст. 6 Устава Аносовского муниципального образования, в соответствии с Законом Иркутской области № 96-оз к вопросам местного значения поселения отнесена в то числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из положений ч. 5 ст. 36 Устава к полномочиям администрации поселения относятся в том числе полномочия по обеспечению исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения поселения, формирование, исполнение местного бюджета, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном думой поселения, создание муниципальных предприятий и учреждений, участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и др.

По результатам рассмотрения представления, администрацией Аносовского муниципального образования был дан ответ прокурору, из которого следуте, что в администрации имеется автомобиль с цистерной для перевозки пищевых продуктов, который передан жителю села Анеосово Б.С.В.. по договору безвозмездного пользования автомобилем от вместе с центробежным насосом для подвоза воды жителям с. Аносово. В поселении не организован водозабор, так как для этого необходимо отвести земельный участок и провести ряд мероприятий по строительству водозабора. Село Аносово находится на землях лесного фонда, отвести воду не представляется возможным, частное лицо Барахтенко С.В. не имеет полномочий на заключение договора с гражданами, проживающими в селе Аносово. Выполнение требований ст. 31 Федерального закона от 17.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не представляется возможным по причине того, что частное лицо Б.С.В.. обратиться в Службу по тарифам не может, поскольку не является юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем. Рассчитывать тарифы по водоснабжению в селе Аносово по Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 и предоставлением их в Службу по тарифам Иркутской области не представляется возможным из-за отсутствия водозабора и юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по подвозу воды

До настоящего времени указанные нарушения закона в сфере водоснабжения населения администрацией Аносовского муниципального образования Усть-Удинского района не устранены, тарифы на подвоз воды не установлены.

Из договора безвозмездного пользования автомобилем от , заключенного между Аносовским муниципальным образованием в лице главы администрации Я.О.Р. и Б.С.В. следует, что предметом договора является автомобиль марки с цистерной, регистрационный , электронасос центробежный . Б.С.В. должен использовать только для подвоза воды населению и на объекты в селе Аносово согласно графику, утвержденному администрацией поселения Передача автомобиля подтверждается актом приема-передачи указанного автомобиля от

Из письменных объяснений главы администрации Аносовского муниципального образования Я.О.Р.. от усматривается, что подвоз воды для нужд населения на территории Аносовского муниципального образования осуществляется на муниципальной технике. В настоящее время расчет воды производится исходя из норматива потребления, т.е. в куб.м. воды. До настоящего времени комиссия по утверждению тарифа не создана, глава администрации также указала, что не знает кто входит в состав комиссии, пока разбирается с нормативной базой. планирует издать постановление и опубликовать его в информационном источнике «Аносовские вести» и на официальном сайте поселения «Аносово. РФ».

В материалы дела также представлено экспертное заключение о соответствии нормативным документам результатов лабораторных исследований, испытаний, измерений от . Место (точка) отбора проб, проведения измерений: , река Ангара.

Документов, подтверждающих утверждение тарифов на подвоз воды администрацией Аносовского муниципального образования, в материалы дела не представлено.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд нашел установленным, что в нарушение вышеприведенных правовых норм администрацией Аносовского муниципального образования Усть-Удинского района ненадлежащим образом выполняются возложенные законом полномочия по организации водоснабжения населения в границах Аносовского муниципального образования, тарифы на подвоз воды не установлены.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о нарушении административным ответчиком прав неопределенного круга лиц, проживающих в Аносовском муниципальном образовании, на получение коммунальной услуги по водоснабжению в соответствии с установленными тарифами на подвоз воды и графиком.

При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования прокурора Усть-Удинского района о признании незаконным бездействие администрации Аносовского муниципального образования, обязании администрации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении тарифа на подвоз воды населению на территории села Аносово по данному административному делу законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Усть-Удинского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Аносовского муниципального образования Усть-Удинского района о признании незаконным бездействие, обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении тарифа на подвоз воды населению на территории села Аносово удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Аносовского муниципального образования Усть-Удинского района, выразившееся в непринятии мер по установлению тарифа на подвоз воды на территории Аносовского муниципального образования Усть-Удинского района в порядке, определенном Законом Иркутской области № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения».

Возложить на администрацию Аносовского муниципального образования Усть-Удинского района обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении тарифа на подвоз воды населению на территории села Аносово.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Максименко

Мотивированное решение составлено .