ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1250/2018 от 16.05.2018 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-1250/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2018 года г. Оренбург

Судья Оренбургского районного суда Оренбургской области Солдаткова Р.А., рассмотрев административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному иску прокурора Оренбургского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о понуждении к исполнению бюджетного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оренбургского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском к Совету депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Оренбургского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в деятельности МО Пригородный сельсовет Оренбургского района.

В Уставе МО Пригородный сельсовет определена структура органов местного самоуправления, в которую входит, в том числе представительный орган местного самоуправления.

В соответствии с уставом, в компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе принятие решения о создании контрольно-счетного органа в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.

Прокуратурой района в адрес главы данного муниципального образования в сентябре 2017 года направлялась информация о необходимости организации внешнего финансового контроля.

Однако в МО Пригородный сельсовет до настоящего времени не создан муниципальный контрольно-счетный орган, осуществляющий внешний муниципальный финансовый контроль и не переданы полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района.

На основании вышеизложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие Совета депутатов МО Пригородный сельсовет, выразившееся в неосуществлении создания муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль либо передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района, обязать административного ответчика в срок до 01.07.2018 года устранить нарушения бюджетного законодательства путем создания муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль либо путем передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района.

Суд, исследовав представленные в письменной форме доказательства, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

В силу статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Данный закон вступил в силу 01 октября 2011 года.

В силу части 2,6,8 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.

Из анализа приведенных норм следует, что создание контрольно-счетного органа муниципального образования либо передача контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования. Данная обязанность возникла с 1 октября 2011 года.

Обязанность по созданию и деятельности контрольно-счетного органа либо заключения соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля предусматривается также положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отчет об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается местной администрацией и направляется созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно части 2,4,5 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

Орган внешнего муниципального финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего муниципального финансового контроля в представительный орган с одновременным направлением в местную администрацию

Согласно части 1,2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью муниципальных образований.

Частью 3 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю определяется муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В ходе рассмотрение дела установлено, что уставом МО Пригородный сельсовет Оренбургского района определена структура органов местного самоуправления, в которую входит, в том числе представительный орган местного самоуправления. Таковым является Совет депутатов МО Пригородный сельсовет.

Согласно положений устава данного муниципального образования, в компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе принятие решения о создании контрольно-счетного органа в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что на представительном органе муниципального образования лежит обязанность по созданию муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль либо передаче полномочий по данному контролю контрольно-счетному органу муниципального района.

Прокуратурой Оренбургского района, по результатам проверки в адрес главы МО Пригородный сельсовет в сентябре 2017 года направлялась информация о необходимости организации внешнего финансового контроля.

Вместе с тем, согласно справки о результатах проверки от 12.04.2018 года, в МО Пригородный сельсовет до настоящего времени не создан муниципальный контрольно-счетный орган, осуществляющий внешний муниципальный финансовый контроль и не переданы полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями главы МО Пригородный сельсовет Оренбургского района от 12.04.2018 года, и не оспаривались административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.

Доказательств исполнения обязанности по созданию муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль либо передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района в нарушение статьи 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено.

Таким образом, не осуществление вышеуказанных обязанностей по исполнению требований бюджетного законодательства свидетельствует о незаконном бездействии Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

Поскольку судом установлено нарушение Советом депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области бюджетного законодательства, административные исковые требования прокурора Оренбургского района обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 291-294, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Оренбургского района Оренбургской области, заявленное в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о понуждении к исполнению бюджетного законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, выразившееся в неосуществлении создания муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль либо передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района.

Обязать Совет депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в срок до 01.07.2018 года устранить нарушения бюджетного законодательства путем создания муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль либо путем передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: Р.А.Солдаткова.