ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1252/18 от 20.07.2018 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1252/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 20 июля 2018 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - Бочко И.А.,

при секретаре - Чеботаревой В.Н.,

с участием помощника прокурора Гулькевичского района – Воробьевой О.Ф.,

представителя административного ответчика Сидельниковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тысячного сельского поселения о признании незаконными бездействия Администрации Тысячного сельского поселения Гулькевичского района,

установил:

Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику и просит признать незаконным бездействие Администрации Тысячного сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в не разработке и не принятии нормативного правового акта, регламентирующего порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд; обязать администрацию Тысячного сельского поселения Гулькевичского района разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

Требования обоснованы тем, что прокуратурой района проверено исполнение органами местного самоуправления земельного законодательства в части реализации полномочий в сфере земельных правоотношений, в ходе которой в деятельности администрации Тысячного сельского поселения Гулькевичского района выявлены следующие нарушения. В соответствии с ч.2 ст. 11 Земельного Кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения. На основании статьи 6 Закон Краснодарского края от 05.11.2002 года № 32-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальном собственности, устанавливают или изменяют виды разрешенного использования данных земельных участков, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, действие градостроительных регламентов, на которые не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Таким образом, органы местного самоуправления сельских поселений вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд в установленном законом порядке. В ходе проверки установлено, что нормативный правовой акт, регламентирующий порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд, администрацией поселения до настоящего времени не разработан и не принят. 07 июня 2018 года в адрес главы поселения внесено представление, однако по результатам его рассмотрения никаких мер администрацией поселения не принято. Бездействие администрации по разработке и принятию нормативного правового акта, регулирующего порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд, способствует ненадлежащему осуществлению полномочий, связанных со строительством, реконструкцией систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения местного значения, автомобильных дорог местного значения, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизни.

В судебном заседании помощник прокурора Гулькевичского района Воробьева О.Ф. поддержала требование прокурора по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Сидельникова Н.С. требования прокурора признала в полном объеме.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям сельских поселений относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации случаях осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно ч.2 ст. 11 Земельного Кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктами 2, 3 ст. 49 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе и со строительством, реконструкцией систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и иных основаниях, предусмотренными федеральными законами.

В силу п. 3 ст. 46 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В соответствие с изменениями, внесенными в статью 3.3 Федерального закона от 2 5.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками муниципальной собственности осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законом.

На основании статьи 6 Закон Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальном собственности, устанавливают или изменяют виды разрешенного использования данных земельных участков, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, действие градостроительных регламентов на которые не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Таким образом, органы местного самоуправления сельских поселений вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд в установленном законом порядке.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гулькевичского района проверено исполнение органами местного самоуправления земельного законодательства в части реализации полномочий в сфере земельных правоотношений, в ходе которой в деятельности администрации Тысячного сельского поселения Гулькевичского района выявлены нарушения. Установлено, что нормативный правовой акт, регламентирующий порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд, администрацией поселения до настоящего времени не разработан и не принят.

Данный факт несоблюдения требований действующего законодательства со стороны администрации Тысячного сельского поселения способствует ненадлежащему осуществлению полномочий, связанных со строительством, реконструкцией систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения местного значения, автомобильных дорог местного значения, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизни.

Учитывая изложенное, суд считает иск прокурора Гулькевичского района обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.175-179 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тысячного сельского поселения о признании незаконными бездействия Администрации Тысячного сельского поселения Гулькевичского района – удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Тысячного сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в не разработке и не принятии нормативного правового акта, регламентирующего порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд - незаконным.

Обязать администрацию Тысячного сельского поселения Гулькевичского района разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А.Бочко