___
Дело № 2а-1252/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 07 февраля 2022 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Секушенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ноева Игоря Владимировича, Ноевой Валентины Никифоровны к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения,
У С Т А Н О В И Л :
Истцыобратились в суд с вышеуказанным административным иском. Просят признать незаконным решение Комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «____» от ____ об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером № с зоны «П-4» на зону «Ж-2А».
В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы являются собственниками земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ____.
Данный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов.
В 2021 году на указанном земельном участке истцами осуществлено строительство жилого дома.
____ истцы обратились в Управление Росреестра по РС (Я) с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости – жилого дома, возведенного в 2021 году на указанном выше земельном участке.
____ уведомлением получен отказ на основании ответа ответчика, поскольку в соответствии требованиям Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденным нормативным правовым актом Якутской городской Думы от ____№-НПА, земельный участок истцов расположен в зоне «П-4», где размещение жилого дома не предусмотрено.
Заключением заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» №, истцам отказано в удовлетворении заявления на возведение строения в связи с несоответствием Генеральному плану городского округа «город Якутск».
Административные истцы не согласны с данным решением, поскольку оно нарушает их право собственности на жилье и делает невозможным привести документы о праве собственности в соответствие с действующим законодательством в области государственной регистрации прав.
В судебном заседании административные истцы Ноев И.В, Ноева В.Н. требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Кривогорницын А.П. с исковыми требованиями не согласился, считает, что истцами пропущен срок обращения в суд, поскольку оспариваемое заключение вынесено ____, с настоящим иском обратились ____ Просит в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что административным истцам Ноеву И.В. и Ноевой В.Н. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок, площадью 720+/-5,47 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____, на основании договора купли-продажи от ____ Указанный участок поставлен на кадастровый учет ____
Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности № от ____ принадлежащий административным истцам земельный участок по проекту планировки территории предназначен под объекты производственного назначения, по проекту межевания территории не соответствует.
____ Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска уведомил о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям:
- в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденным нормативным правовым актом Якутской городской Думы от ____№-НПА, земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне «П-4» (производственная зона, предназначенная для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV-V классов опасности), где размещение индивидуального жилого дома в данной зоне не предусмотрено.
- в соответствии со сведениями проекта планировки и межевания территории квартала «166» ГО «город Якутск», утвержденного распоряжением от ____№р, планируемый индивидуальный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № учтенный под коммунально-складские объекты.
____ Ноевы обратились в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска по вопросу внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам расширенного использования земельного участка с кадастровым номером №, в части перевода из зоны «П-4» на зону «Ж-2А», позволяющий разместить жилой дом.
Оспариваемым решением администрация на основании заключения комиссии от ____ отказала Ноеву И.В. во внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в связи с несоответствием Генеральному плану городского округа «город Якутск».
В силу пункта 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
К документам градостроительного зонирования Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесены правила землепользования и застройки.
Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (часть 3 статьи 30 ГрК РФ).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ определен принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
В силу пункта 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).
Из приведенных выше норм следует, что в случаях, когда безусловные основания для внесения изменений в правила землепользования и застройки отсутствуют, вопрос о внесении в соответствии с поступившим предложением таких изменений в правила или об отклонении такого предложения относится к усмотрению органа местного самоуправления.
Согласно карте территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденных решением Якутской городской Думы от ____№-НПА, земельный участок истцов относится к территориальной зоне «П-4»: производственная зона, предназначенная для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV – V классов опасности.
В соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории квартала «166» городского округа запрашиваемый под строительство индивидуального жилого дома земельный участок с кадастровым номером №, расположен в зоне «П-4».
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Поскольку в данном случае установленные Правилами землепользования и застройки территориальные зоны соответствуют функциональным зонам, установленным Генеральным планом городского округа «город Якутск», оснований полагать, что оспариваемое решение препятствует пользованию истцами земельным участком по его назначению, не имеется.
Кроме того, в рассматриваемом случае суд приходит к выводу о пропуске истцами срока обращения с административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, оспариваемое заключение заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» № вынесено ____, а также фактически были известны административным истцам, что следует из пояснений, данных в ходе судебного заседания.
Вместе с тем, с настоящим административным исковым заявлением истцы обратились только ____, то есть с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, не представили.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая изложенное, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В исковых требованиях Ноева Игоря Владимировича, Ноевой Валентины Никифоровны к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» от ____ об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером №, с зоны «П-4» на зону «Ж-2А», отказать в удовлетворении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ___ М.В. Макаров
___
___