ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1253/18 от 01.10.2018 Чусовского городского суда (Пермский край)

Дело №2а-1253/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 октября 2018 г.

Чусовской городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Шакирзяновой Е.А.

при секретаре Бодровой А.И.

с участием представителя административного истца ФИО1

административного ответчика ФИО2

представителя административного ответчика ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом административное дело по административному иску Акционерного общества «Чусовской металлургический завод» об оспаривании решения (предписания № 86/1/2 от 08.08.2018) государственного надзорного органа,

у с т а н о в и л:

.... в суд обратилось АО «Чусовской металлургический завод» с административным исковым заявлением о признании незаконным решения (предписания № 86/1/2 от 08.08.2018) государственного надзорного органа.

Из административного искового заявления следует, что 08.08.2018 начальником 19 ОНПР по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО2 вынесено предписание № 86/1/2 об устранении нарушений в области пожарной безопасности. АО «ЧМЗ» выражает свое несогласие с предписанием в части установления сроков исполнения указанных в предписании мероприятий, считает его незаконным в связи с неисполнимостью. В конце 2016 года 19 ОНПР по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю в АО «ЧМЗ» была проведена проверка соблюдения правил противопожарной безопасности, в том числе проверка пожарной безопасности объектов РП-ЦАР, по результатам которой заводу было выдано два предписания: № 115/1/1 от 06.02.2017 и № 115/1/2 от 11.01.2016. Предписание № 115/1/1 выполнено в полном объеме, предписание № 115/1/2 выполнено частично. В соответствии с предписанием разработан проект оснащения производственного корпуса системой оповещения людей о пожаре, произведен расчет стоимости данных работ и оборудования. В настоящий момент оборудование находится в закупе. Монтаж и наладка оборудования системы оповещения людей о пожаре в производственном корпусе рессорного производства будут выполнены в срок до 31.12.2018. Разработан проект оснащения производственного корпуса автоматической пожарной сигнализации, произведен расчет стоимости данных работ и оборудования (пункты 2-21 предписания). Разработан типовой проект на оснащение термических линий системой автоматического пожаротушения, также произведен расчет стоимости данных работ и оборудования (пункты 22-31 предписания). Работы по разработке проектной документации в общей сложности продолжались девять месяцев. Трудоемкость выполнения работ по проектированию не позволила выполнить мероприятия по предписанию № 115/1/2 в полном объеме. На обращение о переносе срока выполнения предписания получили не мотивированный отказ. Доказательства частичного исполнения предписания 115/1/2 были направлены в надзорный орган письмом ... от 24.07.2018. Учитывая трудоемкость выполнения работ в рамках предписания, их затратность (по оценке предприятия суммарная стоимость выполнения предписания требует порядка 4 млн. руб.), а также то, что на текущую дату АО «ЧМЗ» имеет непокрытый убыток прошлых лет в размере ... тыс. руб., считают, что в столь сжатые сроки предприняты все возможные меры для выполнения предписания. Однако срок, установленный надзорным органом для исполнения предписания № 115/1/2 от 11.01.2016 является недостаточным для устранения в полном объеме выявленных нарушений, что делает предписание заведомо невыполнимым и ставит под сомнение его законность.

.... органом пожарного надзора было издано Распоряжение № 86 о проведении проверки исполнения предписания № 115/1/2 от 11.01.2016. срок исполнения которого истек 15.06.2018. По результатам проверки надзорным органом в отношении АО «ЧМЗ» было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол, а также были выданы новые предписания № 86/1/1 от 08.08.2018 и № 86/1/2 от 08.08.2018, аналогичные предписанию № 115/1/2 от 11.01.2016. Срок исполнения предписания № 86/1/1 до 01.03.2019 является реальным, предписание исполнимо к установленному в нем сроку. Обжалуемое в части предписание № 86/1/2 от 08.08.2018 сроком исполнения до 01.12.2019 является заведомо невыполнимым в установленный срок. Для осуществления всех необходимых работ по выполнению предписания АО «ЧМЗ» потребуется времени гораздо больше установленного надзорным органом - не менее трех лет, т.е. предписание № 86/1/2 от 08.08.2018 может быть исполнено не ранее 31.12.2022 года, что подтверждается планом-графиком мероприятий по оснащению термических линий автоматическими установками пожаротушения. Данный план-график учитывает объемы выполняемых работ, их трудоемкость и затраты на финансирование мероприятий.

Обращают внимание суда на то, что исполнимость предписания является важным требованием к данному вину ненормативного акта и одним из элементов законности предписания. Несоблюдение названных условий при реализации органами контроля и надзора своих полномочий подлежит признанию как нарушение закона. Как следует из статьи 18 Федерального закона № 294-ФЗ, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Данное требование закона, в том числе регулирует и установление надзорным органом сроков для устранения выявленных нарушений.

Административный истец считает, что 19 ОНПР по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю при вынесении оспариваемого предписания не исследовав все обстоятельства, влияющие на его исполнимость, не установил объективно необходимое время для совершения АО «ЧМЗ» действий, мероприятий для выполнения требований надзорного органа по устранению выявленных нарушений, не обосновал достаточность установленного в предписании срока исполнения. Таким образом, установив в предписании № 86/1/2 от 08.08.2018 заведомо невыполнимые сроки его исполнения 01.12.2019, административным ответчиком вынесено незаконное решение, которое нарушает законные права и интересы АО «ЧМЗ», является произвольным и влечет необоснованное ограничение прав заявителя, создает неблагоприятные последствия в части привлечения административного истца и должностных лиц, на которых возложены полномочия по обеспечению пожарной безопасности на предприятии, к административной ответственности по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнительные материальные затраты на оплату штрафов (в то время как данные денежные средства могли бы послужить целям выполнения требований закона по обеспечению противопожарной защиты).

Просят признать установленный в предписании № 86/1/2 от 08.08.2018 срок недостаточным, предписание неисполнимым; признать незаконным и отменить предписание № 86/1/2 от 08.08.2018 в части установления сроков его исполнения; изменить сроки исполнения предписания № 86/1/2 от 08.08.2018 путем возложения на административного ответчика обязанности установить в предписании реальные к его исполнению сроки до 31.12.2022 года.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 просила исковые требования удовлетворить. Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала.

Административный ответчик заместитель начальника отдела - начальник ОНПР по Гремячинскому муниципальному району 19 ОНПР по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО2 с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что при определении срока устранения выявленных нарушений учитывали ранее выданное предписание, характер требуемых мероприятий и их сложность, финансовое положение предприятия. Кроме того, срок был предоставлен с учетом письменного обращения АО «ЧМЗ» о продлении срока выполнения предписания до 31.12.2019 года.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО3 просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснил, что завод представляет собой объект с массовым пребыванием людей, спорный участок - пожароопасный, в котором происходят возгорания. Ранее выдавалось предписание, которое не исполнено в полном объеме и это объясняется объемом необходимых работ и финансированием, поэтому с учетом ранее предоставленного срока, с учетом обращения АО «ЧМЗ» о продлении срока предписания до 31.12.2019, был установлен срок до 01.12.2019.

Суд, заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, в том числе письменные доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что в отношении АО «ЧМЗ» по результатам внеплановой проверки на предмет выполнения требований предписания № 115/1/2 от 11.01.2016 составлен акт № 86 от 08.08.2018 о том, что масленые емкости термической линии для закаливания № 10, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18 не защищены автоматической установкой пожаротушения. Выдано предписание № 86/1/2 от 08.08.2018, в соответствии с которым указанные нарушения АО «ЧМЗ» должно устранить в срок до 01.12.2019.

Основание для проведения внеплановой проверки соответствует положениям статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (пункт 1 части 5 указанной статьи).

Административный истец факт наличия нарушений требований пожарной безопасности не отрицает, вместе с тем оспаривает законность предписания в части установления сроков исполнения, поскольку такой срок не позволит устранить выявленные нарушения, тем самым нарушает права и законные интересы АО «ЧМЗ», создает неблагоприятные последствия для предприятия и должностных лиц, на которых возложены полномочия по обеспечению пожарной безопасности, в виде возможного привлечения к административной ответственности за неисполнение этого предписания и дополнительные материальные затраты на оплату штрафов. Исполнимость предписания является важным требованием к обязательному для исполнения ненормативному акту, поэтому срок исполнения требования должен быть реальным, учитывать все обстоятельства, влияющие на его исполнимость.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статей 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для принятия судом решения о признании действий незаконными, необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд.

Оспариваемое предписание выдано должностным лицом в пределах установленных статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" полномочий. На основании статьи 6 указанного Федерального закона должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.

Оценив доводы сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом не установлено, что, определяя срок исполнения предписания, должностные лица надзорного органа каким-либо образом нарушили положения пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который обязывает должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

Обоснованно учтено то обстоятельство, что нарушения выявлены не впервые, в предписании от 11.01.2017 № 115/1/2 был дан срок для устранения нарушений до 15.06.2018. Как пояснили должностные лица срок выполнения предписания № 86/1/2 установили с учетом обращения АО «ЧМЗ» ... от 14.06.2018 О переносе срока выполнения предписания до 31.12.2019 (л.д. 24). При этом доводы относительно переноса срока выполнения предписания аналогичны приводимым в судебном заседании пояснениям о причинах невозможности исполнить предписание в установленный срок до 01.12.2019. Как довод о скорейшем устранении нарушений требований пожарной безопасности административным ответчиком приведены такие факты, как имевшие место случаи возгорания в цехе рессорного производства АО «ЧМЗ».

Пояснения административного истца, и изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства относительно объема требуемых мероприятий и финансовых вложений, подтверждены материалами дела и показаниями свидетеля ФИО (начальник управления по безопасности производства АО «ЧМЗ»), вместе с тем только основываясь на этих фактах нельзя сделать вывод о незаконности действий должностных лиц надзорного органа. Кроме того, в судебном заседании представитель административного ответчика пояснил о наличии у юридического лица права обратиться с вопросом о продлении срока выполнения предписания, при разрешении которого могут быть учтены фактические действия, направленные на выполнение этого предписания.

Ссылка административного истца на план-график мероприятий по оснащению термических линий АПСТ РП и план развития по пожарной безопасности на 2018-2022 г.г. не рассматривается судом как обстоятельство, безусловно препятствующее выполнению предписания в установленный срок, поскольку сроки в указанных документах являются усмотрением самого предприятия, как и вопросы распоряжения денежными средствами.

Установленная законодательством административная ответственность за неисполнение предписания надзорного органа сама по себе не может служить основанием для признания незаконным этого предписания, притом что других обстоятельств, которые бы об этом свидетельствовали, не выявлено.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении требований АО «ЧМЗ» о признании незаконным и отмене предписания № 86/1/2 от 08.08.2018 в части установления срока его исполнения и возложении на административного ответчика обязанности установить срок исполнения предписания до 31.12.2022 года.

Требование административного истца в части признания установленного в предписании № 86/1/2 от 08.08.2018 срока недостаточным, а предписания неисполнимым самостоятельному разрешению не подлежит, поскольку фактически рассматривалось как основание для оспаривания законности этого предписания. В компетенцию суда отмена принятого должностными лицами решения (в данном случае предписания) не входит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

в удовлетворении заявленных Акционерным обществом «Чусовской металлургический завод» требований о признании незаконным и отмене предписания № 86/1/2 от 08.08.2018, выданного заместителем начальника отдела - начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Гремячинскому муниципальному району 19 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю в части установления сроков его исполнения, изменении сроков исполнения предписания путем возложения на административного ответчика обязанности установить сроки исполнения до 31.12.2022 года отказать.

Решение в течение месяца со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в апелляционном порядке.

Судья: Е.А. Шакирзянова