ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1253/2022 от 23.06.2022 Джанкойского районного суда (Республика Крым)

Дело №2а-1253/2022

91RS0008-01-2022-001535-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Джанкой 23 июня 2022 года

Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:

Председательствующего – судьи Синицыной О.П.

При секретаре – Минаевой Э.Ф.,

с участием – представителя административного истца – Зидлаевой Э.Ш., представителя административных ответчиков – Козуб С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации города Джанкоя Республики Крым к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, Отделу судебных приставов по городу Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым УФССП России, судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым Прокопчук Оксане Валерьевне, судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым Козуб Светлане Юрьевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора, с участием заинтересованных лиц – Смурыгиной Анастасии Олеговны, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым,

установил:

административный истец Администрация города Джанкоя Республики Крым обратилась в суд с иском к Отделу судебных приставов по Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым УФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора указав в обоснование заявленных требований, что 25.11.2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым УФССП России Прокопчук О.В. возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа серии ФС от 22.11.2021 года, выданного Джанкойским районным судом по делу №2-980/2021, в соответствии с которым Администрация города Джанкоя обязана предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение Смурыгиной А.О. площадью не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства приставом установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В указанный срок требования исполнительного документа администрацией города Джанкой не были выполнены вследствие неустранимых обстоятельств, препятствующих его исполнению. В связи с неисполнением требований исполнительного документа 19 апреля 2022 года по данному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем ОСП по Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым УФССП России Козуб С.Ю. в отношении администрации города Джанкоя Республики Крым вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Однако, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Полагают необходимым учитывать тот факт, что Администрацией города Джанкоя Республики Крым в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничено как бюджетным финансированием, так и установленной Порядком административной процедурой. Полагают, что в их действиях отсутствуют виновные действия, в связи с чем, просят освободить Администрацию города Джанкой Республики Крым от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Протокольным определением суда от 26.05.2022 года в качестве административных соответчиков привлечены УФССП по Республике Крым, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым Прокопчук Оксана Валерьевна, в качестве заинтересованных лиц Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Смурыгина ФИО2.

Протокольным определением суда от 23.06.2022 года в качестве соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым Козуб ФИО1.

В судебном заседании представитель административного истца – Зидлаева Э.Ш., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков ОСП по Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым, УФССП по Республике Крым, судебный пристав-исполнитель Козуб С.Ю. в судебном заседании требования не признала, сославшись на предоставленные возражения.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом – заказной корреспонденцией (л.д. 79, 81) и собственноручной распиской (л.д.76).

Выслушав мнение представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело №2-980/2021, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что 25 ноября 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым УФССП России Прокопчук О.В. возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа серии ФС от 22.11.2021 года, выданный Джанкойским районным судом по делу №2-980/2021, в соответствии с которым Администрация города Джанкоя обязана предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение Смурыгиной А.О. площадью не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.33).

Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

19 апреля 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым УФССП России Козуб С.Ю. в отношении администрации города Джанкоя Республики Крым вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.68-оборот-69).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2017 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» одной из основных задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении №13-П от 30 июля 2001 года «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.12.2015 года №2917-О указал, что в соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона N229-ФЗ и пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Из вышеизложенного следует, что в случае установления судом обстоятельств невиновности должника в неисполнении обязательства, то есть таких обстоятельств, которые не являются обстоятельствами непреодолимой силы, но не позволили должнику исполнить обязательство должным образом, и установления судом факта законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления должник может быть освобожден судом от взыскания исполнительского сбора.

Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», установлено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

Так, решением Джанкойского районного суда от 17.06.2021 года не установлен конкретный срок его исполнения, указано, что на Администрацию города Джанкоя Республики Крым возложена обязанность предоставить Смурыгиной А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение отвечающее санитарным и техническим нормам из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения, в границах муниципального образования городской округ Джанкой (л.д.5-12 тома №2 гражданского дела №2-980/2021).

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений непосредственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закон от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (Республики Крым) по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Из вышеизложенного следует, что полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относятся к ведению государственных органов Республики Крым.

Статьей 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным законом дополнительные гарантии детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Закона РК 46 предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Этой же статьей определено, что общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1-4 статьи 8 Закона РК 46, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определённый срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации путём предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учётом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

В соответствии со статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Закон Республики Крым от 22.12.2017 года № 447-ЗРК/2017 «О бюджете Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусматривал выделение в 2018 году муниципальному образованию городской округ Джанкой субвенции на выполнение переданных полномочий в сумме 5077139,46 рублей, что позволило приобрести 4 жилых помещения площадью 33 кв.м., так как согласно Приказу Минстроя России от 11.04.2018 № 224/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2018 года», во втором квартале 2018 года стоимость 1-го квадратного метра жилого помещения в Республике Крым составит 40 851 рублей. Приобретённые квартиры были предоставлены лицам, которые были указаны непосредственно в соглашении о предоставлении субвенций между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией города Джанкоя.

Закон Республики Крым от 20.12.2018 года №556-ЗРК/2018 «О бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (таблицы 20 и 27 приложения 12) предусматривает выделение муниципальному образованию городской округ Джанкой субвенции на выполнение переданных полномочий в сумме 2871549,47 рублей, что позволит приобрести всего 2 жилых помещения площадью не менее 33 кв.м., так как согласно Приказу Минстроя России от 19.12.2018 года №822/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного а агатного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2019 года», в первом квартале 2019 года стоимость 1-го квадратного метра жилого помещения в Республике Крым составит 47 603 рублей.

Закон Республики Крым от 22.12.2020 года №139-ЗРК/2020 «О бюджете Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусматривает выделение муниципальному образованию городской округ Джанкой субвенции на выполнение переданных полномочий в сумме 8875845 рублей, что позволит приобрести всего 5 жилых помещения площадью не менее 33 кв.м., так как согласно Приказу Минстроя России от 24.12.2020 года №852/пр «О нормах стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2021 года», в первом квартале 2021 года стоимость 1-го квадратного метра жилого помещения в Республике Крым составит 53 793 рублей.

Закон Республики Крым от 09.12.2021 года №242-ЗРК/2021 «О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусматривает выделение муниципальному образованию городской округ Джанкой субвенции на выполнение переданных полномочий в сумме 9158490 рублей, что позволит приобрести всего 5 жилых помещения площадью не менее 33 кв.м., так как согласно Приказу Минстроя России от 07.06.2021 года №358/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 3 квартал 2021 года», в третьем квартале 2021 года стоимость 1-го квадратного метра жилого помещения в Республике Крым составит 55 506 рублей.

В настоящее время в соответствии с Порядком 359, между администрацией города Джанкоя и Министерством образования, науки и молодежи РК были заключены два соглашения от 28.01.2022 года №394/2022, №399/2022 о предоставлении субвенций бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.

Согласно указанных выше соглашений, субвенции в 2022 году выделены на предоставление жилых помещений Забияка А.И., Вергун В.Э., Максимовой Я.А., Домалевской А.А., Яворской А.С.

Субвенций на предоставление жилого помещений Смурыгиной А.О. в 2022 году ни бюджетом Республики Крым, ни соглашениями между администрацией и Министерством, не предусматривается.

Администрацией города Джанкоя Республики Крым были направлены письма от 26.11.2021 года №02.3-21/27, в адрес Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым о выделении денежных средств на приобретение жилья из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а именно Смурыгиной А.О. (л.д.20).

Администрацией города Джанкоя Республики Крым было повторно направлено письмо от 21.03.2022 года №02.3-21/458 в адрес Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым о выделении денежных средств на приобретение жилья из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а именно Смурыгиной А.О. (л.д.21).

В Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым было направлено письмо от 03.03.2020 года №02.3-21/515 с просьбой оказать действенную помощь в выделении денежных средств на приобретение указанной категории, предоставлен перечень судебных дел по вопросам предоставления жилья. О количестве судебных дел информировали Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым (л.д.10-11).

В ответ на данное письмо, Министерство указывает, что приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа будет рассматриваться при выделении дополнительных средств из бюджета Республики Крым, в том числе за счет экономии по результатам проведения конкурсных процедур (л.д.12).

Администрацией города Джанкоя было направлено письмо от 11.02.2021 года о необходимости выделения средств на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещении в размере 101 184 633 руб. (л.д.14).

Помимо этого, в адрес руководителя Аппарата Совета министров Республики Крым О.В. Дугоренко было направлено письмо от 12.05.2021 с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым г.Севастополя до 2024 года» и при сдачи объекта 72 квартирного жилого дома по ул.Проезжей №73 в г.Джанкое выделить 18 квартир детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей (л.д.17-18).

В ответ на указанное письмо поступил ответ от 26.05.2021 года №01-14/6521/1, администрации города было отказано со ссылкой на нарушение ст.38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (л.д.15).

04.03.2021 года направлялось письмо депутату Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва, члену комитета Государственной думы по энергетике Шеремету М.С. с просьбой об оказании действенной помощи в решении вопроса об увеличении финансирования, выделении денежных средств в сумме 101 184 633 руб. на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (для 73 человек) (л.д.16).

Ответ на указанное письмо не поступал.

Суд в рамках рассматриваемых требований устанавливает наличие или отсутствие вины должника по неисполнению требований исполнительного документа, возможности и реальности его исполнения именно в 5-дневный срок со дня получения им постановления о возбуждении исполнительного производства, что закреплено законом, в связи с чем, оценка не входящих в указанный период времени обстоятельств не требуется.

Следует отметить, что само по себе право судебного пристава-исполнителя на вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при установленных обстоятельствах судом под сомнение не ставится.

Из вышеизложенных обстоятельств следует, что исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения Смурыгиной А.О. обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка, и Администрация не имела возможности исполнить решение в установленный судебным приставом-исполнителем срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, при отсутствии бюджетных средств, свободных от бюджетных обязательств по государственным контрактам, предназначенных на цели обеспечения жильем детей-сирот, административный ответчик не мог осуществить приобретение жилого помещения заинтересованному лицу.

При указанных в частях 1-4 статьи 8, статьи 11 Закона РК-46 обстоятельствах порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли администрации города Джанкоя, уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины в действиях должника по исполнению требований исполнительного документа, полагая, что должником в разумный срок были предприняты меры по исполнению требований исполнительного документа, и считает возможным удовлетворить требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Доводы судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Джанкою и Джанкойскому району УФССП России по Республике Крым Прокопчук О.В., указанные в возражениях признаются судом несостоятельными, поскольку просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли административного истца, в его действиях не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства и воспрепятствование действиям судебного пристава.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Администрации города Джанкоя Республики Крым к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, Отделу судебных приставов по городу Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым УФССП России, судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым Прокопчук Оксане Валерьевне, судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Джанкою и Джанкойскому району УФССП по Республике Крым Козуб Светлане Юрьевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Администрацию города Джанкоя Республики Крым от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей по исполнительному производству -ИП, возбужденному от 25 ноября 2021 года, на основании исполнительного листа серии ФС от 19.04.2022 года, выданного Джанкойским районным судом Республики Крым.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца, в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст.297, 298 КАС РФ.

Председательствующий О.П. Синицына

Полный текст решения изготовлен 28.06.2022 года