ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1255/17 от 08.11.2017 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Череповец 08 ноября 2017 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Савиловой О.Г.,

при секретаре Корыхаловой О.В.,

с участием административных истцов Мельник М.М., Павловой А.М.,

представителя административного ответчика администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области - Соловьева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мельник М.М., Павловой А.М. к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, администрации муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия,

у с т а н о в и л:

Мельник М.М., Павлова А.М. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав в обоснование, что Мельник М.М. является собственником здания базы отдыха <№>, кадастровый номер <№>, расположенного в <адрес>. Для оформления земельных отношений Мельник М.М. совместно с собственником здания <№>, кадастровый номер <№>, Павловой А.М. неоднократно обращались в администрацию Череповецкого муниципального района Вологодской области. <дата> года административным истцам стало известно, что Проект землепользования и застройки не соответствует генеральному плану муниципального образования Югское относительно сведений земельного участка, находящегося в кадастровом квартале <№> в <адрес>, на котором расположены принадлежащие административным истцам здания. В Правилах землепользования и застройки муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области в ст. 25, Перечень территориальных зон также отсутствует информация о территориальной зоне. <дата> года административные истцы обратились с заявлением к административным ответчикам с просьбой привести Проект землепользования и застройки муниципального образования Югское в соответствие генеральному плану. <дата> года получен ответ администрации Череповецкого муниципального района о том, что их обращение рекомендовано учесть. С указанным бездействием административных ответчиков административные истцы не согласны, поскольку они нарушают их права, законные интересы и приводят к невозможности дальнейшего оформления земельных отношений. С учетом уточнений требований просят суд: признать незаконным бездействие администрации Череповецкого муниципального района, администрации муниципального образования Югское по не приведению в соответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования Югское, путем внесения в него изменений в отношении земельного участка с условным кадастровым номером <№> площадью 6717 кв.м. под принадлежащими административным истцам на праве собственности зданиями <№> и <№>, как несоответствующих генеральному плану муниципального образования Югское от <дата> года <№> в части отсутствия указания/обозначения территориальной зоны.

В судебном заседании административные истцы Мельник М.М. и Павлова А.М. уточненные исковые требования поддержали по основаниям, указанным при подаче иска.

Мельник М.М. пояснила, что при внесении изменений в генеральный план муниципального образования Югское <дата> года ответчикам было известно о том, что земельные участки с кадастровыми номерами <№> и <№> не относятся к землям лесного фонда. Бездействие ответчиков по не приведению в соответствии с генеральным планом Правил землепользования и застройки нарушает права истцов, в том числе на реконструкцию сгоревших нежилых зданий, поскольку для получения разрешения на реконструкцию необходимо оформление земельного участка.

Павлова А.М. пояснила, что она в <дата> года обращалась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением о внесении изменений в генеральный план поселения, поскольку земельный участок с кадастровым номером <№> был снят с кадастрового учета и не относился к землям лесного фонда. По ее заявлению в <дата> года были внесены соответствующие изменения в генеральный план муниципального образования Югское, однако в Правила землепользования и застройки изменения не внесены. Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 20 марта 2017 года № 441 определен срок внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки до 20 сентября 2017 года, однако до настоящего времени, в нарушение ст.ст. 31 и 33 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки не приведены в соответствие с генеральным планом муниципального образования.

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области - Соловьев В.А., действующий на основании доверенности, требования не признал, представил отзыв. Суду пояснил, что Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское соответствовали генеральному плану, утвержденному в <дата> году, в части указания спорного земельного участка, как отнесенного к землям лесного фонда. В настоящее время Правила землепользования и застройки не соответствуют генеральному плану, утвержденному в <дата> году, в части указания территориальной зоны, как отнесенному к землям особо охраняемых территорий. В <дата> года начата процедура по внесению изменений в Правила землепользования и застройки по приведению в соответствие с генеральным планом. Обращение административных истцов в <дата> года о внесении изменений в части испрашиваемого ими земельного участка рекомендовано учесть; имеются также многочисленные обращения иных граждан по внесению изменений в Правила землепользования и застройки. Производится подготовка картографии по указанному земельному участку для отнесения к зоне Р 3. В <дата> года проект изменений направлен на доработку; публичные слушания планируются на ноябрь 2017 года; в первом квартале - в марте 2018 года планируется утверждение изменений в Правила. Полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки в границах поселения относится к компетенции муниципальных районов, администрация МО Югское является ненадлежащим ответчиком.

В отзыве на исковое заявление указал, что изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское вносились в 2015 и в <дата> годах. В данный период заявлений о внесении изменений в ПЗЗ в отношении земельного участка с кадастровым номером <№> от Павловой А.М. и Мельник М.М не поступало. Павлова А.М. обращалась с заявлением от <дата> года о внесении изменений в генеральный план муниципального образования Югское в части включения земельного участка с кадастровым номером <№> с категорией земель «земли лесного фонда» в границы населенного пункта <адрес>. По результатам рассмотрения заявления учтено данное предложение: генеральный план в новой редакции утвержден <дата> года, где земельный участок с кадастровым номером <№> отнесен к функциональной зоне особо охраняемых территорий и объектов. С учетом поступивших предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское от заинтересованных лиц в комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Череповецкого муниципального района принято постановление администрации Череповецкого муниципального района от 20 марта 2017 года «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области». 02 октября 2017 года проект указанных Правил направлен на проверку в администрацию Череповецкого муниципального района. 11 октября 2017 года проект направлен в Комиссию на доработку; срок устранения замечаний по результатам проверки не позднее 10 ноября 2017 года. Предполагаемый срок завершения работ по внесению изменений в ПЗЗ муниципального образования Югское, с учетом процедуры, предусмотренной Градостроительным Кодексом РФ - 1 квартал (март) 2018 года. Решение о проведении публичных слушаний не принималось. В настоящее время Правила землепользования и застройки МО Югское не приведены в соответствие с генеральным планом МО Югское. В соответствии со ст. 31 Градостроительного кодекса РФ срок внесения изменений в ПЗЗ составляет не менее 6 месяцев с учетом проведения публичных слушаний. В настоящее время проект изменений ПЗЗ МО Югское дорабатывается, срок их утверждения апрель 2018 года. Бездействие со стороны администрации отсутствует, заявленные истцами требования удовлетворению не подлежат.

В судебное заседание представитель административного ответчика - администрации МО Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором указал, что изменения в проект землепользования и застройки МО Югское вносились в 2015 и в <дата> годах, в данный период заявлений о внесении изменений в Проект землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером <№> от истцов не поступало. Полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки в границах поселения относится к компетенции муниципальных районов; администрация МО Югское является ненадлежащим ответчиком. Просит в удовлетворение требований Павловой А.М., Мельник М.М. отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Департамента лесного комплекса Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства прокуратуры Череповецкого района № <№>, представленные суду документы, полагает в удовлетворении требований отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В силу пункта 8 статьи 228 указанного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается информацией Управления Росреестра по Вологодской области и сведениями филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области на основании договора купли-продажи от <дата> года административный истец Мельник М.М. является собственником нежилого здания базы отдыха с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>.

На указанное здание истцом получены технический паспорт, подготовленный Государственным предприятием Вологодской области «Вологдатехинвентаризация», технические заключения ООО «Управление капитального строительства» от <дата> года, <дата> года о состоянии восстановленного после пожара здания.

Административный истец Павлова А.М. на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда по делу № <№> от <дата> года является собственником нежилого здания гостиницы с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе и полномочия органов местного самоуправления, установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Системным анализом положений ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 14 указанного Федерального закона, а также ст. 1 Закона области от 13 ноября <дата> года № 3474-03 «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» установлено, что с 01 января 2015 года утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального района.

По результатам рассмотрения заявления Павловой А.М. от <дата> года о внесении изменений в генеральный план муниципального образования Югское в части включения земельного участка с кадастровым номером <№> с категорией земель «земли лесного фонда» в границы населенного пункта <адрес>, <дата> года Муниципальным Собранием района принято решение <№> «Об утверждении генерального плана муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области», которым земельный участок с бывшим кадастровым номером <№> отнесен к категории земель «земли запаса» к функциональной зоне «особо охраняемых территорий и объектов».

В то же время действующими Правилами землепользования и застройки муниципального образования Югское указанный земельный участок предусмотрен в территориальной зоне «земли лесного фонда».

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Утверждению правил землепользования и застройки поселения, а также внесению в них изменений предшествует процедура, установленная ст.ст. 31, 32 и 33 Градостроительного кодекса РФ; Градостроительным кодексом РФ максимальный срок проведения данной процедуры не определен.

В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования органами местного самоуправления создаются комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.

Согласно ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ 22 января 2015 года администрацией района издано постановление № 87 «О комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Череповецкого муниципального района».

В соответствии Положением комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний; итоги заседания комиссии оформляются протоколом, в котором фиксируются вопросы, вынесенные на рассмотрение комиссии, а также принятые по ним решения; комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложений физических и юридических лиц о внесении изменений в Правила осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении предложений в Правила или об отклонении предложений, с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе района.

Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское утверждены решением Муниципального Собрания района от 28 апреля 2015 года № 140; <дата> года этим же органом принято решение № 241 о внесении изменений в указанные Правила. При работе над проектами указанных решений Мельник М.М., предыдущий собственник здания И., Павлова А.М. в комиссию по внесению изменений в Правила не обращались.

20 марта 2017 года администрацией района издано постановление № 441 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области».

Установленными данным постановлением порядком и сроками проведения работ по подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское предусмотрены: разработка комиссией проекта о внесении изменений в Правила в период II и III квартала 2017 года; проверка администрацией района проекта, представленного комиссией в течение 10 дней со дня представления проекта; принятие главой района решения о проведении публичных слушаний не позднее 10 дней со дня получения проекта; организация и проведение комиссией публичных слушаний в срок не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования проекта; внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов публичных слушаний в течение 10 дней после завершения публичных слушаний; принятие главой района решения о направлении проекта в Муниципальное Собрание района либо об отклонении проекта и о направлении его на доработку в течение 10 дней после представления проекта.

Сроки, приведенные в данном постановлении, соответствуют положениям ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Постановление опубликовано в газете «Сельская новь» от 23 марта 2017 года №11, размещено на официальном сайте района в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет».

<дата> года истцы обратились в администрацию Череповецкого муниципального района, администрацию муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района с заявлением в кратчайшие сроки принять меры по приведению Проекта землепользования и застройки муниципального образования Югское в соответствие генеральному плану относительно сведений, содержащихся в отношении земельного участка, находящегося в кадастровом квартале <№>, на котором расположены принадлежащие истцам нежилые здания, поскольку не совершение указанных действий нарушает их права и не позволяет оформить земельные отношения (л.д.12)

Ответом администрации Череповецкого муниципального района от <дата> года истцам сообщено, что комиссией рекомендовано учесть их предложение. С аналогичным заявлением административные истцы обратились в администрацию муниципального образования Югское. <дата> года указанное обращение перенаправлено администрацией муниципального образования в администрацию района, о чем сообщено истцам (л.д.15).

Нарушений порядка рассмотрения данных обращений со стороны администрации Череповецкого муниципального района и администрации муниципального образования Югское суд не усматривает.

В соответствии с ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ проект изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское 02.10.2017 направлен комиссией в администрацию района для проверки.

Как следует из материалов дела, материалов надзорного производства прокуратуры Череповецкого района № <№>, пояснений представителя ответчика администрации Череповецкого муниципального района 11 октября 2017 года в соответствии с ч. 10 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ проект направлен на доработку в комиссию, срок устранения замечаний по результатам проверки установлен до 10 ноября 2017 года. Предполагаемый срок завершения работ по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское, с учетом процедуры, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ - 1 квартал 2018 года.

Не вступившим в законную силу решением Череповецкого районного суда от <дата> года (дело <№>) по иску Мельник М.М. признаны незаконными действия Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района в части указания в решении<№> от <дата> года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» наименования территориальной зоны «земли лесного фонда»; на Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района возложена обязанность устранить указанное нарушение.

Из материалов надзорного производства № <№> прокуратуры Череповецкого района следует, что <дата> года следователем ОМВД России по Череповецкому району возбуждено уголовное дело № <№> по факту пожара, произошедшего на земельном участке бывшей б/о <С.>, в ходе которого полностью сгорели три дома №№ ХХ, <№> и <№>, принадлежащие Ю., И. (с <дата> года Мельник М.М.) и Павловой А.М. Из материалов проверки следует, что здания <№> и <№>, принадлежащие административным истцам, в результате пожара полностью уничтожены огнем (том 4 надзорного производства).

В настоящее время в производстве Череповецкого районного суда имеется
гражданское дело № <№> по иску Ю. к И., Мельник М.М. о сносе самовольной постройки.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что административные истцы с заявлениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское при работе над проектами Правил землепользования и застройки муниципального образования Югское в 2015 году, а также при принятии решения о внесении изменений в данные Правила в <дата> году не обращались, обращались с соответствующим письменным заявлением <дата> года и <дата> года, комиссией принято решение об учете предложения Мельник М.М. и Павловой А.М., факты бездействия со стороны администрации района, а также умышленного затягивания процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское в ходе судебного разбирательства не установлены, в настоящее время работа по внесению изменений в указанные Правила осуществляется в соответствии с установленными постановлением администрации района порядком и сроками проведения работ по подготовке проекта о внесении изменений, в том числе по организации и проведению публичных слушаний по проекту, правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия не имеется.

Кроме того, с 01 января 2015 года утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального района, соответственно, администрация муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении требований административных истцов Мельник М.М., Павловой А.М. к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, администрации муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия в части не приведения в соответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования Югское Череповецкого района Вологодской области генеральному плану муниципального образования - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Г.Савилова

Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2017 года.

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда О.Г.Савилова