Дело № 2а-26/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2022 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре Барановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ДСГ к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №15» Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании бездействия исправительного учреждения незаконным, взыскании компенсации морального вреда за нарушения условий содержания в исправительном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ДСГ в лице представителя Кавказского Н.Ю. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с 11.11.2016 года по 02.04.2021 года он отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-15 ГУФСИН РФ по Красноярскому краю. На протяжении этого времени административный истец содержался в отряде №8 (секции №1,4 и 5) и отряде строгих условий отбывания наказания (ОСУОН) (камеры №2 и 11). Также в 2019 году административный истец водворялся в ПКТ, неоднократно водворялся в ШИЗО.
В отряде №8 ДСГ содержался с ноября 2016 года по 28 декабря 2018 года, был последовательно размещен в секциях №4,5,1. Согласно официально документации площадь секции №4 составляла 52 кв.м. При этом в секции имелся туалет, занимавший около 2 кв.м и были размещены от 11 до 16 двухъярусных кроватей, от 22 до 32 табуреток и от 12 до 16 тумбочек, поэтому свободного пространства было намного меньше – в среднем 22 кв.м. В секции №4 в разное время наличествовало разное количество спальных мест: в 2016 году их было 32, а к концу 2018 года стало 22. Заключенных, соответственно, проживало в секции тоже разное количество, в среднем это было 24 человека. То есть свободного пространства на одного человека приходилось менее 1 кв.м, результатом чего являлась теснота, особенно ощутимая по подъему и отбою, когда все заключенные обязаны были в одно время вставать с кровати и одеваться и наоборот, раздеваться и ложиться спать. Нередко из-за этого возникали конфликты между заключенными. В секции №4 были размещены двухъярусные кровати. При этом они не были оборудованы какими-либо приспособлениями (например, лесенками) для безопасного и удобного подъема на второй ярус. Также на втором ярусе отсутствовали бортики. В результате этого подъем на второй ярус был небезопасным и неудобным, а сон на втором ярусе – небезопасным. В секциях №1 и №5 были аналогичные условия. До 2017 года помывка в душе предоставлялась один раз в неделю (с 2017 года – два раза в неделю). При этом, в душевой (и до 2017 года и после) отсутствовали какие-либо условия приватности. Помывочная представляла собой единое помещение, площадью около 12 кв.м, где мылись одновременно около 10 человек, какие-либо перегородки, кабинки отсутствовали.
28.12.2018 года решением начальника ИК-15 ДСГ был переведен в отряд строгих условий отбывания наказания (ОСУОН), который представляет собой систему из дневных и ночных камер. Днем заключенные содержатся в дневных камерах, а на ночь их переводят в ночные камеры. В другое время попасть из одной камеры в другую не представляется возможным. В ОСУОН ДСГ содержался в камерах №2 и №11. Дневные камеры №2 и №11 были примерно одинаковыми, площадь каждой из них примерно составляла 22,5 кв.м (4,5*5). Рассчитаны они были на 8 человек каждая, то есть на одного заключенного приходилось менее 3 кв.м расчетной площади. Но необходимо учитывать, что в эту площадь входили туалет, умывальник, а также пространство, занимаемое столом, лавочками и тумбочками. При этом, 1,38 кв.м (1,2*1,15) занимал туалет, 1,92 кв.м (2,4 *0,8) – сто, 1,68 кв.м ((2,4*0,35)*2) – две лавочки, 0,72 кв.м – 4 тумбочки, еще сколько-то занимали раковина и холодильник. Таким образом, в указанных камерах было крайне тесно, что причиняло физические и нравственные страдания. Ночные камеры №2 и №11 имели площадь около 15 кв.м и были рассчитаны на 8 человек каждая. В камерах были размещены по 4 двухъярусных кровати, по 8 табуреток, а также туалет и раковина. В ночных камерах были размещены двухъярусные кровати, аналогичные тем, что были в отряде №8. Соответственно, в отношении их можно привести те же доводы. Во всех упомянутых камерах номинально была установлена вентиляция, но она никогда не работала. В то же время в камерах содержались совместно курящие и некурящие. Зачастую ДСГ был единственным некурящим в камере, где все курили. Дешевая в СУ была устроена аналогично описанной в предыдущей части административного искового заявления. В помещении около 10 кв.м одновременно мылось до 8 человек. Прогулка продолжительностью 1,5 часа предоставлялась 5 раз в неделю (исключение составляли помывочные дни). Прогулочные дворы, рассчитанные на 8 человек, имели площадь не более 15 кв.м, что, естественно, было недостаточным.
25.12.2019 года административный истец был водворен в помещение камерного типа (ПКТ) сроком на 6 месяцев. В ПКТ административный истец содержался в камерах №1,2,3 и 6. Заключенные, переведенные в ПКТ, содержатся в камерах 24 часа в сутки за исключением времени прогулки в 1,5 часа. Камеры в ПКТ в ИК-15 имели следующие характеристики: №1, №2, №3 площадью по 13,5 кв.м, с количеством заключенных 7 человек. Камера №6 площадью 10 кв.м с количеством заключенных 4 человека. Таким образом, общей площади в указанных камерах на одного заключенного приходилось менее 3 кв.м. Но необходимо учитывать, что в эту площадь входили туалет (1,2 кв.м), умывальник, а также пространство, занимаемое столами (около 1 кв.м), лавочками (около 1 кв.м) и тумбочками. Таким образом, в указанных камерах было крайне тесно и свободного пространства всегда приходилось менее 2 кв.м на одного заключенного. При этом в указанной обстановке заключенные проводили минимум 22,5 часа в сутки. Принудительной вентиляции ни в одной из камер не было. В камерах ПКТ кровати открывались только на ночь. При этом они не были оборудованы какими-либо приспособлениями (например, лесенками) для безопасного и удобного подъема на второй ярус. Также на втором ярусе отсутствовали бортики. В результате этого подъем на второй ярус был небезопасным и неудобным, а сон на втором ярусе – небезопасным. Заявитель практически всегда спал на втором ярусе. В душевой ПКТ отсутствовали какие-либо условия приватности. Помывочная представляла собой единое помещение площадью около, где мылось одновременно до 7 человек. Прогулка продолжительностью 1,5 часа проходила в прогулочных двориках площадью около 10 кв.м, куда одновременно выводили до 7 человек. В таких условиях невозможно было не только выполнять какие-то физические упражнения, но и просто ходить.
В период содержания в ИК-15 заявитель неоднократно водворялся в штрафной изолятор (ШИЗО), где содержался в камерах №1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Камеры ПКТ в ИК-15 имели следующие характеристики: камеры №1,2,3,4,5 площадью 13,5 кв.м, с количеством заключенных 7 человек. Камеры №6,7,8,9,10 площадью 5,5 кв.м, с количеством человек 2.
Остальные условия содержания в ШИЗО полностью совпадали с условиями содержания в ПКТ, за тем исключением, что прогулка в ШИЗО была сокращены до 1 часа в день.
Таким образом, на протяжении более 4 лет административный истец содержался в бесчеловечных условиях, созданных властями РФ для заключенных в ИК-15 ГУФСИН РФ по Красноярскому краю. Приведенные условия содержания в ИК-15 вызывали у административного истца чувства страха, неполноценности, обреченности, вызывали физические мучения, унижали административного истца. С учетом фактических обстоятельств, бездействие административных ответчиков является незаконным, длящимся весь период содержания ДСГ в исправительном учреждении, выразившегося в необеспечении адекватных условий содержания в исправительном учреждении.
Просит признать незаконным бездействие ФКУ ИК-15 ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, ГУФСИН РФ по Красноярскому краю и ФСИН РФ, выразившиеся в необеспечении условий содержания в ФКУ ИК-15 ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, соответствующих положениям ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и нормам упомянутого российского законодательства в период содержания в нем административного истца. Взыскать 4 000 000 рублей с Российской Федерации в лице ФСИН РФ ща счет казны РФ в пользу административного истца в качестве компенсации за содержание административного истца в условиях ФКУ ИК-15 ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, противоречащих положениям ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В судебное заседание административный истец ДСГ, его представитель Кавказский Н.Ю., действующий на основании доверенности, не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменную справку относительно условий содержания в данном исправительном учреждении.
Представитель административного ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил сведения относительно условий содержания в ИК-15.
Представитель административного ответчика ФСИН России в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что приговором Шилкинского районного суда Забайкальского края от 12.05.2015 года, с учетом апелляционного определения Забайкальского краевого суда от 11.08.2015 года ДСГ был осужден по ч.3 ст.162 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 7 лет 7 месяцев в исправительной колонии строгого режима.
В период с 11 ноября 2016 года по 02 апреля 2021 года ДСГ отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Аналогичные положения закреплены в ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч.2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В силу разъяснений, содержащихся в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Согласно ст.93 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается статьями 118, 121, 123, 125, 127, 131 и 137 настоящего Кодекса.
Прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения. Прогулка может быть досрочно прекращена в случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии со ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров (ч.1). Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)) (ч.2). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3).
В силу ч.5 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно справке ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю жилая площадь помещений для проживания осужденных в отряде №8 составляет: жилая секция №1 (вместимость 35 человек) – 70,9 кв.м жилая секция №4 (вместимость 43 человека) – 87,9 кв.м; жилая секция №5 (вместимость 26 человек) – 52,7 кв.м. Таким образом, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительной колонии соблюдена.
Согласно Приказу ФСИН России №407 от 26.07.2007 года «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» (п.10.2) кровать камерная двухъярусная устанавливается в камерах СИЗО и тюрем, состоит из 2- спинок и 2- рам. Кровать неразборная, крепится к полу на глубину 80 мм. На верхний ярус имеется лесенка. Для защиты от падения верхний ярус снабжен ограничителями.
Административные ответчики представили суду фотоматериал, где запечатлены кровати в секциях 8 отряда. Из данных фотографий следует, что в секциях расположена двухъярусные кровати, на которых отсутствуют лесенки на второй ярус, а также ограничители на верхних ярусах.
Банно-прачечное обеспечение осужденных организовано в соответствии с инструкцией Министерства юстиции РФ от 08.11.2001 года №18/29-395 по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных. Помывка осужденных осуществляется 2 раза в неделю в душевых помещениях, оборудованных горячим и холодным централизованным водоснабжением, водоотведением и вентиляцией.
Из представленных фотографий умывального отделения 8 отряда видно, что в душевых имеются перегородки для индивидуальной помывки осужденных.
Жилая площадь дневных и ночных помещений пребывания осужденных в ОСУОН ИК-15 согласно техническому паспорту составляет: помещение №2 дневное (вместимость 8 человек) – 24,0 кв.м; помещение №2 ночное (вместимость 8 человек) – 16,3 кв.м; помещение №11 дневное (вместимость 8 человек) – 24,0 кв.м; помещение №11 ночное (вместимость 8 человек) 16,4 кв.м. Таким образом, нормы площади на одного человека административным ответчиком соблюдены.
Общежитие ОСУОН оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением. Удаление воздуха осуществляется самостоятельно для каждой камеры с объединением в единую систему за пределами помещения. Вытяжные отверстия расположены в перегородках под потолком и ограждены металлическими решетками.
Общая площадь прогулочных дворов составляет 100,1 кв.м. Всего в ИК-15 11 прогулочных дворов, площадь каждого прогулочного двора согласно техническому паспорту составляет 9,1 кв.м.
Жилая площадь помещений пребывания осужденный в ПКТ согласно техническому паспорту составляет: помещение №1 (вместимость 5 человек) – 13,8 кв.м; помещения №2 (вместимость 5 человек) – 13,9 кв.м; помещение №3 (вместимость 5 человек) – 13,8 кв.м; помещение №6 (вместимость 3 человека) – 7,1 кв.м. Таким образом, нормы площади на одного человека административным ответчиком соблюдены.
Здание помещения камерного типа оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением.
Жилая площадь помещений пребывания осужденных ШИЗО составляет: помещение №1 (вместимость 5 человек) – 13,8 кв.м; помещение №2,3,4,5 (вместимость 5 человек) – 13,9 кв.м; помещение №6,7,8,9 (вместимость 2 человека) – 5,7 кв.м. Таким образом, нормы площади на одного человека административным ответчиком соблюдены.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований ввиду следующего. Так, нормы жилой площади с учетом площади помещений, в которых содержался административный истец и количества проживающих лиц, соблюдены, соответствуют установленным требованиям оснащенности и оборудования помещений, общежитий и штрафных изоляторов. Помещения в соответствии со строительными нормами и правилами проектирования обеспечены вентиляцией. При этом, действующим законодательством требований к обязательному раздельному содержанию курящих и некурящих лиц, находящихся в исправительных учреждениях, не предусмотрено. Соблюдение санитарных норм и требований личной гигиены обеспечено. В исправительном учреждении имеются прогулочные дворы, которые оборудованы в соответствии с требованиями Приказа Минюста РФ №130 ДСП от 02.06.2003 года.
Тот факт, что двухъярусные кровати не оборудованы лестницей и ограждением верхнего яруса не свидетельствует о том, что административный истец содержался в бесчеловечных условиях и данное нарушение является настолько существенным, что неизбежно подвергало истца страданиям и унижениям в крайней степени и свидетельствует о бесчеловечном, унижающем достоинство содержании.
При этом, сведений о том, что за период отбывания наказания в исправительном учреждении административный истец обращался с жалобами на ненадлежащие условия его содержания, суду не представлено.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 227.1 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ДСГ к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №15» Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании бездействия исправительного учреждения незаконным, взыскании компенсации морального вреда за нарушения условий содержания в исправительном учреждении оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Шилкинский районный суд Забайкальского края путем подачи жалобы в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В. Терновая
Решение изготовлено 14 февраля 2022 года.
Копия верна, судья Ю.В. Терновая