Дело № 2а-1256/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Истягиной Н.М.,
при секретаре судебного заседания – Унщиковой А.О.,
с участием представителей:
административного истца – ФИО1,
представителя административного истца ФИО2 - ФИО3
административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО5, ФИО6, в лице законного представителя малолетних – ФИО2, а также ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконными решений органа регистрации, возложении обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости дополнительных сведений об объекте недвижимости и выдаче выписки о внесении таких сведений.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, законный представитель малолетних ФИО6 и ФИО5 – ФИО2 обратились в Ленинский районный суд города Севастополя с административным исковым заявлением в котором, с учетом уточнения, просили: признать незаконными решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости, оформленные уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объектов капитального строительства (жилого дома) с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, проверенные на соответствие Федеральному Закону от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; с целью восстановления нарушенных прав обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРН дополнительных сведений об изменении назначения здания (жилой дом, жилое) с кадастровыми №, № на «многоквартирный дом» на основании заявлений административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ органу регистрации, выдать уведомления о внесении указанных сведений и выписку из ЕГРН, удостоверяющих проведенный государственный кадастровый учет.
Исковые требования мотивированы тем, что Распоряжением Губернатора города Севастополя от 07.09.2020 №251-РГ «Об изменении вида разрешенного использования объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: №, №, расположенных по адресу: <адрес>», с учетом изменений внесенных распоряжением Губернатора от 03.11.2020 №362-РГ, во исполнение решения Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № изменен вид разрешенного использования объектов капитального строительства с кадастровыми №, № с вида разрешенного использования «жилой дом» на «многоквартирный дом».
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ собственниками имущества принято решение о смене назначения и вида разрешенного использования объектов с «жилой дом» на «многоквартирный дом», оформленное соглашением о преобразовании объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (подп.4.1 пункта 4).
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее – Севреестр, орган регистрации) с заявлениями о внесении дополнительных сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) об изменении назначения и вида разрешенного использования объектов недвижимости с кадастровыми №, №, расположенных по адресу: <адрес>, с назначения «жилой дом» на «многоквартирный дом», представив предусмотренные законом необходимые документы и заявления, по результатам рассмотрения которых, органом регистрации должны быть выданы заявителям уведомления и выписки из ЕГРН о внесении указанных сведений.
Решениями органа регистрации, оформленных уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, административным истцам было отказано во внесении в ЕГРН дополнительных сведений о назначении жилого здания как «многоквартирный дом» с ссылкой на то, что ранее в ЕГРН уже были внесены сведения об объекте недвижимости с кадастровыми №, №.
Однако, по запросу ФИО1 получена выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой вид разрешенного использования объектов значится как «многоквартирный дом», а назначение так и осталось «жилое». То есть, назначение здания не было изменено.
Ссылаясь на ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N218-ФЗ (далее – Закона №218-ФЗ) административные истцы считают, что изменение назначения здания и его фактическое использование как «многоквартирный дом» требует безусловного внесения изменений в сведения ЕГРН, поскольку назначение здания «жилое» не может не соответствовать виду его разрешенного использования «многоквартирный дом».
Полагают, что у органа регистрации отсутствовали основания для отказа во внесении сведений, поскольку вопреки выводам, изложенным в оспариваемых уведомлениях, оснований для отказа, указанных в части 4 статьи 33 Закона №218-ФЗ, не имелось. Все необходимые документы в соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 8, статьей 14 указанного Закона для внесения дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, а именно, назначении жилого здания как «многоквартирный дом», были представлены.
Основываясь на положениях статьи 33 Закона N218-ФЗ, пункта 38, абзац 4 пункта 39, пунктов 244, 245, 247, абзац 4 пункта 257 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество», а также учитывая, что государственный регистратор ранее осуществил правовую экспертизу документов, полагают единственным способом восстановления нарушенных прав – возложение на Севреестр обязанности осуществить процедуру государственного кадастрового учета по внесению дополнительных сведений в ЕГРН о назначении объектов капитального строительства с кадастровыми №, № вместо «жилой дом», «жилое» как «многоквартирный дом», и выдачи административном истцам уведомления о внесении в ЕГРН сведений и выписок из ЕГРН, удостоверяющих проведенный государственный кадастровый учет.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административных истцов ФИО3 поддержали доводы, изложенные в административном иске, в заявлении об изменении предмета административного иска, дополнительных письменных пояснениях, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО4 возражал относительно заявленных требований административных истцов, полагал оспариваемые решения законными, поскольку в ЕГРН содержатся сведения о двух жилых домах с кадастровыми № и №, имеющих вид разрешенного использования «многоквартирный дом». При этом жилые дома расположены на расстоянии друг от друга, объединенных навесом на уровне первого этажа, и не имеют общих строительных конструктивных элементов. Пункт 10.2 статьи 1 ГрК РФ определяет навес в качестве некапитального строения, которое позволяет осуществить его перемещение, демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик. Для объединения двух жилых домов в один многоквартирный дом, указанные жилые дома должны быть реконструированы в соответствии со всеми действующими строительно-техническими нормами и правилами, осуществленным путем подготовки проектной документации и получением разрешения на реконструкцию, и получением разрешения на ввод реконструированного здания в эксплуатацию. Основанием для государственного кадастрового учета многоквартирного дома является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а в целях объединения двух зданий в одно требуется осуществление строительных работ, связанных с реконструкцией здания. При этом, вопрос об изменении назначения зданий законодательством не урегулирован, а распоряжения Губернатора Севастополя от 07.09.2020 №251-РГ и от 03.11.2020 №362-РГ не подтверждают факт объединения двух самостоятельных зданий в одно с изменением их назначения. Действующее законодательство не содержит положений о возможности изменения вида разрешенного использования и назначения здания в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Представители заинтересованных лиц Правительства Севастополя, Департамента аппарата Губернатора Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя, в судебное заседание не явились о дате и времени извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения административного истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что административным истцам ФИО5 и ФИО6 на праве общей долевой собственности принадлежит здание с назначением «жилое» с кадастровым номером № (далее – кадастровый №) площадью №.м, расположенное по адресу: <адрес>, где ФИО5 принадлежит № доли на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (регистрация права в ЕГРН за № от ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО6 принадлежит № доли на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (регистрация права в ЕГРН за № от ДД.ММ.ГГГГ). Собственником здания с назначением «жилое» с кадастровым № площадью №.м, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (регистрация права в ЕГРН за № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в связи с фактическим использованием объектов недвижимости в качестве многоквартирного дома административные истцы обратились в Севреестр через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь (далее – МФЦ) с заявлениями №№ (ФИО1), №№ (ФИО2, как законный представитель ФИО5), №№ (ФИО2, как законный представитель ФИО6), №№ (ФИО2) о внесении дополнительных сведений в ЕГРН об изменении назначения и вида разрешенного использования объектов недвижимости с кадастровыми №, №, расположенных по адресу: <адрес>, №, с назначения «жилой дом» на «многоквартирный дом», согласно части 5 статьи 8 Федерального Закона №218-ФЗ, с выдачей уведомления и выписки из ЕГРН о внесении указанных сведений.
Уведомлениями Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ №№, №№, №№, №№ административным истцам отказано во внесении в ЕГРН дополнительных сведений о назначении жилого здания как «многоквартирный дом» в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГ на основании части 4 статьи 33 Федерального Закона №218-ФЗ, поскольку ранее в ЕГРН уже были внесены сведения об объекте недвижимости с кадастровым № (<адрес>), а также № (<адрес>
Иные доводы не были положены в основу оспариваемых отказов.
Оспариваемые решения нарушают права и законные интересы административных истцов поскольку сведения об изменении назначения объектов в ЕГРН не были внесены.
Так, судом установлено, что согласно актуальным сведениям ЕГРН объекты недвижимости с кадастровыми №, № имеют вид разрешенного использования – «многоквартирный дом», а назначение – «жилое» вместо испрашиваемого – «многоквартирный дом», что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№, №№, полученными ФИО1 за плату.
Таким образом, органом регистрации внесены в ЕГРН дополнительные сведения только об изменении вида разрешенного использования объектов с «жилой дом» на «многоквартирный дом», а сведения об изменении назначения как «многоквартирный дом» не были внесены.
Судом установлены значимые для дела следующие обстоятельства.
Процедура изменения вида разрешенного использования объектов капитального строительства в городе Севастополе предусмотрена «Временным порядком изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя», утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2015 №1210-ПП (далее – Временный порядок).
Для изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства заинтересованное лицо обращается с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (п.4 Временного порядка). Изменение вида разрешенного использования объекта капитального строительства осуществляется Губернатором Севастополя путем издания распоряжения (п.10, 14 Временного порядка).
ДД.ММ.ГГГГ прежний собственник объекта с кадастровым № ФИО7, и сособственники объекта с кадастровым № малолетние ФИО6 и ФИО5, от имени которых, как законный представитель действовала их мать – ФИО1, обратились к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанных объектов капитального строительства с вида «жилой дом» на вид «многоквартирный дом» в соответствии с Временным порядком.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры отказал собственникам в изменении вида разрешенного использования объектов, указав, что приведение объекта капитального строительства с вида «жилой дом» на вид «многоквартирный дом» возможно путем проведения реконструкции. В отношении объектов – «жилых домов» с кадастровыми № и №, реконструкция не была проведена, что является основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования согласно подпунктам 2, 3 пункта 6 Временного порядка. Отказ также мотивирован положениями пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, относительно тождественности понятий «жилой дом», «объект индивидуального жилищного строительства» и «индивидуальный жилой дом», и различных технических параметров, устанавливаемых к таким объектам и многоквартирному дому. Таким образом, основанием для отказа явилось не проведение реконструкции.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившего в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленных без изменений кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено: решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в изменении вида разрешенного использования объектов капитального строительства: жилого дома с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, жилого дома с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>-<адрес><адрес>, на вид «многоквартирный дом» признано незаконным; на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя возложена обязанность подготовить проект распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования жилого дома с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, жилого дома с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, на вид «многоквартирный дом».
Распоряжением Губернатора города Севастополя от 07.09.2020 №251-РГ, с учетом изменений внесенных распоряжением Губернатора от 03.11.2020 №362-РГ, на основании протокола заседания комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№, заключения по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительных листов от ДД.ММ.ГГГГ №ФС №, №ФС №, выданных Ленинским районным судом г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, изменен вид разрешенного использования объектов капитального строительства с кадастровыми №, №, расположенных по адресу: РФ, <адрес>, с вида разрешенного использования «жилой дом» на «многоквартирный дом».
Исходя из сведений ЕГРН указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке площадью №.м с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – для «малоэтажной многоквартирной жилой застройки» (код 2.1.1) и «обслуживание жилой застройки» (код 2.7).
Согласно пункта 1 статьи 6, статей 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. земельный участок, на котором расположен данный дом.
Частями 2, 5 статьи 16 Федерального Закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Формирование и государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым № произведены ДД.ММ.ГГГГ, а согласно выписки из ЕГРН о земельном участке в разделе 1 «особые отметки» указан его правовой статус: «общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме» (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№).
При этом, право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРН. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется (определение Верховного Суда РФ от 06.04.2017 по делу №5-КГ16-236, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N308-ЭС20-18388 по делу NА32-17099/2019).
На основании вышеизложенного, судом установлено, что земельный участок с кадастровым № находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме с кадастровыми №, №, а именно административных истцов ФИО6, ФИО5, ФИО1
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ собственниками ФИО1, и малолетними ФИО6 и ФИО5, от имени которых, как законный представитель, действует их отец – ФИО2, на основании пунктов 3, 4, 9 части 5 статьи 8 Закона N218-ФЗ, пункта 27 раздела 3.2 Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости (приложения №1), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N943, распоряжения Губернатора города Севастополя от 07.09.2020 №251-РГ (с изменениями внесенными распоряжением от 03.11.2020 №362-РГ) об изменении вида разрешенного использования объектов капитального строительства с кадастровыми №, №, принято решение о смене назначения и вида разрешенного использования объектов с «жилой дом» на «многоквартирный дом», оформленное Соглашением о преобразовании объектов недвижимости от 14.12.2020 (подп. 4.1 пункта 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим законом порядке.
К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона №218-ФЗ). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 1, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона о регистрации).
Административными истцами вместе с заявлениями в Севреестр были представлены все необходимые документы, что подтверждается представленными описями документов, принятых для оказания государственной услуги по внесению сведений в ЕГРН по инициативе заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: распоряжение Губернатора города Севастополя от 07.09.2020 №251-РГ об изменении вида разрешенного использования объектов (копия, заверенная органом власти), сопроводительный документ Департамента аппарата Губернатора и правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ к распоряжению Губернатора; распоряжение Губернатора города Севастополя от 07.09.2020 №251-РГ от 03.11.2020 №362-РГ об изменении вида разрешенного использования объектов (копия, заверенная органом власти), сопроводительный документ Департамента аппарата Губернатора и правительства Севастополя к от ДД.ММ.ГГГГ№ к распоряжению Губернатора; соглашение о преобразовании объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ; решение Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (копии, заверенные органом власти); акт экспертного строительно-технического исследования ФБУ «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» от ДД.ММ.ГГГГ№; свидетельства рождении детей ФИО5 и ФИО6
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Федерального закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N218-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В силу статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 КАС РФ.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений – на орган, принявший оспариваемое решение либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений органа государственной власти незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу части 1 статьи 32 Закона №218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в порядке межведомственного информационного взаимодействия направил распоряжения Губернатора Севастополя от 07.09.2020 №251-РГ, от 03.11.2020 №362-РГ, об изменении вида разрешенного использования указанных выше объектов недвижимости на «многоквартирный дом» в адрес Севреестра для внесения изменений в ЕГРН, которые не были исполнены.
Согласно части 1 статьи 33 Закона N218-ФЗ в случае, если сведения, указанные частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 Закона N218-ФЗ, не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 данного Закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
Орган регистрации прав отказывает во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 4 статьи 33 Закона N218-ФЗ).
Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица направляет такому лицу уведомление о внесении сведений в ЕГРН (часть 5 статьи 33 Закона N218-ФЗ).
Отказывая во внесении изменений в ЕГРН в сведения о назначении объектов недвижимости, Управление регистрации права и кадастра сослалось на часть 4 статьи 33 Закона №218-ФЗ, указав, что ранее в ЕГРН уже были внесены сведения об объектах недвижимости (то есть изменении назначения и вида разрешенного использования «жилой дом» на «многоквартирный дом»).
Однако по смыслу части 4 статьи 33 Закона отказ возможен только в случае поступления уведомления от органов государственной власти и органов местного самоуправления об отсутствии необходимых документов (сведений) для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а не фактического внесения сведений.
Согласно пунктов 207, 208 приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» в целях, связанных с предоставлением государственной услуги, формирование и направление межведомственного запроса осуществляется в случае непредставления заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Межведомственный запрос формируется в соответствии с требованиями статьи 7.2 Федерального Закона N210-ФЗ«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
При таких обстоятельствах, оснований отказывать административным истцам в государственном кадастровом учете в отношении изменения (уточнения) назначения вышеназванных объектов недвижимости с «жилой дом» на «многоквартирный дом» у органа регистрации не имелось.
Законом также не предусмотрено принятие решения об отказе в случае фактического внесения в ЕГРН дополнительных сведений по заявлению заинтересованного лица.
При условии внесения в государственный реестр дополнительных сведений о об объектах недвижимости по заявлениям административных истцов, орган регистрации должен был выдать заявителям уведомление о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица (ч. 5 ст. 33 Закона N218-ФЗ) и выписки из ЕГРН, удостоверяющие проведенный государственный кадастровый учет (пункты 244, 245, 247, абзац 4 пункта 257 Административного регламента), а не уведомление об отказе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Частью 2 статьи 7 Закона №218-ФЗ установлено, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
реестровых дел;
кадастровых карт;
книг учета документов.
Положениями части 1 статьи 8 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3 статьи 8 Закона №218-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 7 Закона №218-ФЗ порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
Порядок ведения ЕГРН утвержден Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки», зарегистрированным в Минюсте России 25.03.2016 N41548 (далее - Порядок).
Согласно пункту 27 раздела 3.2 Порядка (приложения №1), в записи кадастра недвижимости о здании указываются, в т.ч., следующие дополнительные сведения:
назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом) (ч.2);
вид или виды разрешенного использования здания (ч.3);
наименование здания при наличии такого наименования (ч.4).
В пункте 9 части 5 статьи 8 Закона №218-ФЗ указано, что в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества:
назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание.
Судом установлено, что в данном случае имеет место установление фактического назначения здания – «многоквартирный дом», не связанного с реконструкцией.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации недвижимости, в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В частях 2 и 3 статьи 13 Закона №218-ФЗ указано, что внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав:
в порядке межведомственного информационного взаимодействия – при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
в уведомительном порядке – при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Как следует из представленных по настоящему делу документов, изменение назначение здания (дополнительное сведение) не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости, поэтому внесение сведений о назначении здания может быть произведено и в уведомительном порядке.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что у административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении заявлений собственников.
Кроме того, в Законе №218-ФЗ отсутствует прямое указание на обязательность внесения сведений о назначении здания исключительно в порядке межведомственного обмена.
Действительно, частью 3 статьи 8 Закона №218-ФЗ установлено, что без межведомственного информационного взаимодействия, в заявительном порядке по заявлению правообладателя подлежит регистрация изменений, перечисленных в частях 1-3 статьи 38 Закона о государственной регистрации недвижимости (сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано (часть 1), сведений о назначении единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс (часть 2) и сведений о назначении предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс (часть 3).
Однако Закон не содержит запрета на внесение в кадастр и реестр сведений об изменении назначения здания в уведомительном порядке.
Суд считает возможным согласиться с доводами административных истцов о том, что если в части 2 статьи 38 Закона №218-ФЗ прямо указано на то, что сведения о назначении единого недвижимого комплекса вносятся в реестр в уведомительном порядке, то сведения о назначении одного здания, тем более могут быть внесены без применения межведомственного информационного взаимодействия.
Частью 1 статьи 32 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. К таким случаям не отнесено изменение назначение здания (жилое, многоквартирный дом).
Изменение назначения объекта капитального строительства не является идентичным понятию изменения разрешённого использования земельного участка в силу норм Закона №218-ФЗ. Нормы данного Закона не предписывают органу государственной регистрации проверять те обстоятельства, которые прямо не предусмотрены Законом о государственной регистрации недвижимости. Следовательно, законность обращения административных истцов по настоящему делу с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении назначения объекта капитального строительства может быть проверена только в части наличия формальных оснований для внесения таких сведений в ЕГРН.
Таким образом, на органы государственной власти и органы местного самоуправления Законом прямо не возложена обязанность предоставлять органам государственной регистрации сведения об изменении назначения здания.
Исходя из системного анализа изложенных норм Закона №218-ФЗ сведения о назначении здания относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, а внесение в ЕГРН дополнительных сведений либо изменений таких сведений производится в порядке межведомственного информационного взаимодействия или в заявительном порядке (по заявлению правообладателя) без межведомственного информационного взаимодействия. При этом, на органы государственной власти и органы местного самоуправления не возложена обязанность предоставлять органам государственной регистрации сведения об изменении назначения здания. Следовательно, внесение в ЕГРН таких сведений и изменение таких сведений возможно только в заявительном порядке, без межведомственного информационного взаимодействия.
Кроме того, основные и вспомогательные виды разрешенного использования объектов капитального строительства выбираются правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, на что указано в части 4 статьи 37 Градостроительного Кодекса РФ.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, правообладатель земельного участка, равно как и объекта капитального строительства (поскольку на это прямо указано в статье 37 Кодекса), свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого объекта в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом положений статьи 209 ГК РФ собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как указывалось ранее, недвижимое имущество возведено на земельном участке площадью №.м с кадастровым №, отнесенного к категории земель: «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» (код 2.1.1) и «обслуживание жилой застройки» (код 2.7), с установленными координатами границ, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок образован в связи с выделом из исходного земельного участка с кадастровым № площадью №.м, имеющего вид разрешенного использования – для строительства многоквартирного жилого дома со встроенным торговым комплексом (распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РДЗ). Ранее исходный земельный участок площадью №.м, расположенный по адресу: <адрес>, решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ передан в аренду ЧП «ДСС-97» по договору от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, для строительства многоквартирного жилого дома с встроенным торговым комплексом, с целевым назначением: смешанное использование (жилая застройка и коммерческое использование), отнесенного к категории земель жилой и общественной застройки согласно коду 1.13.2 Украинского классификатора целевого использования земли, утвержденного письмом Госкомзема Украины от ДД.ММ.ГГГГ N14-1-7/1205. Договор аренды прекращён в связи с регистрацией недвижимости за третьими лицами и наступления последствий, предусмотренных статьей 35 ЗК РФ, статьями 413, 522 ГК РФ.
Доводы представителя административного ответчика относительно необходимости осуществления реконструкции жилых домов с кадастровыми №, № для изменения их назначения на «многоквартирный дом» не основаны на законе, противоречат материалам дела и установленным судом обстоятельствам, в том числе по делу №
Как указывалось выше, распоряжением Губернатора Севастополя от 07.09.2020 №251-РГ, с изменениями внесенными распоряжением от 03.11.2020 №362-РГ, во исполнение решения Ленинского районного суда г.Севастополя по делу № изменен вид разрешенного использования объектов недвижимости с кадастровыми №, № на вид «многоквартирный дом».
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № со ссылкой на Акт экспертного строительно-технического исследования ФБУ «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№, установлен ряд значимых по делу обстоятельства: объекты жилой застройки (<адрес> имеют общее имущество, включая общую систему инженерных коммуникаций, распределительный электрический щит, систему канализации и водоотведения, ливневую канализацию, систему газоснабжения, объекты недвижимости расположены на обособленной части земельного участка с кадастровым № с единым капитальным ограждением; - являются структурно обособленными по отношению к другим жилым зданиям; - объект исследования в целом (жилые дома с кадастровыми №№, 91:03:002009:71) имеет признаки многоквартирного дома, в составе которого находятся три изолированные квартиры (каждая из которых соответствует строительным, пожарным, санитарным нормам и пригодна для постоянного проживания одной семьи), квартиры оборудованы самостоятельными выходами-входами на прилегающий земельный участок и в помещения общего пользования (в т.ч. лестничные клетки); - объект исследования не является индивидуальным жилым домом и жилым домом сблокированной застройки, а является малоэтажным многоквартирным домом, в составе которого допустимо образование трех квартир, нежилых помещений, с общим имуществом в здании; объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым № с разрешенным использованием - для «малоэтажной многоквартирной жилой застройки» и «обслуживание жилой застройки».
Поскольку «жилые дома» возведены в период 2003-2010г.г. и введены в эксплуатацию в 2011году, то к правоотношениям относительно строительства и государственной регистрации права собственности в период времени 2011 года применяется законодательство Украины.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено: что согласно Декларациям о готовности объектов к эксплуатации, зарегистрированных Инспекцией ГАСК в г.Севастополе ДД.ММ.ГГГГ №№ и №№, строительство двух жилых домов № производилось на основании одного разрешения на исполнение строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ Инспекции ГАСК; по единому рабочему проекту (шифр №, ЗАО «КрымНИОпроект», 2002, 2010гг.) по возведению торгового комплекса и жилого дома, первая очередь строительства – это жилые дома со встроенными помещениями (ж/д №№, ж/д №№, ж/д №№, ж/д №№, ж/д №№, ж/д №№, ж/д №№ Данные жилые дома введены в эксплуатацию в 2011 году, в соответствии с законодательством Украины, а согласно положениям статьи 5 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» к объектам недвижимого имущества, права относительно которых подлежат государственной регистрации отнесены: 1) жилые дома; 2) квартиры; 3) здания, в которых размещены помещения; 4) сооружения (инженерные, гидротехнические); 5) помещения – части внутреннего объема жилых домов, зданий, квартир, ограниченных строительными элементами. При этом жилые дома делились на: жилые дома усадебного типа и жилые дома квартирного типа разной этажности (ч. «а» п. 14.1.129 ст. 14 Налогового кодекса Украины, редакция 2011г.). Следовательно, в данном случае имеет место установление фактического назначения здания, не связанного с реконструкцией.
Таким образом, при рассмотрении дела № в отношении изменения вида разрешенного использования рассматриваемых объектов недвижимости понятия «вид разрешенного использования здания» и «назначения здания» рассматривался без их разъединения, ввиду их тождественности.
В соответствии с Инструкцией о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, утвержденной приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилой политики Украины N127 от 24.05.2001, к объектам, подлежащим технической инвентаризации, относились: жилые дома квартирного типа разной этажности; жилые дома усадебного типа, расположенные на отдельных земельных участках; здания и сооружения общественного и производственного назначения, инженерные сети, элементы благоустройства; хозяйственные постройки, гаражи, летние кухни, мастерские, туалет, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции); хозяйственные постройки (заборы, ворота, замощение); садовые и дачные дома, гаражи (п.2 Инструкции). Жилые дома квартирного типа делились на малоэтажные (1-4 этажа) и многоэтажные (5 этажей и выше). Многоэтажные и малоэтажные жилые дома (секционные, коридорные (галерейные), блочные жилые дома) являются многоквартирными (п.п.2.1 п.2 Инструкции).
Объекты с кадастровыми №, №, зарегистрированные в ЕГРН как «жилые дома», являются многоквартирным домом (секционным малоэтажным жилым домом) в соответствии с действующим на момент регистрации права законодательством Украины. Собственником жилых домов первоначально в 2011 году была только ФИО8, поэтому государственная регистрация жилого дома, имеющего в своем составе квартиры, принадлежащие одному лицу, согласно нормам законодательства Украины осуществлялась с наименованием «жилой дом», а не «многоквартирный дом» - как это предусмотрено законодательством Российской Федерации. К аналогичным выводам пришли суды по делу №
Следует учесть, что судами трех инстанций по делу № была дана оценка доводам Департамента архитектуры о необходимости проведения реконструкции объектов капитального строительства, в частности, установлено, что изменение вида разрешенного использования объектов капитального строительства – двух жилых домов в многоквартирный жилой дом с объектами обслуживания, не требуют производства реконструкции, получения разрешения на строительство, так как данное изменение назначения объекта капитального строительства не затрагивает конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, что следует из положений статьи 51 Гр РФ, части 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 №4191-Ф3 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Частью 2 статьи 64 КАС РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N30-П установлено: признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения. В качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. К числу оснований для такого пересмотра относится установление приговором суда преступлений против правосудия (включая фальсификацию доказательств), совершенных при рассмотрении ранее оконченного дела.
Учитывая изложенное, суд полагает, что Управление регистрации права и кадастра Севастополя при рассмотрении заявлений административных истцов о государственном кадастровом учете изменений назначения объектов капитального строительства обязано было принимать приведенные судебные акты в части фактических обстоятельств, установленных судами по вышеназванному делу №
Вместе с тем, следует учесть, что ни градостроительное, ни земельное, ни жилищное законодательство России не раскрывает понятия «вид разрешенного использования здания» и «назначение здания».
Закон №218-ФЗ, также не содержит этих понятий, а лишь относит их к дополнительным сведениям об объекте недвижимости. В отличие от земельных участков, для объектов капитального строительства (зданий), Классификатор видов разрешенного использования до настоящего времени не разработан.
Анализируя наименование этих понятий и область их применения, суд полагает, что под видом разрешенного использования объекта капитального строительства (здания) законодатель понимал допустимое функциональное назначение объекта (жилой дом, многоквартирный дом, торговый центр, объект производственного назначения, административное здание, и т.д.), что так же можно применить и к понятию «назначение здания». Понятие «вид разрешенного использования здания» является более обширным, нежели понятие «назначение здания», поскольку назначение здания не может не соответствовать виду его разрешенного использования.
Одним из основополагающих принципов Земельного законодательства России является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (п.п.5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Однако при отказе в изменении назначения спорного здания этот принцип реализовать невозможно.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№№, изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований. Суды также исходят из необходимости установления разрешенного использования на основании фактического использования, под которым, прежде всего, понимается назначение (разрешенное использование) объектов, расположенных на данном участке.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2019) (утв. Президиумом ВС РФ 27.11.2019) законодательство о кадастровом учете и регистрации прав на сегодняшний день не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании земельного участка, соответствующем виду разрешенного использования объекта капитального строительства, но не предусмотренном градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны. То обстоятельство, что подзаконное регулирование не содержит порядка действий в указанной ситуации, не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством.
Судом установлено, что изменение назначения объектов капитального строительства кадастровыми №, № с вида «жилой дом» на «многоквартирный дом» является необходимым с целью приведения их назначения в соответствие с видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым № («малоэтажная многоквартирная жилая застройка», «обслуживание жилой застройки») и фактическим использованием (назначением) здания, расположенного на участке.
К аналогичным выводам в отношении данных объектов пришел суд по делу №
В соответствии со ст. 13 Федерального Закона №218-ФЗ изменение назначения здания и его фактическое использование как «многоквартирный дом» требует внесения изменений в сведения ЕГРН. Вместе с тем сведения ЕГРН относительно назначения здания «жилое» («жилой дом») в настоящее время противоречат сведениям о виде разрешенного использования здания «многоквартирный дом», что недопустимо.
У органа регистрации отсутствовали основания для отказа во внесении сведений, поскольку вопреки выводам, изложенным в уведомлениях об отказе, оснований для отказа, указанных в части 4 статьи 33 Федерального закона N218-ФЗ, не имелось. Судом установлено, что все необходимые документы в соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 8, статьей 14 названного Закона для внесения дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, а именно, назначении жилого здания как «многоквартирный дом», были представлены.
Оспариваемые уведомления об отказе не содержат обоснования. Вместе с тем, законодательство возлагает на Управление регистрации права и кадастра Севастополя обязанность исчерпывающим образом мотивировать отказ, указав не только соответствующую норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, препятствуют государственному кадастровому учету.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оспариваемые уведомления об отказе 25.12.2020 являются необоснованными, не соответствуют закону и иным нормативным актам, а также нарушают права и законные интересы административных истцов.
При таких обстоятельствах суд полагает, что административный ответчик не доказал законность оспариваемого решения, при этом административный истец привел убедительные доводы свидетельствующие о нарушении его прав.
Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком нарушены права и законные интересы административного истца в сфере имущественных отношений, в связи с чем, его административные исковые требования подлежат удовлетворению в части признания незаконным обжалуемого решения Управления регистрации права и кадастра Севастополя.
Что касается требований о возложении обязанности на ответчика внести соответствующие сведения в ЕГРН, подготовить и выдать уведомления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного взаимодействия и выписок из ЕГРН, данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку суд, разрешая административное дело не вправе подменять собой функции органа исполнительной власти, возложенные исключительно на административного ответчика.
В данном случае, устранение нарушений прав административного истца и препятствий к их осуществлению возможно путем возложения обязанности компетентного органа повторно рассмотреть заявление административного истца. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений оформленных уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ №№, №№, №№ в отношении объекта капитального строительства (жилого дома) с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> а также уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №№ в отношении объекта капитального строительства (жилого дома) с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление заинтересованного лица: об изменении назначения здания (жилой дом, жилое) с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, пр-кт Генерала Острякова, <адрес>-В/6, на «многоквартирный дом», на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ №№ предоставленного ФИО2 (как законным представителем малолетнего ФИО5), заявления от ДД.ММ.ГГГГ №№ предоставленного ФИО2 (как законным представителем малолетней ФИО6), заявления от ДД.ММ.ГГГГ №№ предоставленного ФИО2; об изменении назначения здания (жилой дом, жилое) с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, на «многоквартирный дом», на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ №№ предоставленного ФИО1
В удовлетворении остальной части административного иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.М. Истягина