ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1256/2022 от 28.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-1256/2022

УИД 33RS0001-01-2022-001705-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Владимир 28 июня 2022 года

Ленинский районный суд города Владимира в составе

председательствующего судьи Фурсовой Ж.С.,

при секретаре Сизовой О.С.,

с участием

административного истца Глазовой Е.В.,

представителя административного истца Киселевой И.В. - Левичевой О.Е.

(ордер от ДД.ММ.ГГГГ),

представителя административного ответчика Дюковой Н.А.,

(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года),

представителя заинтересованного

лица ООО «Домжилсервис» Шишкиной Л.С.

(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гришина Г. Д., Онуфриевой Н. Л., Кормильцевой Л. Д., Котовой С. Ю., Шалдыбиной Е. В., Глазова А. В., Глазовой Е. В., Торбика В. В.ча, Киселевой И. В., Левтеева И. О. к Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом ,

У С Т А Н О В И Л:

Гришин Г.Д., Онуфриева Н.Л., Кормильцева Л.Д., Котова С.Ю., Шалдыбина Е.В., Глазов А.В., Глазова Е.В., Торбик В.В., Киселева И.В., Левтеев И.О. обратились в суд с административным иском к Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом .

В обоснование иска указано, что на основании заявления ООО «Домжилсервис» о включении сведений в реестр лицензий, протокола заседания правления ТСЖ «....» от ДД.ММ.ГГГГ, решения общего собрания помещений о выборе членов правления от ДД.ММ.ГГГГ, договора управления домами , копии устава ТСЖ «....» ИГЖН Владимирской области вышеуказанные многоквартирные дома включены в реестр лицензий субъекта РФ под управление ООО «Домжилсервис». Однако административному ответчику не было представлено решение общего собрания всех собственников помещений по выбору управляющей компании. При наличии сведений в сети Интернет о том, что многоквартирными домами управляет ТСЖ «....», у Инспекции отсутствовали основания для внесения изменений в реестр лицензий в соответствии с ч.9 ст.161 ЖК РФ. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Ленинского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено новое решение и признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ «....», оформленного протоколом общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ, которым было избрано правление ТСЖ, а из членов правления в свою очередь был избран председатель ТСЖ – Султанов И.Р., который не был собственником помещения, вследствие чего не мог подписывать договор от имени ТСЖ с ООО «Домжилсервис». Кроме того, ООО УК «Домжилсервис» не прикладывал протокол ОСС, не были приложены реестры собственников помещений, списки и подписи лиц, участвовавших в собраниях о выборе способа управления и переходе в ООО УК «Домжилсервис». Инспекция должна была провести проверку представленного протокола общего собрания. Указали, что ни собственники, ни члены ТСЖ не были уведомлены о заключении договора управления с управляющей компанией. Обращено внимание на разночтение в документах, представленных административным ответчиком и ООО «Домжилсервис» в дела, которые находились и находятся в производстве суда. Полагают, что наличие судебных споров являлось основанием для отказа ИГЖН во внесении изменений в реестр и возврата заявления.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просят суд признать недействительным решение ИГЖН Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ по внесению изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом , повлекших включение сведений об указанном многоквартирном доме; исключить из Реестра лицензий сведения о многоквартирном , как недействительную запись.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ТСЖ «....», Султанов И.Р.

Административный истец Глазова Е.В. в судебном заседании поддерживала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.

Административный истец Киселева И.В. в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом.

Представитель административного истца Киселевой И.В. - адвокат Левичева О.Е. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования. Пояснила, что срок давности обращения с настоящим административным иском не пропущен, поскольку административные истцы узнали об оспариваемом решении в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что административный ответчик внес сведения в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом в нарушение требований Приказа № 938/пр, поскольку УК «Домжилсервис» не представила решения общего собрания всех собственников помещений по выбору ими управляющей компании. Требование ИГЖН к управляющей организации о предоставлении копии договоров управления, заключённых с собственниками, обладающими более чем 50 % от общего числа голосов в доме предусмотрено ч. 1 ст. 162 ЖК РФ. Если данные договоры не представлены и ОСС не было, ИГЖН обязана отказать во внесении дома в реестр лицензий. Кроме этого ИГЖН знала о судебном споре в Ленинском районном суде г. Владимира о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ «....» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколами и . Данный факт являлся основанием для отказа ИГЖН во внесении изменений в реестр и возврата заявления - несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктом "г” пункта 5 Порядка. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решение общего собрания, оформленное протоколом , признано недействительными, значит и выбранное правление, которое протоколом от ДД.ММ.ГГГГ приняло решение о выборе способа управления, является недействительным. Также просила обратить внимание суда в разночтении документов, представленных ответчиком и УК «Домжилсервис».

Представитель административного ответчика Дюкова Н.А. возражала в удовлетворении заявленных административных исковых требований. Пояснила, что членами правления ТСЖ «....» ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о заключении договора управления многоквартирным домом с ООО «Домжилсервис». На основании данного решения между ООО «Домжилсервис» и ТСЖ «....» были заключены договора от ДД.ММ.ГГГГ на управление многоквартирными домами № . Соответствующие документы вместе с заявлением ООО «Домжилсервис» были представлены в Инспекцию с целью включения данных многоквартирных домов в реестр лицензий субъекта РФ. Указала, что Инспекцией были рассмотрены представленные документы в рамках Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 года N 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» и ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о включении данных многоквартирных домов в реестр лицензий субъекта РФ под управление ООО «Домжилсервис». Доводы заявителей о том, что общее собрание членов ТСЖ или общее собрание собственников помещений многоквартирного дома должны были принять решение о выборе управляющей организации и утвердить условия договора управления, а правление ТСЖ, выполняя решение общего собрания собственников, должно было заключить соответствующий договор управления многоквартирным домом, основаны не неверном толковании норм законодательства. Компетенция общего собрания членов ТСЖ определена в ч. 1 ст. 145 ЖК РФ. Указанной нормой законодательства императивно не определено, что принятие решения о заключении договора управления многоквартирным домом относится к компетенции данного органа управления многоквартирным домом. Напротив, в ч. 4 указанной статьи указано, что общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества. Учитывая положения ч. 4 ст. 145, а также, что в соответствии со ст. 148 ЖК РФ принятие решения о заключении договора управления многоквартирным домом относится к компетенции правления ТСЖ, заключение договора управления многоквартирным домом возможно, как на основании решения общего собрания членов ТСЖ, так и на основании решения правления ТСЖ. Отметила, что в соответствии с Уставом ТСЖ «....» заключение договора управления многоквартирным домом относится к компетенции правления ТСЖ (пункт 11.1.4.). Доводы о том, что собственники не принимали решение о выборе управляющей компании, являются несостоятельными, поскольку в силу действующего жилищного законодательства к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (ст. 44 ЖК РФ). Собственники помещений спорных многоквартирных домов воспользовались своим правом и выбрали способ управления домом, создав ТСЖ «....», которое заключило в соответствии с жилищным законодательством и Уставом ТСЖ договор управления многоквартирным домом с ООО «Домжилсервис». Считала, что доводы заявителя о том, что к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий в обязательном порядке должно быть приложено решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа управления многоквартирным домом и заключении договора управления многоквартирным домом, также подлежат отклонению, поскольку сведения о решении членов правления ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ лицензиатом были размещены в ГИС ЖКХ, а также представлены в оригинале в Инспекцию. Сообщила, что на момент вынесения Инспекцией решения от ДД.ММ.ГГГГ Приказ № 938/пр не содержал положений о том, что орган государственного жилищного надзора обязан проверять наличие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении. Положения Приказа № 938/пр, предусматривающие проверку данных сведений, утратили силу с 19 декабря 2020 года. Таким образом, на момент вынесения Инспекцией решения судебного акта о признании решения членов правления ТСЖ «....» о заключении договора управления, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, не имелось. В связи с чем, не было оснований для отказа ООО «Домжилсервис». Кроме того, указала, что Киселевой И.В., Рнуфриевой Н.Л, Котовой С.Ю., Торбик В.В., Левтееву И.О., Глазовой Е.В. и Глазову А.В. о принятом Инспекцией решении о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ в части включения многоквартирных домов в реестр лицензий субъекта РФ под управление ООО «Домжилсервис» стало известно в феврале 2021 года, о чем свидетельствует обращение вышеуказанных граждан, поступившее в Инспекцию. ДД.ММ.ГГГГ иным Гришину Г.Д. и Кормильцевой Л.Д. также стало известно о том, что ООО «Домжилсервис» осуществляет управление многоквартирными домами в феврале-марте 2021 года, поскольку выставление платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг производит данная управляющая организация. Сведения о договоре управления многоквартирным домом, а также решение членов правления ТСЖ «....» были размещены ООО «Домжилсервис» в ГИС ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, реестр лицензий субъекта РФ ведется Инспекцией и актуализируется на официальном сайте Инспекции. Информация о принятых Инспекцией решениях вносится в ГИС ЖКХ в день принятия решения в соответствии с Приказом № 938/пр. Считала, что административными истцами пропущен срок давности обращения в суд с административным исковым заявлением.

Представитель заинтересованного лица ООО «Домжилсервис» Шишкина Л.С. возражала против удовлетворения административного искового заявления. Считала, что решением ИГЖН Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ правомерно внесены изменения в реестр лицензий ООО «Домжилсервис» в части включения с ДД.ММ.ГГГГ многоквартирных домов по адресам: . Действия ИГЖН Владимирской области соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы истцов. ИГЖН Владимирской области действовала в рамках своей компетенции и в строгом соответствии с законодательством РФ.

Административные истцы Гришин Г.Д., Онуфриева Н.Л., Кормильцева Л.Д., Котова С.Ю., Шалдыбина Е.В., Глазов А.В., Торбик В.В., Левтеев И.О. в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств об отложении не представляли.

Заинтересованные лица ТСЖ «Дуброва-36», Султанов И.Р. в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств об отложении не представляли.

С учетом мнения участников процесса дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке административного судопроизводства призваны рассматривать и разрешать подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в т.ч. административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в т.ч. саморегулируемых организаций.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

При этом, для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (ч. 1). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2).

В соответствии с ч. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

Согласно ч. 1 ст. 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации; сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; реестре дисквалифицированных лиц.

В соответствии со ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (ч. 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное общее собрание членов ТСЖ «....», в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: , в форме очно-заочного голосования. Инициатором собрания являлось правление ТСЖ «....». По итогам данного собрания ДД.ММ.ГГГГ принято решение, оформленное в том числе протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном , касаемо , в соответствии с которым выбран новый состав правления ТСЖ (т.1 л.д.81-84, 121-128, 195-198).

Председателем правления ТСЖ «....» является Султанов И.Р.

Правлением ТСЖ «....» ДД.ММ.ГГГГ принято решение по вопросу заключения договора управления домами № с ООО «Домжилсервис» (т.1 л.д.120, 194).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Домжилсервис» и Султановым И.Р. заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: (т.1 л.д.137-160, 187-192).

Решением Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в реестр лицензий ООО «Домжилсервис» в части включения с ДД.ММ.ГГГГ многоквартирных домов по адресам: (т.1 л.д.115, 186).

Указанное решение было вынесено по результатам рассмотрения заявления ООО «Домжилсервис» от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов, а именно протокола заседания правления ТСЖ «....» от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу заключения договора управления многоквартирными домами № с ООО «Домжилсервис»; протокола внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, в части выбора нового состава правления; копий договоров от ДД.ММ.ГГГГ на управление многоквартирными домами №, заключенными ООО «Домжилсервис» и председателем правления ТСЖ «....» Султановым И.Р. (т.1 л.д.11, 117-118, 193).

Решением Ленинского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ решения общих собраний членов ТСЖ «....», оформленные протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирном от ДД.ММ.ГГГГ, признаны недействительными (т.1 л.д.85-91).

Апелляционным определением Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение, в соответствии с которым недействительным признано решение общего собрания членов ТСЖ «....», оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.92-108).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Решая вопрос о законности и обоснованности решения Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в реестр лицензий ООО «Домжилсервис» в части включения с ДД.ММ.ГГГГ многоквартирных домов по адресам: , суд принимает во внимание следующее.

Инспекция государственного жилищного надзора Владимирской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственный жилищный надзор и лицензионный контроль на территории Владимирской области, и в соответствии с Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 23 января 2006 N 21, осуществляет функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Инспекции, в том числе, по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; осуществлению лицензионного контроля в части, не предусмотренной Законом Владимирской области от 29 августа 2016 года N 107-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля", а также в части проведения внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, которое устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.

В пункте 2 Положения N 1110 определено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.

Пунктом 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" предусмотрено, что лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. С 1 мая 2015 года формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" утвержден порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Данный Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 Порядка).

В силу пункта 2 Порядка, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:

а) адрес многоквартирного дома;

б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом;

в) реквизиты договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, или единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, или заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также сведения о размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронного образа договора управления многоквартирным домом либо договора управления многоквартирным домом, заключенного в электронной форме, в том числе с использованием системы; сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, в случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме;

г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, а в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии - номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия);

е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:

- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);

- реорганизации лицензиата в форме преобразования;

- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности;

ж) сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом, в орган государственного жилищного надзора;

з) сведения о размещении в системе электронного образа протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в результате проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

и) опись приложенных к заявлению документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов.

Подпунктом г пункта 3 Порядка установлено, что в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:

- сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора;

- копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

- сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о заключении договора управления многоквартирным домом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному вопросу в орган государственного жилищного надзора.

В соответствии с пунктом 4 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приведенными выше требованиями Порядка от ООО «Домжилсервис» в Инспекцию государственного жилищного надзора Владимирской области поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий с приложением предусмотренных Порядком документов, поименованных в описи.

Протокол заседания правления ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ, представленный в Инспекцию государственного жилищного надзора Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ, содержал сведения о выборе управляющей компании ООО «Домжилсервис» (ИНН 3327125130), сведения о которой и были внесены Инспекцией в реестр.

Таким образом, ответчиком Инспекцией государственного жилищного надзора Владимирской области оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в реестр лицензий принято в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания решения Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ не действительным не имеется

Доводы административных истцов о том, что общее собрание членов ТСЖ или общее собрание собственников помещений многоквартирного дома должны были принять решение о выборе управляющей организации и утвердить условия договора управления, а правление ТСЖ, выполняя решение общего собрания собственников, должно было заключить соответствующий договор управления многоквартирным домом, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

Частью 1 статья 145 Жилищного кодекса Российской Федерации определена компетенция общего собрания членов ТСЖ. Указанной нормой законодательства не определено, что принятие решения о заключении договора управления многоквартирным домом относится к компетенции данного органа управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 4 указанной статьи общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Согласно ст. 148 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности правления товарищества собственников жилья в том числе входит управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им.

Таким образом, заключение договора управления многоквартирным домом возможно, как на основании решения общего собрания членов ТСЖ, так и на основании решения правления ТСЖ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11.1.4 Устава ТСЖ «....» управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им относится к компетенции правления ТСЖ (т.1 л.д.203-212).

Довод административных истцов о том, что собственники не принимали решение в выборе управляющей компании, также подлежит отклонению по следующим основаниям.

В силу пункта 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.

Собственники помещений спорного многоквартирного дома воспользовались своим правом и выбрали способ управления домом, создав ТСЖ «....», которое в последующем заключило в соответствии с жилищным законодательством и Уставом ТСЖ договор управления многоквартирным домом с ООО «Домжилсервис».

Довод о том, что Инспекция должна проверять судебные споры по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении, не может быть принят судом, поскольку пункт г части 5 Приказа № 938/пр, предусматривающий проверку указанных сведений, утратил силу на основании приказа Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр, то есть до обращения ООО «Домжилсервис» с заявление к административному ответчику.

Таким образом, на момент вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ Приказ № 938/пр не содержал положений, предусматривающих проверку судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.

Довод административных истцов о том, что апелляционным определением Владимирского областного суда решение общего собрания ТСЖ «.... оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным, не может служить основанием к отмене решения Инспекции.

На момент принятия решения, оспариваемого административными истцами, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке не было признано недействительным и правовых оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий у инспекции не имелось. Судебные решения по данному протоколу состоялись после принятия административным ответчиком решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме этого решением Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в реестр лицензий ООО «Домжилсервис» в части исключения ДД.ММ.ГГГГ многоквартирного дома по адресу: , включенного в реестр лицензий по решению Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ТСН «....», и включения с ДД.ММ.ГГГГ по договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: , на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д.5).

Вынесение заместителем прокурора города Владимира Аннаевым Р.С. представления об устранении нарушений требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан от ДД.ММ.ГГГГ также не может повлиять на вынесенное Инспекцией решение, поскольку в его основу легло апелляционное определение Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оценка которому была дана выше.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 КАС РФ начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 3 статьи 92 КАС РФ).

В материалы дела представлено поступившее в Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ обращение административных истцов, в котором они просят предоставить документ, на основании чего было выдано разрешение о внесении в реестр лицензий ООО «Домжилсервис» многоквартирного дома, расположенного по адресу: .

Таким образом, о принятом Инспекций решении о включении в реестр лицензий ООО «Домжилсервис» многоквартирного дома, расположенного по адресу: , административные истцы узнали в феврале 2021 года (т.1, л.д.114).

Кроме того, с февраля 2021 года выставление платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг производило ООО «Домжилсервис».

Сведения о договоре управления многоквартирным домом, а также решение членов правления ТСЖ «Дуброва-36» были размещены ООО «Домжилсервис» в ГИС ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.213-214).

Убедительных доказательств уважительности причины пропуска трехмесячного срока на обращение в суд административными истцами не приведено. Принятие административного искового заявления к производству суда не свидетельствует о восстановлении срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Ссылка на неполучение оспариваемого решения, как на обстоятельства, объективно препятствовавшие своевременному обращению в суд, не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока подачи административного искового заявления.

В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Гришина Г.Д., Онуфриевой Н.Л., Кормильцевой Л.Д., Котовой С.Ю., Шалдыбиной Е.В., Глазова А.В., Глазовой Е.В., Торбика В.В., Киселевой И.В., Левтеева И.О., поскольку нарушений действующего законодательства и прав административных истцов со стороны административного ответчика по настоящему делу не усматривается.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Гришина Г. Д., Онуфриевой Н. Л., Кормильцевой Л. Д., Котовой С. Ю., Шалдыбиной Е. В., Глазова А. В., Глазовой Е. В., Торбика В. В.ча, Киселевой И. В., Левтеева И. О. к Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом , отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Ж.С. Фурсова

Решение в окончательной форме изготовлено 12 июля 2022 года.