ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1257/2021 от 30.03.2021 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-1257/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новороссийск 30 марта 2021 года

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Гамаюнова С.С.,

при секретаре Розум П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Новороссийскому ГО УФССП России по Краснодарскому краю и УФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Новороссийскому ГО УФССП России по Краснодарскому краю и УФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия. В обоснование своих требований указала, что <ДД.ММ.ГГГГ> судебным приставом-исполнителем Новороссийского ГО УФССП России по Краснодарскому краю на основании исполнительного листа <№>, выданного <ДД.ММ.ГГГГ> Приморским районным судом г. Новороссийска, возбуждено исполнительное производство <№> о взыскании с ООО «Армстрой» в пользу ФИО1 денежных средств в сумме <данные изъяты><ДД.ММ.ГГГГ> исполнительное производство было окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Однако, до настоящего времени постановление об окончании исполнительного производства взыскателю не направлено, исполнительный лист не возвращен. Просит признать незаконным бездействие Новороссийского ГО УФССП России по Краснодарскому краю, выразившееся в нарушении установленного законом срока направления взыскателю исполнительного листа и постановления об окончании исполнительного производства, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб..

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что на исковых требованиях настаивает.

Представители административных ответчиков – Новороссийского ГО УФССП России по Краснодарскому краю и УФССП России по Краснодарскому краю, а также заинтересованного лица – ООО «Армстрой» в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц на оспаривание в судебном порядке действий (бездействия) органа государственной власти, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В силу ч. 3 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании представленных административным истцом доказательств судом установлено, что <ДД.ММ.ГГГГ> судебным приставом-исполнителем Новороссийского ГО УФССП России по Краснодарскому краю <ФИО3 на основании исполнительного листа <№>, выданного <ДД.ММ.ГГГГ> Приморским районным судом г. Новороссийска, возбуждено исполнительное производство <№> о взыскании с ООО «Армстрой» в пользу ФИО1 денежных средств в сумме <данные изъяты>

Согласно сведениям об исполнительном производстве, содержащимся на сайте УФССП России по Краснодарскому краю, <ДД.ММ.ГГГГ> исполнительное производство окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ.

Однако, как следует из искового заявления, до настоящего времени постановление об окончании исполнительного производства взыскателю не направлено, исполнительный лист не возвращен.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении требований закона при совершении исполнительных действий, в частности, предусмотренного ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ срока направления взыскателю копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, административные ответчики не исполнили, что, по мнению суда, свидетельствует об их незаконном бездействии.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Поскольку административные ответчики не представили суду относимые и допустимые, а в совокупности достаточные доказательства, подтверждающие соблюдение предусмотренного ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ срока направления взыскателю копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, суд признает указанное бездействие незаконным и нарушающим права административного истца, являющего взыскателем по исполнительному производству <№>, которые подлежат восстановлению путем возложения на административных ответчиков обязанности выполнить указанные требования Федерального закона № 229-ФЗ.

В силу п. 2 ст. 119 Федерального закона № 229-ФЗ заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из разъяснений пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Суд признает обоснованными требования истца о взыскании компенсации морального вреда, учитывая, что в результате длительного невозвращения исполнительного документа взыскателю он был лишен возможности повторного предъявления исполнительного документа к исполнению, что не позволяло ему все это время рассчитывать на получение присужденных судом денежных средств, в связи с чем административный истец испытывал нравственные страдания.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень нравственных страданий административного истца, иные заслуживающие внимание обстоятельства, в связи с чем считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 270-273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Новороссийского ГО УФССП России по Краснодарскому краю и УФССП России по Краснодарскому краю, выразившееся в несоблюдении срока направления взыскателю копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства <№> и о возвращении исполнительного документа взыскателю.

Обязать Новороссийский ГОСП УФССП России по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения путем направления ФИО1 постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства <№> и возвращения исполнительного документа.

Взыскать с УФССП России по Краснодарскому краю в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Гамаюнов С.С.