ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1257/2023 от 27.07.2023 Королёвского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2023 года г.Королев

Королёвский городской суд Московской области в составе:

судьи Касьянова В.Н.

при секретаре Калентьевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1257/23 по административному иску ФИО1 к ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по городу Москве о признании представления сведений незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по городу Москве, в котором просит: признать незаконным представление ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области сведений находящихся в ИЦ ГУ МВД России по Московской области, ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве и ФКУ «ГИАЦ МВД России» о привлечении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к уголовной ответственности, а именно:

«- ДД.ММ.ГГГГ осужден Лефортовским райсудом <адрес> по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 г. 6 мес. лишения свободы. Сведений об освобождении не имеется;

- ДД.ММ.ГГГГ осужден Таганским райсудом <адрес> по п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден условно-досрочно по постановлению Сафоновского горсуда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ;

- ДД.ММ.ГГГГ осужден Никулинским райсудом <адрес> по ч. 1 ст. 132 УК РФ к 4 годам лишения свободы. На основании с. 70 УК РФ присоединен неотбытый срок по приговору Таганского райсуда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ Всего к отбытию 4 г. 6 мес. лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытии срока наказания;

- ДД.ММ.ГГГГ осужден Замоскворецким райсудом <адрес> по п. «б», ч. 2 ст. 132 УК РФ к 6 г. 6 мес. лишения свободы.»;

исключить из персональных данных ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сведения находящихся в ИЦ ГУ МВД России по Московской области, ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве и ФКУ «ГИАЦ МВД России» об ином лице: «ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, урож. <адрес>»; обязать ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области исключить в месячный срок сведения о привлечении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к уголовной ответственности из базы данных ИЦ ГУ МВД России по Московской области, ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве и ФКУ «ГИАЦ МВД России», а именно:

«- ДД.ММ.ГГГГ осужден Лефортовским райсудом <адрес> по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 г. 6 мес. лишения свободы. Сведений об освобождении не имеется;

- ДД.ММ.ГГГГ осужден Таганским райсудом <адрес> по п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден условно-досрочно по постановлению Сафоновского горсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

- ДД.ММ.ГГГГ осужден Никулинским райсудом <адрес> по ч. 1 ст. 132 УК РФ к 4 годам лишения свободы. На основании с. 70 УК РФ присоединен неотбытый срок по приговору Таганского райсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Всего к отбытию 4 г. 6 мес. лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытии срока наказания;

- ДД.ММ.ГГГГ осужден Замоскворецким райсудом <адрес> по п. «б», ч. 2 ст. 132 УК РФ к 6 г. 6 мес. лишения свободы.».

В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что осуществил запрос в отношении себя в МВД России о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о чем свидетельствует справка от ДД.ММ.ГГГГ-Е. В указанной справке имеются сведения об ином лице: «(ЮСУПОВ ЗАВУРДАТ, ДД.ММ.ГГГГ, урож. <адрес> р-он Горно-Бадахшанская АО Таджиская ССР)», также в справке указаны факты о наличии сведений об осуждении на территории Российской Федерации (имеющихся у ФИО2 Завурдата), а именно: 1) «ДД.ММ.ГГГГ осужден Лефортовским райсудом г. Москвы по п. «в». ч.2 ст. 158 УК РФ к 1 г. 6 мес. лишения свободы. Сведений об освобождении не имеется; 2) ДД.ММ.ГГГГ осужден Таганским райсудом г. Москвы по п. «а», ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден условно-досрочно по постановлению Сафоновского горсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; 3) ДД.ММ.ГГГГ осужден Никулинским райсудом г. Москвы по ч. 1 ст. 132 УК РФ к 4 годам лишения свободы. На основании с. 70 УК РФ присоединен неотбытый срок по приговору Таганского райсуда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ Всего к отбытию 4 г. 6 мес. лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытии срока наказания; 4) ДД.ММ.ГГГГ осужден Замоскворецким райсудом г. Москвы по п. «б», ч. 2 ст. 132 УК РФ к 6 г. 6 мес. лишения свободы.». При этом в отношении ФИО1 уголовные дела не возбуждались, меры пресечения не избирались, обвинения не предъявлялись. Личные персональные данные, такие как фамилия или имя административный истец не менял. Отражение указанной информации в справке стало возможным вследствие представления в ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве, ИЦ ГУ МВД России по Московской области или ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве недостоверных сведений сотрудниками правоохранительных органов, в производстве которых находились уголовные дела, либо сотрудниками судов, выносивших приговоры. В начале 2007 года административный истец познакомился с ФИО4, общение прекратилось и не поддерживалось после ноября 2007 года. В 2009 году административного истца пригласили в следственный отдел для установление своей личности, путем сдачи дактилоскопии, по причине того, что ФИО4 при задержании представился данными ФИО1. При этом после установлении личности ошибка в базе данных МВД осталась. Недостоверные сведения в отношении ФИО1 наносят вред его репутации и огранивают его права.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ГУ МВД России по городу Москве просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ГУ МВД России по Московской области также просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1,2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3,4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом, по запросу административного истца, ГУ МВД России по Московской области была выдана справка М от ДД.ММ.ГГГГ-Е, согласно которой «ФИО1 (ЮСУПОВ ЗАВУРДАТ), ДД.ММ.ГГГГ г.р., <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ, урож. <адрес>)» был осужден на территории Российской Федерации, а именно: 1) «ДД.ММ.ГГГГ осужден Лефортовским райсудом г. Москвы по п. «в». ч.2 ст. 158 УК РФ к 1 г. 6 мес. лишения свободы. Сведений об освобождении не имеется; 2) ДД.ММ.ГГГГ осужден Таганским райсудом г. Москвы по п. «а», ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден условно-досрочно по постановлению Сафоновского горсуда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ; 3) ДД.ММ.ГГГГ осужден Никулинским райсудом г. Москвы по ч. 1 ст. 132 УК РФ к 4 годам лишения свободы. На основании с. 70 УК РФ присоединен неотбытый срок по приговору Таганского райсуда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ Всего к отбытию 4 г. 6 мес. лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытии срока наказания; 4) ДД.ММ.ГГГГ осужден Замоскворецким райсудом г. Москвы по п. «б», ч. 2 ст. 132 УК РФ к 6 г. 6 мес. лишения свободы».

Аналогичные по содержанию справки были ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были выданы ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области соответственно.

При этом, ФИО1 в обоснование заявленных требований ссылается на то, что в его отношении уголовные дела не возбуждались, меры пресечения не избирались, обвинения не предъявлялись. Отражение указанной информации в справке стало возможным вследствие представления в ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве, ИЦ ГУ МВД России по Московской области или ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве недостоверных сведений сотрудниками правоохранительных органов, в производстве которых находились уголовные дела, либо сотрудниками судов, выносивших приговоры. Недостоверные сведения в отношении ФИО1 наносят вред его репутации и огранивают его права.

Также административный истец ссылается на то, что в начале 2007 года административный истец познакомился с ФИО4, общение прекратилось и не поддерживалось после ноября 2007 года. В 2009 году административного истца пригласили в следственный отдел для установление своей личности, путем сдачи дактилоскопии, по причине того, что ФИО4 при задержании представился данными ФИО1. После установлении личности ошибка в базе данных МВД осталась.

Между тем, судом не установлено фактов нарушения административными ответчиками требований закона и прав административного истца при выдаче указанной справки.

В соответствии с п. 4 ч. 3, ч. 8 ст. 17 Федерального закона "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит, в том числе информация о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в связи с примирением сторон. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

В статье 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N З-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, осужденных за совершение преступления в банки данных о гражданах.

Формирование и ведение банков данных о гражданах осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, обрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений; для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества; а также в целях обработки персональных данных, определенным трудовым и иным законодательством, направленным на недопущение предоставления неполных сведений о судимости либо об уголовном преследовании при трудоустройстве Министерством внутренних дел Российской Федерации с соблюдением порядка издания и вступления в силу были изданы нормативные правовые акты.

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной, услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденный приказом МВД России от 27 сентября 2019 г. N 660. Зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2020 г., регистрационный N 57322.

Порядок формирования и ведения банков данных о гражданах регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами. В настоящее время указанный порядок осуществляется в соответствии с требованиями приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - межведомственный приказ) от 12.02.2014 N 89 дсп/19 дсп/7 3 дсп/1 адсп/113 дсп/10 8 дсп/7 5 дсп/93дсп/19 дсп/3 2 4 дсп/4 3 3 дсп/6 3 дсп /14/9 5 дсп "Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - межведомственный приказ). Межведомственный приказ согласован с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2014, регистрационный N 31681.

В соответствии с требованиями нормативных правовых актов в ФКУ "ГИАЦ МВД России" на федеральный учет ставится информация об осужденных отбывающих (отбывавших) наказание в виде лишения свободы. Информация о лицах, привлеченных в качестве обвиняемых, лицах, условно осужденных, также о лицах, осужденных к иным видам наказания подлежит региональному учету.

В соответствии с требованиями пунктов 72, 73 Административного регламента, должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления, осуществляет проверку по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ по паспортные данные, месту жительства (месту пребывания) заявителя на адрес, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. После проведения проверок и получения сведений в отношении заявителей из оперативно-справочных учетов ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости.

Согласно Положению о Зональном информационном центре Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве, утвержденного приказом ГУ МВД России по г. Москве от ДД.ММ.ГГГГ:

Основными функциями Центра являются:

Формирование и ведение в установленном порядке банков данных оперативно- справочной, оперативной, разыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической, архивной и иной информации о лицах, предметах и фактах (п.п.6.1 Положения). Предоставление государственных услуг (п.6) по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (п.п.6.3.1 Положения)

Осуществление контроля за своевременностью направления органами внутренних дел в Центр учетных документов, предназначенных для формирования банков данных, ведение которых отнесено к компетенции Центра, а также за полнотой сведений в них содержащихся (п.п. 6.23 Положения)

Осуществление своевременного и полного рассмотрения обращений граждан и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Центра, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, (п.п.6.28 Положения).

В данном случае, административными ответчиками были выданы справки о судимостях гражданина, на основании имевшихся сведений, ранее внесенных в соответствующий банк данных о гражданах. Оснований отказать в предоставлении, либо не указывать данные сведения в выдаваемой справке у административных ответчиков, по существу выполнивших только техническую функцию сообщения информации, содержащейся в банке данных, не имелось.

В этой связи, суд соглашается с доводами представителя ГУ МВД России по городу Москве о том, что информационный центр российским законодательством не наделен полномочиями устанавливать причастность либо непричастность лиц, в том числе ФИО1 P.O., к совершенному преступлению и, соответственно, на свое усмотрение безосновательно вносить, либо проводить коррекции в базе данных.

Таким образом, наличие в информационных базах данных, предусмотренных законом, само по себе не может рассматриваться как ущемление прав административного истца, поскольку хранение на пофамильном учете в банках данных ГИАЦ МВД России и ИЦ информации о лицах, подвергшихся уголовному преследованию, основано на действующем законодательстве.

Как следует из письменного ответа на запрос Врио начальника Зонального информационного центра ГУ МВД России по г. Москве полковник внутренней службы, сведения о судимости вносятся в оперативно-справочные учеты на основании учетных документов, поступающих из следственных изоляторов города Москвы и Московской области и учетно-регистрационных групп в соответствии с требованиями нормативных актов, регламентирующих деятельность информационных центров, а также на основании приговоров судов (приложение к «Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно- справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ). При этом, согласно дактилоскопическим учетам отпечатки пальцев рук ФИО4 осужденного ДД.ММ.ГГГГ Таганским районным судом г. Москвы, совпадают с отпечатками пальцев рук ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужденного ДД.ММ.ГГГГ Лефортовским районным судом г. Москвы, ДД.ММ.ГГГГ Никулинским районным судом г. Москвы и ДД.ММ.ГГГГ Замоскворецким районным судом г. Москвы, в связи с чем, ФИО4 выдана справка о наличии (отсутствии) судимости, содержащая сведения о вышеперечисленных судимостях. Привлеченные к уголовной ответственности лица дактилоскопированы на этапе предварительного расследования.

В этой связи, отсутствие процессуальных документов, подтверждающих факт уголовного преследования ФИО4 на основании которых внесена соответствующая запись в информационную базу, не может с точностью свидетельствовать о том, что МВД России необоснованно осуществляет обработку сведений о том, что в отношении ФИО4. произведены записи о фактах привлечения его к уголовной ответственности, а следовательно, и что данные записи должны быть исключены.

Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, сами по себе не могут свидетельствовать о недостоверности внесения оспариваемых данных в информационный банк.

При этом, судом установлено, что ФИО4. в ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о проведении коррекции в базе данных или по вопросу несогласия с информацией, содержащейся в базе данных, не обращался.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180-186 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

ФИО1 в удовлетворении административного иска к ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по городу Москве о признании представления сведений незаконным, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Королёвский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 23.08.2023 г.