ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12581/19 от 12.02.2020 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-3279/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2020 года г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Берулько Е.Г.,

при секретаре Алексеевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ООО «АССА» к администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа органа местного самоуправления, возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ООО «АССА» обратилось в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа органа местного самоуправления, возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка.

В обоснование заявленных требований ООО «АССА» указало, что 15.06.2015 года Обществом с администрацией МО г.Краснодар был заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером для строительства гаражей. Согласно сведениям ИСОГД и градостроительному плану спорный земельный участок расположен в соответствии с зонированием по Правилам землепользования и застройки МО г.Краснодар в зоне индивидуального жилищного строительства, а в соответствии с зонированием генерального плана города Краснодар – в зоне транспортной инфраструктуры. В соответствии с градостроительным планом земельного участка, выданном Департаментом архитектуры и градостроительства МО г.Краснодар, на земельном участке невозможно строительство капитальных сооружений. Таким образом, администрация МО г.Краснодар предоставила земельный участок, который невозможно использовать по назначению. ООО «АССА» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства и в департамент муниципальной собственности и городских земель МО город Краснодар с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного строительства «строительство гаражного комплекса» на «организация придорожного сервиса», в связи с существующими противоречиями между зонированием участка по генеральному плану города и правилами землепользования и застройки, что делает невозможным строительство капитального строения и выполнения условий договора аренды. Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, как и Департаментом муниципальной собственности и городских земель МО город Краснодар, было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Истец считает, что административный ответчик обязан привести в соответствие планировочную документацию, устранить противоречия между зонированием земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки и зонированием земельного участка в соответствии с генпланом муниципального образования г.Краснодар, внести изменения в правила землепользования и застройки в отношении изменения на зону транспортной инфраструктуры, изменить вид разрешенного использования со строительства гаражного комплекса на организацию придорожного сервиса.

Согласно административному иску ООО «АССА» просило суд:

- признать незаконным отказ административного ответчика в изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 14060 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

- обязать административного ответчика устранить противоречия между зонированием земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки и зонированием земельного участка в соответствии с генпланом муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 14060 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

- обязать административного ответчика изменить вид разрешенного использования земельного участка со «строительство гаражного комплекса» на вид «организация придорожного сервиса»;

- обязать административного ответчика внести изменения в договор аренды земельного участка , сроком 10 лет, в части вида разрешенного использования с «для строительства гаражей» на «организация придорожного сервиса».

Определением Первомайского районного суда г.Краснодара от 20.01.2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён Департамент муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар.

В судебном заседании представители административного истца ООО «АССА» – ФИО1 и ФИО2 уточнили исковые требования, просили оставить без рассмотрения требование о внесении изменений в договор аренды, настаивали на удовлетворении остальных требований.

В судебном заседании представитель административных ответчиков администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар – ФИО3, действующий по доверенностям, исковые требования не признал.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 15.06.2015 года между ООО «АССА» и администрацией МО г.Краснодар был заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 14060 кв.м., расположенного в Карасунском внутригородском округе города Краснодара по улице <адрес> (л.д.14-21).

Пунктом 1.3 Договора определено, что указанный участок предоставляется для строительства комплекса гаражей

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером относится к категории – земли населенных пунктов, предназначен для строительства комплекса гаражей (л.д. 18)

Согласно сведениям ИСОГД и градостроительному плану спорный земельный участок расположен в соответствии с зонированием по Правилам землепользования и застройки МО г.Краснодар в зоне индивидуального жилищного строительства, а в соответствии с зонированием генерального плана города Краснодар – в зоне транспортной инфраструктуры (л.д.10-13, 22-33).

08.10.2019 года ООО «АССА» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства МО город Краснодар и в департамент муниципальной собственности и городских земель МО город Краснодар с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного строительства «строительство гаражного комплекса» на «организация придорожного сервиса» (л.д. 41-42).

15.10.2019 года Департамент муниципальной собственности и городских земель МО город Краснодар отказал генеральному директору ООО «АССА» в изменении вида разрешенного использования земельного участка, указав, что заявленное требование противоречит условиям заключенного договора аренды (л.д. 37-40).

28.10.2019 года Департамент архитектуры и градостроительства МО город Краснодар отказал генеральному директору ООО «АССА» в изменении вида разрешенного использования земельного участка, указав, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар спорный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж.1.1.), где не предусмотрен вид разрешенного использования «объекты придорожного сервиса» (л.д. 37-40).

На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления от 28.10.2019 года поступило в Первомайский районный суд города Краснодара согласно отметке 26.11.2019 года, чем был соблюден трехмесячный срок на обращение в суд, установленный статьей 219 КАС РФ.

На основании пункта 3 статьи 44 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 года N 11 п.6, Администрация муниципального образования город Краснодар в области использования земли осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Распоряжением администрации МО г.Краснодар -р от 22.05.2018 года право принимать решения об изменении основных видов разрешенного использования земельных участков предоставлено Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар.

Частью 6 статьи 7 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Красно, утвержденных решением городской Думы от 30.01.2007 г. N 19 п., изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, а также отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, а до их утверждения - требований СП и иных обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Порядок действий по реализации права на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства на другой вид такого использования, а также на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливается Градостроительным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.

Частью 1 статьи 615 Гражданского кодекса РФ установлено, то арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Суд считает, что выявленные противоречия между сведениями о разрешенном виде использования земельного участка, содержащимися в Правилах землепользования и застройки муниципального образования г.Краснодар и генеральном плане города Краснодар, делают невозможным использование земельного участка в соответствии с целями договора. При этом, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного суда РФ №3(2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 г., о соблюдении принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Так, в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 г. №25 п.15 и имеющего приоритет над Правилами землепользования и застройки муниципального образования г.Краснодар, спорный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры, в производственной зоне (зона объектов транспорта)

Таким образом, при наличии имеющихся противоречий в виде разрешенного использования земельного участка Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар, отказывая ООО «АССА» в изменении вида разрешенного использования, создаёт Обществу препятствия в пользовании участком согласно условиям договора аренды, т.е. злоупотребляет правом, что согласно статье 10 Гражданского кодекса РФ недопустимо.

При этом, согласно определению, данному в статье 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011г. № 827, под объектами придорожного сервиса понимаются здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения).

Технический регламент Таможенного союза разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года, согласно статье 5 которого он имеет приоритет над требования, установленные законодательствами Сторон.

Следовательно, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар должен устранить выявленные противоречия между зонированием земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки и зонированием земельного участка в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар.

В соответствии с ч. 2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар от 28.10.2019 года в изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 14060 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар устранить противоречия между зонированием земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки и зонированием земельного участка в соответствии с генпланом муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 14060 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар изменить вид разрешенного использования земельного участка со «строительство гаражного комплекса» на вид «организация придорожного сервиса».

Требование о возложении обязанности на Департамент муниципальной собственности и городских земель муниципального образования г.Краснодар внести изменения в договор аренды земельного участка в части вида разрешенного использования земельного участка – оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Берулько Е.Г.

Мотивированный текст решения изготовлен 20 февраля 2020 года