ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1258/18 от 18.10.2018 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №2а-1258/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Надым ЯНАО 18 октября 2018 г.

Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Стрельцова Е.С. при секретаре судебного заседания Айтбагиной Р.З., с участием помощника прокурора Васильева В.В., представителей ответчиков ФИО1, ФИО2, рассмотрев с использованием средств видеоконференцсвязи в открытом судебном заседании административное дело по иску Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации МО посёлок Ягельный о возложении обязанности по организации ликвидации свалки, принятии участия в организации ликвидации свалки,

у с т а н о в и л:

Прокурорской проверкой установлено, что в настоящее время, отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности МО поселок Ягельный Надымского района ЯНАО, размещаются на свалке, в границах земельного участка с кадастровым номером *№ обезличен*, расположенного на территории <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, насыпью.

Указанный земельный участок не имеет правообладателя, не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, не является объектом размещения отходов. Также земельный участок не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся насыпью на участке отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, участок не оборудован контейнерами, бункерами, либо иными емкостями, что исключает возможность его использования в качестве площадки накопления отходов.

Земельный участок в существующем состоянии не соответствует требованиям законодательства РФ, не является объектом размещения отходов, не может использоваться как место (площадка) накопления отходов, в связи с чем размещение, либо накопление отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности МО поселок Ягельный Надымского района ЯНАО, на этом земельном участке недопустимо.

В Ямало-Ненецком автономном округе организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов является государственной функцией Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов является вопросом местного значения, который решается органами местного самоуправления поселений.

Однако до настоящего времени Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрацией МО поселок Ягельный меры к ликвидации свалки отходов на земельном участке кадастровым номером *№ обезличен* не принимаются.

Прокурор просит обязать Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа организовать ликвидацию свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером *№ обезличен* в п. Ягельный Надымского района ЯНАО и приведение данного земельного участка в состояние пригодное к использованию по целевому назначению в срок до 01.10.2019 г.

Также просит обязать Администрацию МО поселок Ягельный принять участие в организации ликвидации свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером *№ обезличен* в п. Ягельный Надымского района ЯНАО и приведения данного земельного участка в состояние пригодное к использованию по целевому назначению в срок до 01.10.2019 г.

В судебном заседании помощник прокурора Васильев В.В. заявил ходатайство о рассмотрении настоящего дела в порядке административного судопроизводства, исковые требования поддержал полностью.

Представитель административного ответчика Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО ФИО1, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. На органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок. К полномочиям департамента в области в области обращения с отходами относится кроме прочих разработка, представление на утверждение Правительству автономного округа и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; утверждение формы маршрутного журнала о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов, участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории автономного округа; полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципальных образований в автономном округе департамент не наделен.

Таким образом, департамент является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу. К вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Ликвидация выявленных несанкционированных свалок бытового мусора по установленным в результате проверки координатам не относится к правоотношениям по обращению с отходами, так как ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов является организацией работ по благоустройству территории.

Законодательством установлен срок, к которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны выбрать организации, в обязанности которых будет входить обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и срок к которому оператор обязан приступить к исполнению своих обязательств.

В целях организации деятельности по обращению с отходами Департаментом разработана и утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016 - 2025 годов (приказ департамента от *дата**№ обезличен*); Правительством автономного округа утверждены:

условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 27.07.2017 № 750- П);

Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 20.07.2017 № 720-П);

нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе (постановление Правительства автономного округа от 20.07.2017 № 719-П);

содержание и порядок заключения соглашения с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства автономного округа от 16.12.2016 № 1166-П);

Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 20.12.2017 №1318-П).

Департаментом в установленном законом порядке и сроки проведен конкурс и заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 г. №4001-19/111. Постановлением Правительства автономного округа от 18.04.2018 №416-П статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами сроком на 6 лет присвоен победителю конкурсного отбора ООО «Инновационные технологии». Таким образом, все необходимые действия по реализации полномочий департаментом выполнены в полном объеме.

По мнению Надымского городского прокурора бездействие департамента заключается в неликвидации свалки. Между тем, как указывалось выше, такая обязанность у департамента отсутствует в силу закона как в настоящее время, так и после начала работы регионального оператора, т.е. после 01.01.2019 г.

Согласно Таблице 2 пункта 8.2. территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016 - 2025 годов, утвержденной приказом департамента от 02.08.2016 №101-од (далее - Территориальная схема), «Сведения о существующем движении отходов от мест накопления до объектов размещения отходов, в том числе ТКО, расположенных на территории другого населенного пункта, входящего в состав территории источника образования отходов», твердые коммунальные отходы из п. Ягельный должны размещаться на Полигоне твердых бытовых отходов (муниципальное образование поселок Пангоды).

Территориальная схема предусматривает строительство на территории поселка Ягельный площадки для временного сбора и накопления ТКО за счет частных инвестиций. Тот факт, что департамент является уполномоченным органом по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору транспортированию, обработке, утилизации обезвреживании и захоронению твердых коммунальных отходов не свидетельствует, что именно департамент обязан ликвидировать несанкционированную свалку.

Кроме того, прокурором не обоснован срок, к которому истец требует ликвидировать свалку. Установление такого незначительного срока на ликвидацию свалки делает решение суда заведомо неисполнимым. Просила в иске отказать.

Представитель административного ответчика Администрации МО поселок Ягельный, ФИО2, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами.

В соответствии с Территориальной схемой проведение рекультивационных и иных восстановительных работ и прекращение эксплуатации объектов размещения ТКО в муниципальных образованиях Надымского района запланировано после их обустройства объектами обращения с отходами, отвечающими экологическим требованиям, в период с 2019 по 2025 годы.

К полномочиям органов местного самоуправления поселения относится только участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. При ликвидации свалки фактически осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение отходов. Администрация МО поселок Ягельный полномочиями по организации обработки, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению отходов не наделена.

Действующее правовое регулирование не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов), без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Земельный участок, на котором расположена свалка, не является собственностью муниципального образования поселок Ягельный. Администрация МО поселок Ягельный не правомочна распоряжаться данным земельным участком. Следовательно, Администрация МО поселок Ягельный не правомочна ликвидировать указанную свалку и приводить земельный участок в состояние, пригодное для его целевого использования.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории автономного округа с 01.01.2019 г. сроком на 6 лет присвоен ООО «Инновационные технологии».

Учитывая порядок и сроки вступления в силу судебных актов, возможность их обжалования в суд апелляционной инстанции, а также климатические особенности региона (наступление ранней и холодной зимы, большой снежный покров), исполнение вступившего в силу решения по настоящему гражданскому делу будет невозможным до наступления летнего периода 2019 года.

В указанный период времени, во-первых, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа будет осуществлять свою деятельность региональный оператор ООО «Инновационные технологии», который будет непосредственно заниматься сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением твердых коммунальных отходов, во-вторых, вступят в силу изменения в законодательные акты в части полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами. С 01 января 2019 г. одним из вопросов местного значения городских и сельских поселений будет участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

С указанной даты к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, а также сельских поселений (если указанное полномочие сельского поселения будет предусмотрено законом субъекта РФ), в области обращения с твердыми коммунальными отходами будет относиться: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, начиная с 01 января 2019 г. Администрация поселка Ягельный будет неправомочна участвовать в организации сбора твердых коммунальных отходов.

Полномочие по сбору твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования поселок Ягельный будет осуществлять ООО «Инновационные технологии». Возложение на Администрацию поселка Ягельный обязанности по принятию участия в организации ликвидации свалки в период времени после 01.01.2019 будет противоречить законодательству и приведет к тому, что орган местного самоуправления выйдет за рамки своей компетенции.

Прокурор в своем исковом заявлении просит суд обязать Администрацию МО поселок Ягельный принять участие в организации ликвидации свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером *№ обезличен* в п. Ягельный Надымского района и приведении данного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению в срок до 01.10.2019. Данные требования неконкретны, поскольку неясно, в чем должно заключатся принятие участия в организации ликвидации свалки, какие конкретно действия необходимо произвести Администрации МО поселок Ягельный. Просила в иске отказать.

Третье лицо ООО «Инновационные технологии» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Поскольку требования прокурора вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, данное дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, предусмотрено главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 КАС РФ).Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ (далее – ФЗ №184) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утверждения порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 №503-ФЗ).

Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (далее- Федеральный закон №131-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Указанные положения закона необходимо применять, основываясь на позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 28.03.2017 года № 720-О, согласно которой при разрешении судами дел, касающихся определения полномочий и объема обязательств муниципальных образования в области обращения с отходами, помимо общих положений Федерального закона №131-ФЗ, необходимо учитывать соответствующие нормы специального отраслевого законодательства, регулирующего данные вопросы.

В силу положений ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона №89-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Согласно ст. 24.6 Федерального закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 05.09.2016 №881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» обязанности по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, с указанием источника финансирования (при необходимости), а также обязанности по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости) возложены на регионального оператора.

Таким образом, организация деятельности по обращению с отходами осуществляется субъектами РФ путем принятия необходимых правовых актов, в том числе утверждения территориальной схемы обращения в области обращения с отходами, выбора регионального оператора в данной области и заключения с ним соглашения, в регулировании деятельности регионального оператора.

Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 02.08.2016 г. №101-од утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории ЯНАО в период 2016-2025 годов.

Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 02.10.2018 г. №120-од в Территориальную схему внесены изменения. Указанные изменения размещены на официальном интернет-сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Обращение с отходами».

Необходимость внесения изменений обусловлена тем, что при формировании Территориальной схемы органы местного самоуправления не предоставили в департамент информацию о существовании свалок, на которых фактически осуществляется размещение отходов.

В новой редакции Территориальной схемы учтено наличие свалок, в том числе и свалки, расположенной в поселке Ягельный Надымского района ЯНАО. Согласно пункту 19 таблицы 3 пункта 6.3 раздела VI Территориальной схемы свалка, ликвидации которой требует осуществить прокурор, отнесена к объектам по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, расположенных на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований (источников образования отходов).

Согласно пункту 11 таблицы 10 пункта 6.10 раздела VI Территориальной схемы техническая и биологическая рекультивация земельного участка будет осуществлена после ввода в эксплуатацию места размещения отходов.

Согласно пункту 15 таблицы пункта 6.4 раздела VI Территориальной схемы строительство площадки для сбора и накопления ТКО запланировано на 2019-2025 годы за счет частных инвестиций.

В силу ч. 1 ст. 24.13 Федерального закона №89-ФЗ строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

Таким образом, доказательства бездействия Департамента отсутствуют, поскольку ликвидация свалки предусмотрена территориальной схемой только после строительства площадки накопления твердых коммунальных отходов в период с 2019 по 2025 годы. Кроме того, ликвидация несанкционированных свалок не относится к полномочиям Департамента. В качестве регионального оператора в данной области выбрано ООО «Инновационные технологии». Ответчиком мероприятия по организации ликвидации свалки день рассмотрения административного иска, выполняются. Доказательств обратного прокурором не представлено.

Требование прокурора о возложении на Администрацию МО поселок Ягельный обязанности принять участие в организации ликвидации свалки в п. Ягельный также не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В силу ч. 1 ст. 2 Закона ЯНАО от 27.10.2014 № 76-ЗАО «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе» дополнительно к вопросам местного значения сельского поселения, установленным Федеральным законом, за сельскими поселениями в Ямало-Ненецком автономном округе закрепляются вопросы местного значения, в том числе, предусмотренные п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ.

Пункт 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к числу вопросов местного значения относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления сельского поселения в области обращения с отходами также закреплены в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Исходя их требований п.п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ, с учетом положений ч. 1 ст. 2 Закона ЯНАО от 27.10.2014 г. №76-ЗАО «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе», к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Исходя их требований п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, с учетом положений ч. 1 ст. 2 Закона ЯНАО от 27.10.2014 №76-ЗАО «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе», к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 9 Устава МО поселок Ягельный к вопросам местного значения муниципального образования поселок Ягельный относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, в настоящий момент органы местного самоуправления муниципального образования поселок Ягельный обладают полномочиями по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Как указано выше, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами.

В соответствии с Территориальной схемой проведение рекультивационных и иных восстановительных работ и прекращение эксплуатации объектов размещения ТКО в муниципальных образованиях Надымского района запланировано после их обустройства объектами обращения с отходами, отвечающими экологическим требованиям, в период с 2019 по 2025 годы.

К полномочиям органов местного самоуправления поселения относится только участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. При ликвидации свалки фактически осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение отходов. Администрация МО поселок Ягельный полномочиями по организации обработки, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению отходов не наделена.

Действующее правовое регулирование не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов), без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Земельный участок, на котором расположена свалка, не является собственностью муниципального образования поселок Ягельный. Администрация поселка Ягельный не правомочна распоряжаться данным земельным участком.

Следовательно, Администрация МО поселок Ягельный не правомочна ликвидировать указанную свалку и приводить земельный участок в состояние, пригодное для его целевого использования.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории автономного округа с 01.01.2019 г. сроком на 6 лет присвоен ООО «Инновационные технологии».

Полномочие по сбору твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования поселок Ягельный будет осуществлять ООО «Инновационные технологии». Возложение на Администрацию МО поселок Ягельный обязанности по принятию участия в организации ликвидации свалки в период времени после 01.01.2019 г. будет противоречить законодательству и приведет к тому, что орган местного самоуправления выйдет за рамки своей компетенции.

Также следует отметить, что прокурор в своем исковом заявлении просит суд обязать Администрацию МО поселок Ягельный принять участие в организации ликвидации свалки отходов на земельном участке в п. Ягельный Надымского района и приведении данного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению в срок до 01.10.2019 г.

В чем должно заключаться принятие участия в организации ликвидации свалки, какие конкретно действия необходимо произвести Администрации МО поселок Ягельный в исковом заявлении не указано, что будет препятствовать исполнению решения суда.

Таким образом, заявленные прокурором исковые требования не основаны на положениях действующего законодательства, доводы, изложенные в административном иске, не нашли своего подтверждения, кроме того, прокурор предлагает возложить на административных ответчиков обязанности, которые ими уже выполняются, следовательно, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, Администрации МО посёлок Ягельный о возложении обязанности по организации ликвидации свалки, принятии участия в организации ликвидации свалки оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Надымский городской суд.

Дата изготовления решения в мотивированной форме – 23 октября 2018 г.

Председательствующий: (подпись)

Копия верна: Судья: Е.С. Стрельцов

Секретарь суда_______

Решение не вступило в законную силу: 23 октября 2018 г.

Подлинник решения хранится в деле №2а-1258/2018

в Надымском городском суде ЯНАО