ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1259/20 от 26.10.2020 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-1259/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Елизово Камчатского края

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Бондаренко С.С.,

при секретаре Максимовой А.В.,

с участием представителей административного истца Егориковой К.И., Банковой А.А., адвоката Жарова Е.В.,

представителя административного ответчика, Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, Тимофеева С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Тревожное Зарево» к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы в сфере природопользования, исполняющему обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы в сфере природопользования Шабалину И.П., заместителю руководителя Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы в сфере природопользования Лесину А.М., Федеральной службе по надзору в сфере природопользования о признании незаконными приказов,

установил:

Административный истец, Акционерное общество «Тревожное Зарево» (далее – АО «Тревожное Зарево», Общество), обратился с настоящим административным исковым заявлением к административным ответчикам, Дальневосточному межрегиональному управлению Росприроднадзора (далее – Управление), исполняющему обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора Шабалину И.П., заместителю руководителя Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора Лесину А.М., в котором просил суд признать незаконными приказы:

1. Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора от 26.08.2020 № 1070,

2. Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 26.08.2020 № 1072,

3. Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора от 04.09.2020 № 494-КНД.

В обоснование административного иска указал, что АО «Тревожное Зарево» эксплуатирует Асачинское месторождение, которое является объектом хозяйственной деятельности, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, с определенной приказом Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю от 22.08.2017 № 360-пр I категорией объекта НВОС. В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации № 438 от 03.04.2020 при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1.2 данного постановления, проводятся только плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.13 постановления. Асачинское месторождение отнесено к категории значительного риска, в связи с чем приказом Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора от 20.08.2020 № 1019 АО «Тревожное Зарево» исключено из плана проведения проверок в 2020 году, однако 26.08.2020 приказом Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора Асачинскому месторождению определена категория высокого риска, приказом Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора от 26.08.2020 № 1072 отменен приказ от 20.08.2020 № 1019, плановая выездная проверка Асачинского месторождения, эксплуатируемого АО «Тревожное Зарево», назначена на сентябрь 2020 года. Полагает приказы от 26 августа 2020 года № 1070 и № 1072 незаконными, так как основанием к отмене приказа № 822 от 10.06.2020 в приказе № 1070 от 26.08.2020 содержится ссылка на подпункт «а» пункта 3 Критериев отнесения объектов НВОС к категориям риска, однако оснований, предусмотренных данным пунктом, влекущих повышение категории риска указанного объекта до высокой категории на момент вынесения приказа не было. Действующее законодательство не наделяет правом административного ответчика произвольно пересматривать установленную объекту НВОС категорию риска. Отмена приказа № 1070 от 26.08.2020 в связи с повышением категории риска объекта до высокой повлекла отмену приказа № 1019 от 20.08.2020 об исключении Общества из плана проверок на 2020 год. Принятие оспариваемых приказов поставило Общество перед фактом плановой проверки без возможности подготовиться к её проведению. Ссылаясь на изложенное, административный истец обратился с указанными выше требованиями.

Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 10.09.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор).

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Жаров Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме, полагал их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поддержал позицию, изложенную в письменных дополнениях к иску и возражениях на отзыв ответчика, согласно которым ответчиком не представлены доказательства включения АО «Тревожное Зарево» в план проведения проверок в связи с отменой приказа о понижении категории риска объекта негативного воздействия, выписка из сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации не содержит указания на основания проведения проверки в отношении Общества. Повторное включение Общества в план проверок является нарушением Федерального закона № 294-ФЗ. Кроме того, для резидентов территорий опережающего развития предусмотрены особенности осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планы проведения проверок подлежат согласованию с уполномоченным федеральным органом, представитель которого вправе присутствовать при проведении плановых проверок. АО «Тревожное Зарево» является резидентом территории опережающего развития, данных о согласовании с уполномоченным федеральным органом включения Общества в план проведения проверок после его исключения из плана административным ответчиком не представлено. 01 июня 2020 года в адрес Управления вместе с заявлением о понижении категории объекта негативного воздействия до значительной категории риска направлены все подтверждающие документы об устранении всех нарушений согласно предписаний, актом проверки от 23 марта 2020 года Управление констатировало отсутствие у Общества неисполненных предписаний или иных нарушений. В связи с чем формальная причина не может являться причиной отмены приказа о понижении категории риска объекта негативного воздействия. Возможность проверки Асачинского месторождения под предлогом отнесения деятельности АО «Тревожное Зарево» к деятельности высокой категории риска является обходом закона, незаконным вмешательством в административно-хозяйственную деятельность Общества. Поскольку приказ № 1072 о назначении проверки был издан сразу после приказа № 1070 об определении Асачинскому месторождению высокой категории риска, полагает, что основанием проведения плановой выездной проверки являлось именно изменение категории риска объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), так как категория риска деятельности Общества не изменялась. Указывая в обоснование отмены приказа о понижении Асачинскому месторождению категории риска, Управление ссылается на ошибку должностного лица, которое не учло, что не истек трехлетний срок с момента вступления постановления № 5-362/2017 в законную силу, однако Управлением не принято во внимание, что после данного постановления административным органом Обществу было выдано предписание об устранении нарушений закона, вынесенного в связи с совершением административного правонарушения в целях его устранения, которое Обществом исполнено, в связи с чем ссылка на вышеуказанное постановление является незаконной. Таким образом, Управлением нарушен порядок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации № 806, об отнесении объекта проверки к категории значительного риска. В настоящее время истёк трехлетний срок со дня привлечения Общества к административной ответственности. Исходя из постановления Правительства Российской Федерации № 806, Управлением должен был быть вынесен отказ Обществу в изменении категории риска, а не отменен собственный приказ об этом, соответственно принятое Управлением решение об изменении категории риска до настоящего времени является действующим. Приказ о проведении в отношении АО «Тревожное Зарево» плановой выездной проверки противоречит постановлению Правительства Российской Федерации № 438 и разъяснениям Минэкономразвития, предписывающим возможность проведения в 2020 году плановых проверок только с использованием средств дистанционного воздействия.

В судебном заседании представитель административного истца Егорикова К.И. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и письменных пояснениях адвоката Жарова Е.В. По мнению представителя, основания для отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска, установленные постановлением Правительства Российской Федерации № 426, не могут трактоваться системно при принятии решения о понижении категории риска, то есть при наличии возможности понизить категорию риска по одному из критериев, не может учитываться другое основание, препятствующее этому. Управление незаконно отменило приказ № 822 от 10.06.2020 о понижении категории риска, так как вместо отмены собственного приказа должно было вынести решение об отказе АО «Тревожное Зарево» в удовлетворении заявления о понижении категории риска. Полагает, что согласование прокуратурой проведения в отношении Общества плановой проверки и издание приказа о её проведении в один день недопустимо. На момент издания оспариваемого приказа № 1070 задолженность Общества по внесению платы за негативное воздействие была погашена. Управление незаконно назначило плановую проверку в отношении Общества выездным способом.

Представитель административного истца Банкова А.А. административный иск поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика, Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, Тимофеев С.Н., полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, так как Управлением не допущено нарушений при отмене приказа № 1070 и последующем включении АО «Тревожное Зарево» в план проведения проверок на 2020 год, данные действия были согласованы с прокуратурой. Включение АО «Тревожное Зарево» как резидента ТОР в план проведения проверок на 2020 год было согласовано с уполномоченным федеральным органом власти. Принимая решение об удовлетворении заявления АО «Тревожное Зарево» об изменении категории риска с высокой до значительной, должностное лицо Управления не имела права этого делать, так как к моменту принятия решения не истек трехлетний срок со дня привлечения Общества к административной ответственности, что послужило к проведению в отношении должностного лица служебной проверки и отмене приказа № 822.

Административный ответчик, Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, представил письменный отзыв на административный иск, в котором исковые требования не признал, так как проведение плановой выездной проверки в отношении АО «Тревожное Зарево» обоснованно и согласуется с требованиями постановления Правительства № 438, план согласован с прокуратурой, сводный план проверок субъектов предпринимательства Межрегионального управления на 2020 год размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 01 июня 2020 года Общество обратилось в Управление с письменным заявлением об изменении категории присвоенной ранее категории риска объекта НВОС. На момент поступления заявления все предписания, выданные АО «Тревожное Зарево», об устранении нарушений закона, Обществом были исполнены. Приказом от 10.06.2020 № 822 объекту НВОС изменена категория риска с высокого на значительный, приказом от 20.08.2020 Общество было исключено их плана проведения проверок. В этот же день в Управление поступило поручение Росприроднадзора о проведении служебной проверки и отмене ранее изданных приказов об изменении категории риска объекту НВОС. В ходе проведения проверки было установлено, что должностным лицом Управления не было учтено, что постановлением Елизовского районного суда Камчатского края от 28 июля 2017 года, вступившим в законную силу 13 сентября 2017 года, АО «Тревожное Зарево» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, следовательно, вопрос о понижении категории риска мог быть рассмотрен не ранее 13 сентября 2020 года. В связи с изложенным, Управление на законных основаниях отменило приказ № 822, изменив объекту НВОС категорию риска со значительного на высокий.

Административный ответчик, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на административный иск, согласно которым в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утвержденных ежегодных планов. На сентябрь 2020 года запланирована плановая проверка Асачинского месторождения, эксплуатируемого АО «Тревожное Зарево», план согласован с прокуратурой, сводный план проверок субъектов предпринимательства Межрегионального управления на 2020 год размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. АО «Тревожное Зарево» эксплуатирует Асачинское месторождения, являющееся объектом хозяйственной деятельности, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. 20.01.2017 данному объекту присвоена категория объекта негативного воздействия на окружающую среду – I. Хозяйственная деятельность Общества относится к категории высокого риска на основании приказа Управления Росприроднадзора от 22.08.2017 № 360-пр. Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации № 438 в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц, в том числе проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к I классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов. Следовательно, нарушений норм действующего законодательства при издании приказа о проведении проверки Управлением не допущено. Действия постановления № 438 не распространяются на объект негативного воздействия на окружающую среду – Асачинское месторождение, эксплуатируемый АО «Тревожное Зарево», так как хозяйственная деятельность Общества относится к категории высокого риска. Действия Управления по изменению категории риска объекту НВОС, Асачинскому месторождению, которое эксплуатируется АО «Тревожное Зарево», с категории значительного риска на категорию высокого риска являются законным, поскольку постановлением Елизовского районного суда Камчатского края от 28 июля 2017 года, вступившим в законную силу 13 сентября 2017 года, АО «Тревожное Зарево» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, следовательно, вопрос о понижении категории риска мог быть рассмотрен не ранее 13 сентября 2020 года. Из-за допущенной должностным лицом Управления ошибки по изменению категории риска Асачинскому месторождению с высокого на значительный, Управление на законных основаниях отменило приказ об этом, определив объекту НВОС категорию высокого риска. Приказ о проведении в отношении АО «Тревожное Зарево» проверки не порождает негативных последствий для юридического лица, так как является распорядительным документом руководителя органа государственного надзора. Поскольку оспариваемые приказы не могут привести к наступлению каких-либо неблагоприятных последствий, а их отмена не может повлечь за собой восстановление нарушенных прав Общества, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Административные ответчики, исполняющий обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы в сфере природопользования Шабалин И.П., заместитель руководителя Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы в сфере природопользования Лесин А.М., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, мнения по административному иску не представили.

Суд признаёт необязательным личное участие неявившихся на рассмотрение дела административных ответчиков и их представителей, поскольку они заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения административного дела, административными ответчиками представлены мотивированные возражения по существу административного иска.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее - КАС РФ) настоящее административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно подпункту 5.1.1 пункта 5 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 10.06.2019 № 276 Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора создано в связи с реорганизацией территориальных управлений в Дальневосточном федеральном округе.

Согласно пункту 1 приказа Росприроднадзора от 27.08.2019 № 500 "Об утверждении Положения о Дальневосточном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование - Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Камчатского края, Приморского края, Сахалинской области, а также на территории иных субъектов Российской Федерации в части, указанной в пункте 3 настоящего Положения.

В силу пункта 7 Положения Управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе государственный земельный надзор, государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

Акционерное общество «Тревожное Зарево» является действующим юридическим лицом, состоит на учете в налоговом органе, 25 октября 2019 года реорганизовано из ЗАО «Тревожное Зарево», является его правопреемником, к видам его деятельности относится, в том числе добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).

20 января 2017 года Обществу выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – Асачинское месторождение, тип объекта – площадной, I категория негативного воздействия на окружающую среду.

Приказом Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю от 22.08.2017 № 360-пр, хозяйственная деятельность, осуществляемая АО «Тревожное Зарево», отнесена к категории высокого риска.

АО «Тревожное Зарево» с 31.10.2019 является резидентом территории опережающего социально-экономического развития.

Согласно сводному плану проверок субъектов предпринимательства в сфере природопользования по Камчатскому краю, на сентябрь 2020 года запланировано проведение плановой выездной проверки в отношении ЗАО «Тревожное Зарево» по проверке соблюдения хозяйствующим субъектом лицензионных требований, федеральный государственный экологический надзор, соблюдение хозяйствующим субъектом требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

01 июня 2020 года АО «Тревожное Зарево» обратилось в Управление с письменным заявлением об изменении присвоенной ранее категории риска объекту НВОС – Асачинскому месторождению с категории высокого риска на категорию значительного риска на основании п. 3 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426.

Приказом Управления от 10.06.2020 № 822 объекту НВОС – Асачинскому месторождению, на котором осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность АО «Тревожное Зарево», присвоена категория значительного риска.

23 июля 2020 года АО «Тревожное Зарево» обратилось в Управление с заявлением об исключении проверки в отношении Общества из ежегодного плана проведения плановых проверок на 2020 год в связи с изменением категории риска объекту НВОС – Асачинскому месторождению.

20 августа 2020 года приказом и.о. руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Шабалина И.П. № 1019 внесены изменения в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточного управления Росприроднадзора на 2020 год, утвержденный приказом от 30.10.2019 № 544, исключен пункт 203 – плановая выездная проверка в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду АО «Тревожное Зарево», Асачинское месторождение в связи с принятием органом решения об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году.

В этот же день, 20 августа 2020 года, Управление направило в прокуратуру Камчатского края приказ № 1019 от 20.08.2020, в ответ на которое 26 августа 2020 года прокуратура Камчатского края сообщила в Управление об исключении АО «Тревожное Зарево» их плана проведения плановых проверок на 2020 год, в ФГИС «Единый центр проверок» внесены корректировки.

20 августа 2020 года Росприроднадзор сообщил об отсутствии у Управления оснований для изменения Асачинскому месторождению категории риска с высокого на значительный.

26 августа 2020 года приказом заместителя руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 1070, на основании служебной записки должностного лица Управления и пп. «а» п. 3 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426, отменен приказ Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 10.06.2020 № 822 о понижении категории риска объекту НВОС Асачинское месторождение. Данному объекту, расположенному по адресу, Камчатский край, Елизовский район, месторождение «Асачинское», на котором осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность АО «Тревожное Зарево», определена категория высокого риска.

В этот же день, 26 августа 2020 года, и.о. руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Шабалина И.П. № 1072 отменен приказ от 20.08.2020 № 1019, который направлен в прокуратуру Камчатского края 27 августа 2020 года, Общество снова включено в план проведения плановых проверок на 2020 год.

04 сентября 2020 года приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 494-КНД в отношении АО «Тревожное Зарево» назначена плановая выездная проверка по месту фактического осуществления деятельности: Камчатский край, Елизовский район, месторождение «Асачинское», первая категория негативного воздействия на окружающую среду. В этот же день в адрес АО «Тревожное Зарево» направлено уведомление о проведении плановой выездной проверки в период с 10 по 30 сентября 2020 года. Проверка согласована с органами прокуратуры.

В соответствии с положениями статьи 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход, который представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.

Частью 6 статьи 8.1 данного Федерального закона предусмотрено, что правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

Согласно пункту 17 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).

В силу пункта 20 данных Правил, орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений: а) удовлетворение заявления и изменение категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора); б) отказ в удовлетворении заявления.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» (далее – Критерии), объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих критериев к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3 - 7.6, 8.2, частями 1 и 2 статьи 8.4, статьями 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11 - 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, а также частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа.

Пунктом 3 указанных Критериев также установлено, что объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки.

Проанализировав обстоятельства, при которых Управлением 10 июня 2020 года АО «Тревожное зарево» была изменена категория риска объекту НВОС – Асачинскому месторождению с высокого риска на категорию значительного риска в совокупности с данными, подтверждающими, что на момент принятия Управлением решения об определении Асачинскому месторождению категории значительного риска не истек трехлетний срок со дня вступления в законную силу постановления о привлечении Общества к административной ответственности, суд приходит к выводу о том, что Управлением на законных основаниях был отменен приказ № 822 и возвращена объекту НВОС – Асачинскому месторождению, категория высокого риска.

Ссылки административного истца на установленные по результатам проверок факты исполнения Обществом всех выданных предписаний об устранении нарушений закона на момент принятия должностным лицом Управления решения об определении объекту НВОС категории значительного риска, суд отклоняет как основанные на неверном толковании норм права, так как в силу прямого указания в подпункте «а» пункта 3 Критериев, в случае назначения лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного, в том числе ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, объекты государственного надзора подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска.

Таким образом, вне зависимости от устранения Обществом в установленный срок выявленных нарушений обязательных требований, подтвержденных результатами проверки, в том числе и предписания об устранении нарушений, за которые Общество было привлечено к административной ответственности, категория риска не может быть снижена, если не истек трехлетний срок со дня привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, перечисленных в вышеуказанном пункте Критериев.

Ссылки административного истца на то, что вместо отказа в изменении категории риска объекту НВОС Управление отменило ранее изданный приказ об изменении категории риска, не свидетельствуют о допущенных со стороны административного ответчика нарушениях, поскольку как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления АО «Тревожное Зарево» Управлением принято решение об удовлетворении заявления и снижении категории риска объекту НВОС, о чем 10.06.2020 издан приказ № 822. Ошибка, повлекшая принятие должностным лицом Управления данного решения, была выявлена в ходе служебной проверки на основании указаний от вышестоящего органа – Роспотребнадзора, в связи с чем оформленное в виде приказа решение об удовлетворении заявления Общества об изменении категории риска объекту НВОС было отменено приказом правомерно.

В соответствии с частями 2, 3, 6, 6.1, 7 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Частями 11 и 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Согласно пунктам 7, 8 постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесение изменений в ежегодный план допускается, в числе прочего в случае исключения проверки из ежегодного плана в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся только: а) внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления; б) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего постановления; в) плановые и внеплановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

В силу пункта 3 данного постановления, решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановых проверок, не указанных в пункте 2 настоящего постановления, принимаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления.

Изучив и проанализировав материалы и обстоятельства дела в совокупности с приведенными требованиями закона, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не допущено нарушений при принятии решения о проведении в отношении АО «Тревожное Зарево» плановой проверки, поскольку подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, в 2020 году разрешены плановые проверки, в том числе юридических лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска. Как изложено выше, как хозяйственная деятельность АО «Тревожное Зарево», так и эксплуатируемый Обществом объект НВОС – Асачинское месторождение, отнесены к категории высокого риска, к моменту принятия решения о назначении плановой проверки Общество было включено в план проведения плановых проверок на 2020 год, проведение проверки было согласовано с органами прокуратуры, следовательно, у должностного лица имелись все основания для назначения в отношении АО «Тревожное зарево» плановой проверки.

Суд отклоняет как необоснованный довод административного истца о недопустимости повторного включения Общества в план проведения плановых проверок. Изначально, Общество было включено в ежегодный план проведения плановых проверок на 2020 год, уполномоченный федеральный орган, в порядке ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», согласовал включение АО «Тревожное Зарево» в ежегодный план проверок. Органы прокуратуры согласовали включение Общества в план проверок как первоначально, так и после его исключения из плана. При таких обстоятельствах, повторное включение АО «Тревожное Зарево» в план проведения плановых проверок не привело к нарушению прав юридического лица. Цель проведения проверки и её основания, при которых АО «Тревожное Зарево» было включено в план проведения плановых проверок на 2020 год, не изменились при повторном включении Общества в план.

Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы административного истца о неправомерном назначении плановой проверки выездным способом.

Согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, включая особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 3.1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, в том числе в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок и иных мероприятий по контролю, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения проверок с органами прокуратуры, оснований завершения (отмены) проверок, приостановления проведения проверок, возможностей проведения мероприятий по контролю с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудиосвязи или видеосвязи, проверок при осуществлении лицензионного контроля, предусмотренного Федеральным законом №99-ФЗ.

В соответствии с пунктами 6, 7 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", проверки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления. Выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в следующих случаях: а) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящего постановления; б) возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте "в" пункта 1 настоящего постановления; в) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора) осуществляется при проведении проверок, указанных в подпункте "з" пункта 1 настоящего постановления.

Поскольку оснований, установленных вышеуказанным пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации № 438, для проведения в отношении АО «Тревожное Зарево» проверки выездным способом не имеется, плановая проверка указанным способом не могла быть назначена в 2020 году в отношении Общества, соответственно, приказ Управления от 04 сентября 2020 года № 494-КНД в данной части является незаконным, а требования административного истца – подлежащими удовлетворению в части признания незаконным способа назначенной к проведению плановой проверки.

В ходе судебного разбирательства настоящего административного дела установлено, что административный ответчик, Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы в сфере природопользования, при вынесении приказов № 1070, № 1072 и № 494-КНД, за исключением указания о выездном способе проведения плановой проверки, действовал в соответствии с вышеприведенными требованиями закона, права и законные интересы административного истца им не нарушены, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца в части признания незаконными приказов № 1070 от 26.08.2020, № 1072 от 26.08.2020 и № 494-КНД от 04.09.2020, за исключением указания в данном приказе о выездном способе проведения плановой проверки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Акционерного общества «Тревожное Зарево» к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы в сфере природопользования, исполняющему обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы в сфере природопользования Шабалину И.П., заместителю руководителя Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы в сфере природопользования Лесину А.М., Федеральной службе по надзору в сфере природопользования о признании незаконными приказов, - удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 04 сентября 2020 года № 494-КНД в части указания, что плановая проверка в отношении Акционерного общества «Тревожное Зарево» является выездной.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть 30 октября 2020 года.

Судья С.С. Бондаренко