ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1259/2021 от 03.06.2021 Красноглинского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара 03 июня 2021 года

Красноглинский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Мамышевой А.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1256/2021 по административному иску министерства имущественных отношений Самарской области к старшему судебному приставу-исполнителю ОСП Красноглинского района г. Самары ФИО1, Управлению ФССП России по Самарской области о признании незаконными бездействия и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Административный истец министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Красноглинский районный суд г. Самары с указанным административным иском, указав, что является взыскателем по возбужденному в ОСП Красноглинского района г. Самары исполнительному производству от <дата>-ИП в отношении должника <данные изъяты> на предмет исполнения - возложение обязанности освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> от всякого рода строений и сооружений. Административный истец полагает, что исполнительное производство ведется неэффективно, при отсутствии должного контроля со стороны старшего судебного пристава ОСП Красноглинского района г. Самары, исполнительный документ не исполняется, земельный участок не освобождается, специализированная организация в целях исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем не привлекается.

Административный истец с учетом уточнений просит суд:

- признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Красноглинского района г. Самары УФССП России по Самарской области, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа ФС от <дата>, выданного Красноглинским районным судом г. Самары от <дата> по делу в рамках исполнительного производства -ИП от <дата>;

- признать незаконным бездействие начальника – старшего судебного пристава ОСП Красноглинского района г. Самары УФССП России по Самарской области по ненадлежащему контролю за деятельностью судебного пристава-исполнителя ОСП Красноглинского района г. Самары в рамках исполнительного производства -ИП от <дата>, возбужденного на основании исполнительного документа ФС от <дата>, выданного Красноглинским районным судом г. Самары по делу от <дата>,

- обязать начальника – старшего судебного пристава ОСП Красноглинского района г. Самары УФССП России по Самарской области совершить действия в рамках исполнительного производства -ИП от <дата>, возбужденного на основании исполнительного документа ФС от <дата>, выданного Красноглинским районным судом г. Самары по делу от <дата>, освободив земельный участок с кадастровым номером , площадью 77,00 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, от всякого рода строений и сооружений с помощью соответствующей специализированной организации.

В судебное заседание извещенные надлежащим образом стороны не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили, в соответствии с положениям ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Исследовав материалы административного дела и материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Статьей 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено статьей 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве», одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» судам разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Красноглинского района г. Самары ФИО2 от <дата> возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа ФС от <дата>, выданного Красноглинским районным судом г. Самары по делу , в отношении должника <данные изъяты> по предмету исполнения: обязать освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, от всякого рода строений и сооружений.

Судебным приставом-исполнителем установлен иной правообладатель строения на земельном участке, подлежащем освобождению. По обращению судебного пристава-исполнителя ФИО3 определением Красноглинского районного суда г. Самары от <дата> заявление о прекращении исполнительного производства в связи со сменой собственника оставлено без удовлетворения.

Требованием судебного приставом-исполнителем ФИО3 должнику <данные изъяты>. указано в срок до 18.00 часов <дата> исполнить решение Красноглинского районного суда г. Самары по делу № 2-2084/2016, а именно освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, от всякого рода строений и сооружений.

На основании определения Красноглинского районного суда г. Самары приостановлено исполнительное производство, возбужденное по исполнительному листу от <дата>, до рассмотрения административного дела № 2а-518/2019. <дата> исполнительное производство возобновлено.

<дата> при выходе судебного пристава-исполнителя ФИО1 по адресу должника <данные изъяты> установлено отсутствие дома.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО4 от <дата> ограничен выезд из Российской Федерации <данные изъяты> сроком на 6 месяцев, то есть до <дата>.

<дата> постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО4<данные изъяты>. объявлен в исполнительный розыск, постановлением заместителя начальника ОСП Красноглинского района г. Самары ФИО1 заведено розыскное дело в отношении <данные изъяты>

<дата> постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО4 с должника <данные изъяты> взыскан исполнительский сбор. <дата> постановлением обращено взыскание на денежные средства должника в размере исполнительного сбора.

<дата> отобраны объяснения должника.

<дата> прекращено производство по розыскному делу от <дата> в связи с розыском должника.

Требованием от <дата> судебного пристава-исполнителя ФИО5 должнику <данные изъяты> указано в срок до <дата> исполнить решение суда - освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, от всякого рода строений и сооружений, <дата> явиться на прием к судебному приставу-исполнителю.

<дата> постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО4 с должника <данные изъяты> взыскан исполнительский сбор.

Требованиями старшего судебного пристава ФИО1 от <дата> и от <дата> должнику <данные изъяты> установлен 7-дневный срок со дня получения требования исполнить требования исполнительного документа, а именно освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, от всякого рода строений и сооружений, явиться на прием к судебному приставу-исполнителю с подтверждающими документами об исполнении.

Актами от <дата> и от <дата> установлено не исполнение должником требований и решения суда.

<дата> старший судебный пристав ФИО1 направила в адрес взыскателя министерство имущественных отношений Самарской области разъяснение о возможности обращения в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения в части возложения обязанности по сносу незаконно возведенных объектов с последующим возложении расходов на должника, в связи с неисполнением последним требований исполнительного документа.

Из материалов исполнительного производства судом установлено не исполнение решения Красноглинского районного суда г. Самары от <дата> по делу № 2-2084/2016, и о предпринятых мерах по установлению и розыску надлежащего должника, привлечение к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора. Вместе с тем должностными лицами ОСП Красноглинского района г. Самары, на исполнении которых находился исполнительный документ, в период с <дата> до <дата> и после <дата> мер к исполнению судебного акта не предпринималось, какие-либо действия не осуществлялись.

Исходя из положений ст.64, ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.

Согласно пункту 1 части 5 ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск: должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника.

В силу п. 2 ч.1 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований: требований неимущественного характера.

Вместе с тем положениями статьи 107 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено исполнение требования об освобождении земельного участка (об обязании должника освободить земельный участок) включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе (ч.3).

Снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора (ч.4).

Принудительное исполнение требования о выселении, об освобождении нежилого помещения или о сносе строения, здания или сооружения производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта о выселении, об освобождении нежилого помещения или о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций и описи имущества (ч. 5).

В целях принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию (ч.8).

В целях обеспечения принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника (ч.9).

Возмещение расходов на применение мер принудительного исполнения осуществляется в порядке, предусмотренном главой 16 настоящего Федерального закона (ч.10).

Согласно пунктам 3.4, 3.5, 3.7, 3.9, 3.10 Методических рекомендаций по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений (письмо ФССП России от <дата>) по истечении срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель осуществляет выход по месту совершения исполнительных действий для установления факта исполнения либо неисполнения должником требований исполнительного документа.

В случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в соответствии с положениями ст. 112 Закона и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.

Судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать должнику разумный срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и, в случае неисполнения должником этих требований без уважительных причин, составлять протокол о каждом административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ, и передавать его для рассмотрения должностным лицам ФССП России, указанным в ст. 23.68 КоАП РФ.

В целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями Закона.

Исходя из положений материальных норм, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о недостаточности совершение судебными приставами-исполнителями действий, предусмотренных ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по взысканию с должника исполнительского сбора, установлению нового срока для исполнения требований исполнительных документов, поскольку должностными лицами должник не привлекался к административной ответственности, не предпринимались действия к принудительному исполнению с привлечением сотрудников полиции и специализированной организации для освобождения земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

Таким образом, вопреки требованиям ст. 13 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав-исполнитель в рамках вышеуказанных исполнительных производств не использовал предоставленные ему полномочия в соответствии с законом, что свидетельствует о формальном характере принятых мер в отношении должника, чем допустил ущемление прав и законных интересов взыскателя, не предпринял всех необходимых мер для исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем решение суда должником исполнено не было в нарушение требований ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в результате бездействия судебного пристава-исполнителя были нарушены права и законные интересы взыскателя по исполнительному производству, в том числе установленный ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, что является недопустимым, в связи с чем требование о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава ОСП Красноглинского района г. Самары ФИО1 является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что в штате отделения отсутствуют должностные лица, исполнявшие исполнительный документ по делу , и старший судебный пристав ФИО6, место их нахождения неизвестно. Вместе с тем, судом не усмотрено бездействие исполнительному производству конкретного судебного пристава-исполнителя ОСП Красноглинского района г. Самары, поскольку в период по <дата> действия ими выполнялись: осуществлен розыск должника, его имущественное положение с привлечением ко взысканию исполнительского сбора за неисполнение в добровольном порядке требований исполнительного документа, а также не надлежащий контроль старшего судебного пристава ФИО6 в указанный период исполнения.

Из положений ч.2 ст. 10 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» следует, что старший судебный пристав: обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; при необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; а также иные полномочия.

В настоящее время материалы исполнительного производства находятся на исполнение старшего судебного пристава ФИО1, которая обязана исполнять требования исполнительного документа и осуществлять меры по своевременному и полному исполнению судебных актов, что сделано не было.

При таких обстоятельствах, судом усматривается наличие бездействия старшего судебного пристава ФИО1 как судебного пристава- исполнителя, так и начальника отделения, в рамках исполнительного производства -ИП.

В целях восстановления прав взыскателя, суд полагает необходимым возложить на старшего судебного пристава ФИО1 обязанность принять предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» исполнительные действия с целью полного, правильного и своевременного исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе по освобождению земельного участка от всякого рода строений и сооружений по исполнительному производству -ИП, с помощью соответствующей специализированной организации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования министерства имущественных отношений Самарской области к старшему судебному приставу-исполнителю ОСП Красноглинского района г. Самары ФИО1, Управлению ФССП России по Самарской области о признании незаконными бездействия и возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава ОСП Красноглинского района г. Самары УФССП России по Самарской области ФИО1 в рамках исполнительного производства -ИП.

Обязать судебного пристава-исполнителя в лице старшего судебного пристава ОСП Красноглинского района г. Самары УФССП России по Самарской области ФИО1 принять предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» исполнительные действия с целью полного, правильного и своевременного исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе по исполнительному производству -ИП, в том числе с привлечением соответствующей специализированной организации.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самара в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 15.06.2021 года.

Судья: И.А. Щетинкина