ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-125/17 от 09.03.2017 Кошкинского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Кошки

Самарской области 09 марта 2017 года

Кошкинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Малаховой Н.С., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области о признании незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонная инспекция ФНС России №17 по Самарской области о признании незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области, мотивируя свои требования следующим.

Межрайонной инспекцией ФНС России №17 по Самарской области за принадлежащее ему имущество – здание (), расположенное по адресу: <адрес>, начислен налог за 2015 года в размере 221 607 рублей; за земельный участок (), расположенный по адресу: <адрес>, ему начислен налог за 2015 года в размере 80 593 рублей и налог за 2014 года в размере 80 593 рублей, о чем в его адрес были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с данными начислениями ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявление в Межрайонную ИФНС России №17 по Самарской области о перерасчете, в связи с неверным исчислением налога на имущество и земельного налога за 2015 год, в результате чего налоговым органом была уменьшена сумма налога на имущество и составила 99 723 рубля, сумма налога на земельный участок оставлена без изменений. Считает данное решение незаконным и необоснованным.

Представитель административного истца, ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что согласно свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости, назначение спорного нежилого здания – административно-управленческое. ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Кошкинский Самарской области было выдано разрешение на реконструкцию нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с последующим переводом под многоквартирный жилой дом. До настоящего времени строительство не завершено, объект недвижимости не сдан в эксплуатацию. Согласно положения об установлении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский для объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов, является жилой дом, установлена ставка налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в размере – 0,3%. При исчислении налога на принадлежащее ФИО1 нежилое здание налоговая ставка была определена в размере 2%, при исчислении земельного налога - 1,5%. В результате пересчета налоговая ставка на нежилое помещение была снижена до 0,9%, на земельный участок оставлена без изменения. Считает необходимым при исчислении налога применять ставку 0,3%, как для объекта незавершенного строительства, проектируемым назначение которого является жилой дом, а также при расчете налога на земельный участок применить ставку 0,3%. А также считает необходимым провести перерасчет земельного налога за 2014 год с применением налоговой ставки 0,3%.

Просила признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области, выразившееся в отказе пересчета налога на имущество за 2015 год – здание (63:24:0503001:113), расположенное по адресу: <адрес>, и земельного налога за 2014, 2015 гг. – земельный участок (63:24:503001:23), расположенный по адресу: <адрес>. Обязать Межрайонную ИФНС России №17 по Самарской области произвести перерасчет ставки налога и суммы исчисленного за 2015 налога с учетом положений ст.408 НК РФ, положения об установлении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский, принятое Решением Собрания представителей сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области», с учетом изменений на ДД.ММ.ГГГГ года», на здание (63:24:0503001:113), расположенное по адресу: <адрес>. Обязать Межрайонную ИФНС России №17 по Самарской области произвести расчет ставки налога и суммы исчисленного за 2014, 2015 гг. налога, применяя положения ст.408 НК РФ, Положения об уплате земельного налога на территории сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области к решению Собрания представителей сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок (), расположенный по адресу: <адрес>.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, дала пояснения, аналогичные представленному отзыву (л.д.29-34). Считает, что налоговым органом верно произведен расчет земельного налога, вид разрешенного использования данного земельного участка – для объектов общественно-делового значения, для размещения нежилого здания, и налога на объект недвижимости с назначением – нежилое здание, административно-управленческое, расположенные по адресу: <адрес>. Просила в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.

Целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 ГПК Российской Федерации Российской Федерации).

Под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст. ст. 62, 226 ч. ч. 9, 11 КАС РФ, бремя доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения сроков обращения в суд возложено на административного истца. Бремя доказывания обстоятельств того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложено на административного ответчика.

Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией ФНС России №17 по Самарской области за принадлежащее ФИО1 имущество – здание (), расположенное по адресу: <адрес>, истцу начислен налог за 2015 года в размере 221 607 рублей; за земельный участок (), расположенный по адресу: <адрес>, ФИО1 начислен налог за 2015 года в размере 80 593 рублей и налог за 2014 года в размере 80 593 рублей, о чем в его адрес были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11).

Не согласившись с данными начислениями ДД.ММ.ГГГГ Исрафиловым С.Д. в Межрайонную ИФНС России №17 по Самарской области было подано заявление о перерасчете, в связи с неверным исчислением налога на имущество и земельного налога (л.д.21-22).

ДД.ММ.ГГГГ налоговой инспекцией был произведен уточненный налог на имущество физических лиц, в результате чего сумма налога уменьшена, и сумма к уплате составила 99 723,00 рублей. Размер налога на земельный участок, принадлежащий ФИО1, оставлен без изменений, рассчитан по ставке 1,5% (л.д.20).

Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Исрафиловым С.Д. была подана жалоба на решение ИФНС России №17 по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (л.д.23-24).

Из материалов дела усматривается, что решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области жалоба ФИО1 на действия (бездействия) Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области, выразившееся в отказе произвести перерасчет земельного налога и налога на имущество физических лиц, от ДД.ММ.ГГГГ жалоба оставлена без удовлетворения. Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором данное решение было направлено в адрес истца.

В соответствии с п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является собственником объектов недвижимости, признаваемых объектом налогообложения, а именно: нежилого здания, назначение: Административно-управленческое, 2-этажный (подземных этажей – 1), общей площадью 1738,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания, общая площадь 12362 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия и серия (л.д.12-13).

Согласно НК РФ расчет суммы налога производится налоговым органом, физические лица не исчисляют имущественные налоги самостоятельно.

Статьей 85 НК РФ установлено, что обязанностью органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщить в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц.

В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Таким образом, сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка за Исрафиловым С.Д. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания, общей площадью 12362 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.18).

В связи с чем, судом установлено, что вид разрешенного использования данного земельного участка – для размещения нежилого здания.

В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

На основании Решения собрания представителей сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области от 24.11.2014 года №167 «Об утверждении Положения об уплате земельного налога на территории сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области», установлены налоговые ставки:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Земельный участок, принадлежащий ФИО1, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для размещения нежилого здания, не подпадает под виды разрешенного использования с применением налоговой ставки 0,3%.

Судом установлено, что применение к земельному участку, принадлежащему ФИО1, с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для размещения нежилого здания, налоговой ставки в размере 1,5% правомерно, поскольку в ходе судебного разбирательства доказано, что данный земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения, не представлен для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не занят жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Согласно представленным суду материалам дела, налоговой инспекцией был произведен уточненный расчет по налогу на имущество физических лиц на объект недвижимости: нежилое здание, назначение: Административно-управленческое, общая площадь 1738,3 кв.м., 2-этажный (подземных этажей – 1) в соответствии с данными, поступившими из регистрирующих органов: согласно журнала запросов и ответов из ГКН и ЕГРП (ответ ), данный объект недвижимости находится в собственности ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, номер записи права 63-63-24/007/2011-371, с общей площадью здания 1738,3 кв.м. и является нежилым зданием, который в свою очередь согласно сведений поступивших в порядке межведомственного взаимодействия, в соответствии с пп.2 п.7 ст.378 НК РФ, включен в приказ «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год».

Согласно Решения №26 от 28.12.2015 года «О внесении изменений в решение Собрания представителей сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области от 11.11.2014 года №160 «Об утверждении Положения об уплате налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Русская Васильевка муниципального района Кошкинский Самарской области» налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.387.2 НК РФ, объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ не может превышать в 2015 году значения 0,9%.

Согласно п.3 ст.402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. В связи с чем, применение понижающего коэффициента 0,2 исключено.

Доводы представителя истца о том, что в настоящее время объект налогообложения - нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится на стадии реконструкции, перевода из нежилого здания в многоквартирный дом, не являются основанием для перерасчета ставки налога, поскольку определение вида разрешенного использования объектов налогообложения не входит в компетенцию налоговых органов. Сведения данного рода определяются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Принятие решения налоговым органом о наличии или отсутствии характеристик по данному объекту налогообложения, указанных в ст.378.2 – неправомерно.

Расчет налога на имущество физических лиц и земельного налога произведен Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области с учетом сведений, представляемых в налоговый орган из регистрирующих органов, в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ, судом проверен и является правильным.

Действия Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области правомерны и не противоречат нормам действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что права и свободы ФИО1 действиями (бездействием) Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области не нарушались, препятствия к осуществлению им его прав и свобод не созданы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области о признании незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области, отказать.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кошкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение является подлинником и отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий Н.С. Малахова