ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1261/19 от 12.01.2019 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-79/2020

24RS0012-01-2019-001197-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2020 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

судьи Боровковой Л.В.,

при секретаре Ивановой Ю.Ю.,

с участием административного истца Шульгиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шульгиной ФИО5 к исполняющему обязанности главы г.Дивногорска Кузнецовой М.Г., администрации г.Дивногорска о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, возложении обязанности по рассмотрению заявлений путем опубликования извещения о предоставлении земельных участков в аренду,

УСТАНОВИЛ:

Шульгина Е.С. обратилась в суд с административным иском к исполняющему обязанности главы г. Дивногорска Кузнецовой М.Г. о признании незаконным решения органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с ГКН 24:, из земель населенных пунктов для целей строительства одноквартирного отдельно стоящего индивидуального жилого дома не более 3-х этажей площадью 1000 кв.м. каждый в аренду сроком на 20 лет и возложении обязанности в 10-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу вернуться к рассмотрению ранее поданных заявлений путем совершения действий по опубликованию извещения о предоставлении земельных участков для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», мотивируя свои требования тем, что она обратилась с заявлениями в администрацию г.Дивногорска Красноярского края о предоставлении в аренду указанных земельных участков, по которым администрация МО г. Дивногорск со ссылкой на ч. 1 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации приняла решение № 4714 от 16.09.2019 об отказе в предоставлении земельных участков на праве аренды сроком на 20 лет, указав, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах 100 - метровой санитарно-защитной зоны железной дороги, т.е. в границах зоны с особыми условиями использования территории, в границах которой установлены ограничения по использованию территории и запрете на их предоставление физическим лицам для расположения жилого дома. Также указано о расположении участков в водоохраной зоне «В3», для которой Правилами землепользования и застройки г.Дивногорска, утв. решением Дивногорского городского Совета депутатов от 29.11.2012 установлен запрет на предоставление участков гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, административный ответчик уклонился от выполнения обязанности по опубликованию извещения о предоставлении земельных участков для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; также уклонился от выполнения обязанности по приведению в соответствие с Классификатором установленного вида разрешенного использования.

Полагает, что данное решение является незаконным и нарушает ее право на владение земельными участками путем уведомления всех заинтересованных лиц об их предстоящем предоставлении на праве аренды для последующего предоставления в аренду сроком на 20 лет.

Данные земельные участки расположены в территориальной зоне «Ж.1», для которой ПЗиЗ установлены виды разрешенного использования, предусматривающие возможность строительства объектов ИЖС.

Следовательно, отказ органа местного самоуправления от проведения процедуры по извещению заинтересованных лиц о предстоящем предоставлении земельных участков для целей строительства индивидуального жилого дома, а также отказ от проведения торгов по результатам заявлений заинтересованных лиц не основан на нормах действующего законодательства и противоречит положениям ч.11 ст.34 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», п.1 ч.1 ст.39.18 ЗК РФ, поскольку для указанных земельных участков установлен вид разрешенного использования «малоэтажная застройка», который разрешает осуществление строительства жилого дома высотой не более 3 этажей.

Доводы административного ответчика о расположении земельных участков в прибрежной водоохраной зоне «В3», в которой согласно ПЗиЗ установлен запрет на предоставление земельных участков для ИЖС, противоречит ст.83 ПЗЗ, ч.17 ст.65 ВК РФ.

Кроме того, согласно выпискам из ЕГРН указанных земельных участков сведения об установлении каких – либо зон с особыми условиями использования либо сведения о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах этих зон не внесены.

При этом, если границы зон с особым условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства, не установлены в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 106 Земельного кодекса РФ, то установление таких зон Правилами землепользования и застройки не допустимо.

Административный истец Шульгина Е.С. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в нем.

Представитель административного ответчика - администрации г. Дивногорска, привлеченный к участию в деле в качестве ответчика определением суда, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил возражения на административное исковое заявления, согласно которым просит в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в возражениях, рассмотреть административное исковое заявления в отсутствие административного ответчика, что суд в силу ч.6 ст.226 КАС РФ полагает возможным.

Административный ответчик - и.о. главы г. Дивногорска Кузнецова М.Г., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ч.6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Представитель заинтересованного лица - ОАО «РЖД», надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому причиной отказа в предоставлении земельных участков послужило, в том числе, то, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах 100 - метровой санитарно-защитной зоны железной дороги. ОАО «РЖД» считает данный отказ законным и обоснованным, поскольку испрашиваемые земельные участки расположены от железнодорожных путей (район 28/27 км перегона ст.Енисей - ст.Дивногорск) в пределах 100 - метровой зоны, в которой присутствуют факторы, оказывающие негативное воздействие на человека от деятельности железной дороги, то есть имеется опасность для жизни и здоровья людей, строительство жилых домов на данных земельных участках не будет соответствовать нормам санитарно-эпидемиологического законодательства и неизбежно приведет к причинению вреда жизни и здоровья людей.

Выслушав административного истца Шульгину Е.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Судом установлено, что Шульгина Е.С. обратилась к главе города Дивногорска Олю Е.Е. с заявлениями о предоставлении земельных участков с ГКН из земель населенных пунктов для целей строительства одноквартирного отдельно -стоящего индивидуального жилого дома не более 3-х этажей площадью 1000 кв.м. каждый в аренду сроком на 20 лет, о приведении в соответствии с Классификатором и зонированием территории вида разрешенного использования указанных земельных участков «для малоэтажной жилой застройки» на код 2.1 Классификатора (вх. 6173, 6174, 6175, 6176, 6177, 6178, 6179 от 19.08.2019).

В соответствии с ответом и.о. главы города г.Дивногорска Красноярского края Кузнецовой М.Г. от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки для проведения жилищного строительства могут быть предоставлены в аренду только путем проведения торгов. Шульгина Е.С. не является лицом, имеющим право на приобретение земельных участков без проведения торгов.

Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Дивногорска, утвержденными решением Дивногорского городского Совета депутатов от 29.11.2012 №28-176-ГС, вышеуказанные земельные участки расположены в границах прибрежной защитной полосы водоохраной зоны (В3), на территории которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, в том числе запрет и предоставление земельных участков для индивидуального строительства.

Также испрашиваемые земельные участки полностью расположены в 100 - метровой санитарно-защитной зоне железной дороги.

Таким образом, испрашиваемые земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории, в которой не допускается использование земельных участков в соответствии с целями их использования, указанными в заявлениях о предоставлении земельных участков.

На основании вышеизложенного администрацией г. Дивногорска принято решение об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 24:, находящихся в муниципальной собственности.

По вопросу приведения в соответствии с Классификатором и зонированием территории вида разрешенного использования администрация г. Дивногорска сообщила следующее.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территории, указываются, помимо прочего, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства приводится в градостроительном регламенте территориальной зоны, определенной правилами землепользования и застройки (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

Для земельных участков с кадастровыми номерами Правилами землепользования и застройки г. Дивногорска, утвержденными решением Дивногорского Совета депутатов от 29.11.2012 №28-176-ГС, определена территориальная зона жилой усадебной застройки (Ж-1).

Виды разрешенного использования указанных земельных участков утверждены ст. 39 указанных Правил.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Поскольку Правилами землепользования и застройки города Дивногорска не установлен такой вид разрешенного использования земельных участков в зоне жилой усадебной застройки как «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами с «малоэтажной застройки» на «для индивидуального жилищного строительства» невозможно.

В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно п.1 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу подпункта 1 пункта 2 этой же статьи могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Из материалов дела следует, что спорные земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной застройки.

Согласно Правилам землепользования и застройки г.Дивногорска, утвержденным решением Дивногорского городского Совета депутатов от 29.11.2012 № 28-176, испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне «Жилая застройка» (Ж-1).

Статья 42 ЗК РФ устанавливает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу подпункта 1 пункта 2 этой же статьи могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Судом установлено, что собственником земельных участков с кадастровыми номерами является МО г. Дивногорск.

Решением Дивногорского городского Совета депутатов от 29.11.2012 № 28-176 утверждены Правила землепользования и застройки г.Дивногорска.

В соответствии с указанными Правилами спорные земельные участки расположены в границах прибрежной полосы водоохранной зоны (В3), на территории которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, в том числе запрет на предоставление земельных участков для индивидуального строительства.

Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными в материалы дела сведениями из Информационной системы градостроительной деятельности МО г.Дивногорск.

Частью 15 ст.65 ВК РФ установлен ряд ограничений на осуществление хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон.

Статьей 83 Правил землепользования и застройки водоохраннные зоны определены как территории, прилегающие к водным объектам, на которых устанавливается специальный режим для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, сохранения среды обитания животного и растительного мира; в водоохраной зоне установлен запрет на предоставление земельных участков для сельскохозяйственного использования; предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Ширина водоохраной зоны для рек на территории г.Дивногорска для реки Енисей составляет 500 метров, где разрешается размещение объектов жилой зоны, размещение объектов общественно - деловой зоны, размещение объектов ландшафтной зоны, размещение объектов рекреационной зоны.

В пределах водоохраной зоны установлены прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения. Минимальная ширина ПЗП устанавливается в зависимости от крутизны склонов прилегающих территорий.

Оценивая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемые Шульгиной Е.С. земельные участки расположены в прибрежной защитной полосе, что ограничивает право на их использование, в т.ч. в целях индивидуального жилищного строительства, а соответственно, делает невозможным его передачу лицам для использования в названных целях.

Правовой режим использования и застройки указанных земельных участков определяется градостроительным регламентом и совокупностью ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ.

При указанных обстоятельствах отказ администрации г.Дивногорска в предоставлении Шульгиной Е.С. испрашиваемых земельных участков является обоснованным, поскольку разрешенное использование земельных участков не соответствует целям их использования, указанным в заявлениях.

Вопреки положению ст. 227 КАС РФ административным истцом не представлены доказательства нарушения его прав, свобод и законных интересов данным решением.

По смыслу ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование гражданина по административному иску об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п.1). При отсутствии таких обстоятельств суд отказывает в удовлетворении административного иска (п.2).

При таких обстоятельствах отсутствуют основания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения административных исковых требований, поскольку оспариваемое сообщение является законным и не нарушает прав административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме принято 16 марта 2020 года.

СОГЛАСОВАНО

Судья _________________________Л.В. Боровкова