ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1262/20 от 29.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2а-1262/2020

УИД 70RS0002-01-2020-004462-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Родичевой Т.П.,

при секретаре Ильиной И.Н.,

с участием представителя административного истца ФИО1,, представителей административных ответчиков – администрации города Томска – ФИО2, департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по административному исковому заявлению ФИО4 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска, администрации города Томска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении бесплатно земельного участка и обязании повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставление бесплатно земельный участок,

установил:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к администрации Города Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, в котором просить признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> изложенный в ответе от 19.06.2020 № 01-01-21/2008; обязать администрацию Города Томска устранить допущенные нарушения прав ФИО4 и рассмотреть заявление от 29.05.2020 с вх. № 495/39 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном законом порядке.

В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности жилой дом с кадастровым номером 70:21:0100022:401 по адресу: <адрес обезличен> площадью 47,8 кв.м., год завершенного строительства – 1951. Право собственности на земельный участок, на котором расположен дом, не оформлено. Административный истец обратился в администрацию Города Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью использования земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: <адрес обезличен> на праве собственности на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 Земельного кодекса РФ. Данное заявление зарегистрировано с вх. № 495/39 от 29.05.2020. Ответом администрации Города Томска от 19.06.2020 № 02-21/1233 отказано в удовлетворении данного заявления. В ответе содержится указание на то, что согласно схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана муниципального образования "Город Томск", проекту планировки магистральной улично-дорожной сети г. Томска земельный участок частично расположен в границах территории планируемого размещения объекта местного значения – магистральная улица общегородского значения (малое транспортное кольцо). В связи с этим, административный ответчик указывает на то, что данный земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен заявителю, ссылается при этом на пп. 2 п. 8. ст. 39.15, пп. 6, 17, 19 ст. 39.16, пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Однако основания для отказа, изложенные в данном ответе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Административным ответчиком неверно истолкованы нормы материального права. Генеральный план как документ территориального планирования определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований. На картах генерального плана допустимо указывать местоположение планируемого объекта местного значения, в том числе автомобильной дороги. Точные границы такого объекта определяются при реализации генерального плана, в документации по планировке территории. На рассматриваемом земельном участке отсутствуют какие-либо существующие объекты общего пользования или линейные объекты. На земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, принадлежащий административному истцу на праве собственности. Исходя из содержания оспариваемого ответа, земельный участок частично расположен в границах территории планируемого размещения объекта местного значения – магистральная улица общегородского значения (малое транспортное кольцо) согласно схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана. Однако из утвержденных документов, в том числе из Схемы транспортной инфраструктуры Генерального плана, не следует, что рассматриваемый земельный участок находится на территории планируемого объекта местного значения – автомобильной дороги. Такая схема не закрепляет точного местоположения объектов. Однако даже из такой схемы можно установить, что на территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не запланирована к размещению магистральная улица (малое транспортное кольцо). Такие объекты на данной территории отсутствуют. Таким образом, рассматриваемым Генеральным планом г. Томска как документом территориального планирования не было запланировано размещение магистральной улицы на участке административного истца. Испрашиваемый земельный участок, на котором расположен жилой дом административного истца, располагается в границах территориальной зоны ОЖ "Общественно-жилая" (функциональная зона – общественно жилая), не входит в территориальную зону Т-4 "Зона инженерной и транспортной инфраструктуры" (функциональная зона инженерной и транспортной инфраструктуры). В отношении территории данного земельного участка не утверждался какой-либо проект планировки территории для реализации документов территориального планирования, которым запланировано размещение автомобильной дороги. На территории земельного участка не было запланировано строительство каких-либо объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, в том числе не запланировано размещение мест общего пользования. Административный истец в 2017 году обращался в администрацию Города Томска с заявлением, в котором просит учесть границы своего участка, используемого для эксплуатации жилого дома, при разработке проектной документации по планировке территории, на которое дан ответ от 29.09.2017 № 01-01-19/11144, согласно которому в отношении территории, в границах которого расположен участок по <адрес обезличен> отсутствует разработанный и утвержденный проект межевания территории. На 2017 год не было запланировано проведение работ по разработке документации по планировке территории. Заявителю сообщили, что, в случае проведения таких работ, его обращению будет направлено в адрес разработчиков. Таким образом, на 2017 год документация по планировке рассматриваемой территории отсутствовала. В оспариваемом отказе административный ответчик ссылается на проект планировки магистральной улично-дорожной сети г. Томска и указывает, что данный документ является материалом по обоснованию Генерального плана. Однако никакой проект магистральной улично-дорожной сети г. Томска так и не был утвержден на настоящий момент времени. Документация по планировке территории в виде проекта планировки, проекта межевания территории утверждается актом органа местного самоуправления, порядок разработки и утверждения предусмотрен ст. 45 Градостроительного кодекса РФ. В настоящем случае не издавалось акта об утверждении, такой проект планировки не утверждался, а, следовательно, не имеет юридической силы. Кроме того, такой проект планировки не является и никогда не являлся материалом по обоснованию Генерального плана, не соответствует требованиям к форме и содержанию материалов по обоснованию Генерального плана, не фиксировался, не утверждался и не публиковался в качестве материала по обоснованию Генерального плана.

Определением Ленинского районного суда г. Томска от 27.10.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Города Томска.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО4 – ФИО1, действующий на основании доверенности 70АА1332030 от 05.08.2019 сроком на 3 года, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, также представил письменные пояснения, согласно которым административный ответчик ссылается на то, что проект планировки магистральной улично-дорожной сети относится к материалам по обоснованию генерального плана, вместе с тем, в силу положений градостроительного законодательства материалы по обоснованию генерального плана являются приложением к нему, представляют собой определенный пакет документов, с определенным содержанием и подготовленный в определенной форме. Неверно произвольно определять какие-либо документы в качестве материалов по обоснованию Генерального плана. Неутвержденный проект планировки магистральной улично-дорожной сети г. Томска, на который ссылается административный ответчик, не относится к материалам по обоснованию Генерального плана как по форме, так и по содержанию, не является приложением к такому Генеральному плану. В самом генеральном плане и правилах землепользования и застройки нет ссылки на данный документ, как на материалы по обоснованию, либо как на документ, который является основой для разработки таких документов. При разрешении заявленных требований необходимо руководствоваться действующим градостроительным законодательством, Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки, в случае их утверждения. В Генеральном плане отсутствует информация о том, что на земельном участке административного истца запланировано размещение дороги. Согласно Правилам землепользования и застройки, которые должны соответствовать Генеральному плану, земельный участок административного истца входит в территориальную зону ОЖ, и не входит в зону Т-4. Территориальная зона Т-4 предназначена для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, в нее входят территории, ограниченные красными линиями, если земельный участок административного истца не входит в такую зону, то на его территории не запланировано размещение объектов транспортной инфраструктуры. Административный ответчик, ссылаясь на то, что земельный участок, на котором расположен жилой дом административного истца, входит в границы планируемого размещения автомобильной дороги по проекту планировки магистральной улично-дорожной сети, надлежащим доказательств этому не представил, сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности таковыми не являются, поскольку их достоверность невозможно проверить. Административный ответчик ссылается на то, что в представленной им копии пояснительной записки к проекту решения Думы Города Томска "О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки" указано на то, что основанием для внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки служат материалы по проекту планировки улично-дорожной сети г. Томска. Такое указание само по себе не может подтверждать, что проект относится к материалам по обоснованию Генерального плана. Данная записка является пояснительной по отношению к проекту решения Думы Города Томска, сама по себе нормативным правовым актом не является. Указание административного ответчика, что положения Приказа Минрегиона РФ от 26.05.2011 № 244, постановления администрации Города Томска от 15.09.2010 № 953 не подлежат применению с связи с тем, что регулируют состав документов территориального планирования при их первоначальном утверждении, а не при внесении изменений ошибочно. Вопреки позиции административного ответчика, административный истец не оспаривает Генеральный план, поскольку он никак не нарушает права административного истца, магистральная дорога, указанная в Генеральном плане, не пересекает и не затрагивает земельный участок административного истца. Довод административного ответчика о том, что проект планировки улично-дорожной сети отличается от обычных проектов планировки территории, может не соответствовать форме и содержанию таких проектов, не основан на положениях градостроительного законодательства. Представленное административным ответчиком постановление от 04.07.2013 № 1301-з об утверждении акта выбора земельного участка является недействующим.

Представитель административного ответчика администрации Города Томска ФИО5, действующая на основании доверенности № 252 от 21.01.2020 сроком на 1 год, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, дав пояснения, аналогичные представленным письменным отзывам, где указано, что административный ответчик в обоснование того, что в отношении спорного земельного участка не может быть принято решение о предварительном согласовании предоставления, сослался на расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории планируемого размещения объекта местного значения – магистральная улица общегородского значения (малое транспортное кольцо) – согласно схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана г. Томска, проекту планировки магистральной улично-дорожной сети г. Томска, являющемуся материалом по обоснованию Генерального плана г. Томска. Генеральный план муниципального образования "Город Томск" принят уполномоченным органом. В составе Генерального плана утверждена схема транспортной инфраструктуры, на которой отображаются границы зон инженерной и транспортной инфраструктур. Земельный участок по адресу: <адрес обезличен> расположен в границах планируемого размещения объекта транспортной инфраструктуры. Доводы административного истца по сути направлены на оспаривание Генерального плана муниципального образования "Город Томск". Довод административного истца о том, что все запланированные дороги отображаются в Генеральном плане функциональной зоной инженерной и транспортной инфраструктур основан на ошибочном толковании градостроительного законодательства. Проект изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки были предметом обсуждения в рамках процедуры публичных слушаний, указанные мероприятия выполнены посредством опубликования проекта муниципального правового акта в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск" и на официальном сайте администрации Города Томска. Пояснительной запиской к проекту внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки подтверждается обоснование положений, касающихся размещения объектов местного значения. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в границах проекта красных линий.

Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ФИО3, действующий на основании доверенности № 159 от 09.01.2020 сроком на 1 год, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требования, дал пояснения аналогичные представленному в материалы дела письменному отзыву, согласно которому отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным и обоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок попадает в границы земельного участка, предназначенного для размещения объекта местного значения – линейного объекта автомобильной дороги (транспортное кольцо).

Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес обезличен> изложен в письме от 19.06.2020 № 02-21/1233, следовательно, течение процессуального срока для оспаривания названного решения начинается с 20.06.2020 и заканчивается 20.09.2020.

Административное исковое заявление поступило в суд 27.07.2020 посредством Почты России, таким образом, срок на подачу административного искового заявления в суд не пропущен, данные обстоятельства представителями административных ответчиков не оспаривались.

Положениями ч. 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд определяет значимые по делу обстоятельства, подлежащие доказыванию (опровержению) и оценке: соответствие (несоответствие) оспариваемых решений закону; нарушение решениями прав и свобод гражданина; полномочия органа (должностного лица) на принятие оспариваемого решения; соблюдение процедуры его принятия.

Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Вместе с тем, статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3). Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.

Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Томской области особенности регулирования земельных отношений по вопросам, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации, а также по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений, за исключением отношений в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Томской области, регулируемых специальными законодательными актами Томской области, предусмотрены Законом Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области».

В соответствии со статьей 5 указанного Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1); предоставляют гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах предоставленных полномочий (пункт 2-1).

На основании части 1 статьи 6 приведенного Закона Томской области предоставление земельных участков в собственность гражданам для целей, не связанных со строительством, осуществляется бесплатно гражданам, в фактическом владении и пользовании которых находятся объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три) (далее - жилые дома), созданные до 31 декабря 2001 года включительно и расположенные на земельных участках, свободных от прав третьих лиц, - при условии отсутствия права собственности на такие жилые дома на дату принятия решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка (пункт 5-1).

В силу подпункта 1.35 пункта 1 статьи 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475, администрация Города Томска осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством.

Распоряжением мэра Города Томска от 01.02.2018 № р 70 департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлениям граждан о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно в случае, указанном в пункте 5-1 части 1 статьи 6 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области».

Порядок бесплатного предоставления гражданам земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством, в случаях, указанных, в том числе в пункте 5-1 части 1 статьи 6 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области», установлен Законом Томской области от 11.11.2015 № 169-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для целей, не связанных со строительством».

Статьей 2 названного Закона Томской области от 11.11.2015 № 169-ОЗ предусмотрено, что предоставление земельного участка осуществляется в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или местоположение границ земельного участка подлежит уточнению в соответствии с законодательством о кадастровой деятельности, с приложением схемы расположения земельного участка, указанной в пункте 1 настоящей статьи; 3) принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или местоположение границ земельного участка подлежит уточнению в соответствии с законодательством о кадастровой деятельности; 4) обеспечение гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка, либо кадастровых работ, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предоставлении земельного участка; 7) принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в предоставлении земельного участка.

Из анализа приведенных правовых предписаний следует, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляет собой промежуточное решение органа местного самоуправления и является по существу предварительным одобрением и поводом для совершения заинтересованным лицом дальнейших действий, направленных на возможное получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 25.05.2020 ФИО4 в лице представителя ФИО1 обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> для эксплуатации индивидуального жилого дома.

Как следует из письма департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 19.06.2020 № 02-21/1233, земельный участок по адресу: <адрес обезличен> частично расположен в границах территории планируемого размещения объекта местного значения – магистральная улица общегородского значения (малое транспортное кольцо); основанием для отказа в предоставлении земельного участка является следующее: указанный в запросе земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; указанный в запросе земельный участок в соответствии с утвержденным документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Разрешая заявленные административным истцом требования о признании незаконным указанного выше отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд находит их обоснованными, исходя из следующего.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 приведенной правовой нормы ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 1963-0).

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Под территориальным планированием в силу пункта 2 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Из приведенных правовых предписаний следует, что генеральные планы муниципальных образований, определяя стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности, исходя из планов развития территории в целом, могут не соответствовать ее фактическому использованию, предполагая потенциальное изменение назначения территории. Учитывая длительные сроки реализации документов территориального планирования (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации), на картах, входящих в состав генерального плана поселения или городского округа, допускается указывать только местоположение планируемого объекта местного значения, в том числе автомобильной дороги местного значения (часть 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), точные границы такого объекта, в которых действует режим территории общего пользования, будут определены при реализации генерального плана, в документации по планировке территории (часть 1 статьи 26, пункт 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории 70:21:0100022 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен> имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, находится в территориальной зоне ОЖ Зона общественно-жилого назначения.

Как следует из пояснений представителей административных ответчиков, испрашиваемый административным истцом земельный участок частично расположен в границах территории планируемого размещения объекта местного значения – магистральная улица общегородского значения (малое транспортное кольцо), что следует из схемы транспортной инфраструктуры Генерального плана, проекта планировки магистрально улично-дорожной сети г. Томска, который является материалом по обоснованию Генерального плана.

Вместе с тем, вопреки утверждению административного ответчика, из представленных в материалы дела документов не следует, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования спорный земельный участок находится на территории планируемого объекта местного значения – магистральной улицы.

Так, решением Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687 утверждены корректировка Генерального плана муниципального образования «Город Томск», утвержденного решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992, а также Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск».

Из раздела 5 Генерального плана муниципального образования «Город Томск» следует, что развитие транспортной инфраструктуры г. Томска является первоочередной социальной и градостроительно-инженерной задачей. Разрешение транспортных проблем возможно только при комплексном подходе к реконструкции и развитию всех элементов транспортной инфраструктуры; в основу решений Генерального плана по развитию транспортного комплекса положен подход преобразования сложившейся радиально-полукольцевой системы в радиально-кольцевую.

К кольцевым магистральным улицам и дорогам относятся: – ул. Дальне-Ключевская – ул. Яковлева – ул. Красноармейская – пр. Кирова, охватывающие центральное ядро города; – ул. Бердская – ул. Ялтинская – ул. 79-ой Гвардейской Дивизии – пр. Комсомольский – ул. Е-вых – ул. Нахимова; – ул. Профсоюзная и ул. 5-ой Армии – ул. Ижевская – ул. 2-я Усть-Киргизка – ул. Смирнова – ул. Старо-Деповская – ул. Л.Толстого – ул. Е-вых – ул. Нахимова; - ул. Дальне-Ключевская – пр. Мира – новая трасса, выводящая на ул. Беринга, сама ул. Беринга – ул. Ю.Ковалева – ул. Энтузиастов – ул. Осенняя – ул. Балтийская – ул. Е-вых и ул. Нахимова.

Все мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры разбиты на этапы. К основным первоочередным мероприятиям относятся следующие: строительство пешеходно-транспортной набережной вдоль р. Томь от ул. ФИО6 до Коммунального моста; реконструкция ряда улиц: Е-вых, ФИО6, Сибирской, Р. Люксембург, Советской, ФИО7 и др.; организация дублера ул. Смирнова от Кузовлевского тракта до ул. Беринга; организация выхода пр. Мира в северо-восточном направлении до подключения к дороге непрерывного движения; строительство магистральной дороги непрерывного движения на участке от Иркутского тракта до Богашевского тракта.

Из представленных документов не следует, что при проведении мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры требуется задействовать спорный земельный участок по <адрес обезличен>

Иных доказательств того, что Генеральным планом муниципального образования «Город Томск», являющимся основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и содержащим долгосрочные ориентиры их развития, предусмотрено размещение магистральной улицы общегородского значения непосредственно в месте расположения спорного земельного участка по <адрес обезличен> административными ответчиками в материалы дела не представлено.

Вопреки изложенному в оспариваемом отказе и позиции представителя администрации Города Томска, из содержания Схемы транспортной инфраструктуры Генерального плана не усматривается того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории планируемого размещения объекта местного значения – магистральная улица общегородского значения (малое транспортное кольцо).

Ссылка представителя администрации Города Томска на проект изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки, которые предусматривают использование испрашиваемого земельного участка, несостоятельна, поскольку такой проект в установленном порядке утвержден не был, соответствующие изменения в Генеральный план не вносились.

То обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, выполненных в составе проекта магистральной улично-дорожной сети, не свидетельствует о законности отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, исходя из следующего.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (часть 4 статьи 41 данного кодекса).

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 данной статьи.

Как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории.

Данный вывод подтверждается также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.02.2016 № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Следовательно, установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения определяется генеральным планом городского округа и, соответственно, отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории. При этом, разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории. Только после утверждения в составе проекта планировки территории красные линии становятся общеобязательными и обозначают существующие, планируемые границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты.

Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что градостроительная документации, утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Доказательств того, что на основании Генерального плана муниципального образования «Город Томск», утвержденного решением Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687, на момент принятия оспариваемого решения от 19.06.2020, был утвержден проект детальной планировки, куда бы вошел спорный земельный участок, с проектом красных линий в установленном порядке, в материалы дела не представлено.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 24 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях создания условий для строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется резервирование земель или земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в порядке, установленном земельным законодательством.

В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем принятия в порядке, установленном законодательством РФ, решений о резервировании земель, а также об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Статьи 49, 70.1 ЗК РФ содержат нормы Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561, устанавливают основания для резервирования земельных участков, в т.ч. для развития инженерной и транспортной инфраструктур для государственных и (или) муниципальных нужд, а также порядок такого резервирования.

В соответствии с Положением о резервировании, решение о резервировании земель принимается соответствующим уполномоченным органом на основании документации по планировке территории, содержит ограничение прав на зарезервированные участки, а также сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земельных участков с указанием их кадастровых номеров. Решение о резервировании подлежит обязательной официальной публикации в установленном действующим законодательством порядке, и вступает в силу не ранее его опубликования.

В силу ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" (п. 3), внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права в отношении конкретного участка на основании перечня документов, позволяющих определить объект права, в отношении которого устанавливаются обременения.

В соответствии с п. 24 ст. 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными измененными со дня внесения сведений в зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведений такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Между тем, доказательств того, что земля, на которой планируется размещение магистральной улицы общегородского значения, зарезервирована в установленном вышеуказанными нормами порядке, и испрашиваемый земельный участок попадает в ее границы, не имеется.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставления в собственности ФИО4 земельного участка, изложенный в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 19.06.2020 №02-21/1233, является незаконным, а потому требования административного иска подлежат удовлетворению.

Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, на администрацию Города Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска возлагается обязанность повторно рассмотреть в установленном законом порядке обращение ФИО4 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу статьи 106 КАС РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Несение расходов на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей подтверждается чек-ордером от 08.07.2020.

Учитывая вышеизложенное, с администрации Города Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска за счет средств казны муниципального образования «Город Томск» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. в пользу административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

требования административного иска ФИО4 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска, администрации города Томска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении бесплатно земельного участка и обязании повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставление земельный участок, удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска, выраженное в письме № 02-21/1233 от 19.06.2020 об отказе в предварительном согласовании предоставлении ФИО4 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>

Обязать администрацию города Томска в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска, повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставлении ФИО4 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> для эксплуатации жилого дома.

Взыскать с администрации Города Томска в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска за счет средств казны муниципального образования "Город Томск" в пользу ФИО4 затраты на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Т.П. Родичева

Мотивированный текст решения суда изготовлен 20 января 2021 года.

Верно

Судья Т.П.Родичева

Секретарь И.Н.Ильина