ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1262/2022 от 05.04.2022 Сакского районного суда (Республика Крым)

91RS0018-01-2022-000718-50

Дело № 2а-1262/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 апреля 2022 года город Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Сидорова А.Г.,

при секретаре судебного заседания – Абрамовой Е.В.,

с участием:

представителя административного истца – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 ФИО7 к Администрации <данные изъяты> района Республики Крым, начальнику Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации <данные изъяты> района Республики Крым, заинтересованные лица – председатель <данные изъяты> районного Совета Республики Крым, Администрация <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Республики Крым, о признании решения незаконным и о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам с требованиями:

– о признании незаконным решения начальника Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации <данные изъяты> района Республики Крым ФИО5 об отклонении от рассмотрения Проекта планировки и Проекта межевания части территории, расположенной в границах кадастрового квартала <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Республики Крым в отношении территории ориентировочной площадью 59999 кв.м., включающей в границы земельный участок с кадастровым номером , изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ;

– о возложении на административного ответчика обязанности осуществить действия по организации публичных слушаний и утверждению Проекта планировки и Проекта межевания части территории, расположенной в границах кадастрового квартала <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым в отношении территории ориентировочной площадью 59999 кв.м., включающей в границы земельный участок с кадастровым номером .

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес> Республики Крым. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу разрешено разработать Проект планировки и Проекта межевания в отношении территории, ориентировочной площадью 59 999 квадратных метров, включающей принадлежащий ей земельный участок. На основании выданного технического задания ФИО2 разработаны указанные проекты, которые ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес главы администрации <адрес> Республики Крым.

Однако в соответствии с письмом начальника Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации <адрес> Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные проекты отклонены от рассмотрения в связи с тем, что в администрацию района не поступило задание на выполнение инженерных изысканий. Административный истец считает такое решение незаконным и препятствующим осуществлению его прав.

Указывает, что в силу действующего законодательства администрация района проверяет документацию по планировке и межеванию территории лишь на соответствие ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, поэтому отклонение такой документации по иным основаниям противоречит ч. 13.1 ст. 46 указанного Кодекса. При этом согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2017 года № 402 задание на выполнение инженерных изысканий утверждается лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории, одновременно с принятием указанного решения.

Поскольку главой администрации <адрес> разрешено разработать Проект планировки и Проекта межевания территории, административный истец считает, что соответствующее задание на выполнение инженерных изысканий также утверждено, что, по мнению ФИО2, подтверждается соответствующим согласованием заместителя администрации <адрес> на Техническом задании от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем полагает, что доводы начальника Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации <адрес> Республики Крым не соответствуют ни действительности, ни действующему законодательству.

В судебное заседание административный истец, административные ответчики и заинтересованные лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали. В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещённых о слушании дела.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования ФИО2 и настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных пояснениях, приобщенных к делу в ходе судебного заседания.

Заслушав представителя административного истца ФИО1, изучив материалы дела, проверив доводы административного иска, а также доводы представителя истца, высказанные в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

К видам документации по планировке территории часть 4 статьи 41 указанного Кодекса относит проект планировки территории и проект межевания территории. При этом согласно части 6 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории.

Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа в силу части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа, в том числе на основании предложений физических лиц о подготовке документации по планировке территории.

В соответствии с частью 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими лицами за счет их средств.

Судом установлено, что административный истец ФИО2 имеет в собственности земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, площадью 59999.00 кв.м, расположенного в <адрес> Республики Крым, и имеющего кадастровый , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

На основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ постановлением первого заместителя главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу разрешено приступить к разработке Проекта планировки и Проекта межевания части территории, расположенной в границах кадастрового квартала <адрес> сельского поселения <адрес> в отношении территории ориентировочной площадью 59999 кв.м., включающей в границы земельный участок с кадастровым номером , для чего выдано Техническое задание от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-28).

На основании вышеуказанного технического задания ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 направила в Администрацию <адрес> Республики Крым соответствующий Проект планировки и Проект межевания территории для проведения проверки, согласования и последующего утверждения (л.д. 29-34).

Рассмотрев названное заявление и приложенные к нему материалы, начальник Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации <адрес> Республики Крым ФИО5 предоставил ФИО2 ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, ссылаясь на то, что в администрацию района задание на выполнение инженерных изысканий не поступало, отклонил предоставленный административным истцом ФИО2 Проект планировки и Проект межевания территории (л.д. 11-12).

Оснований для признания незаконным указанного решения начальника Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации <адрес> Республики Крым суд не усматривает.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с указанным Кодексом органом местного самоуправления, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 данного Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

В силу части 10 статьи 45, части 1 и части 2 статьи 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории (то есть согласно части 4 статьи 41 указанного Кодекса проекта планировки территории и проекта межевания территории) осуществляется, в том числе с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, при этом виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, при которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством РФ.

Состав и объем инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания лица, принявшего решение о подготовке документации по планировке территории (часть 5 статьи 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 402 в развитие положений части 2 статьи 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждены Правила выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории (далее по тексту – Правила).

Как следует из пункта 4 Правил, достаточность материалов инженерных изысканий определяется, в том числе органом местного самоуправления, физическими лицами, по инициативе которых принимается решение о подготовке документации по планировке территории (далее – инициатор), до принятия решения о ее подготовке.

Инициатором при этом составляется проект задания на выполнение инженерных изысканий и направляется одновременно с документами, необходимыми для принятия решения о подготовке документации по планировке территории, лицу, принимающему решение о подготовке документации по планировке территории. Задание на выполнение инженерных изысканий утверждается указанным лицом одновременно с принятием указанного решения (пункт 5 Правил).

При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно фактическим обстоятельствам настоящего дела, инициатором подготовки документации по планировке территории является административный истец ФИО2, следовательно, обязанность по составлению проекта задания на выполнение инженерных изысканий и направление его одновременно с документами, необходимыми для принятия решения о подготовке документации по планировке территории, в орган местного самоуправления в силу пункта 5 Правил было возложено на нее.

Анализ положений части 6 статьи 46, части 10 статьи 45, статьи 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и названных выше Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, указывает на то, что подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, произведенных не в установленном выше Порядке, является основанием для отклонения такой документации и направления ее на доработку.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение об отклонении предоставленного административным истцом ФИО2 Проекта планировки и Проекта межевания территории, вопреки доводам административного иска, требованиям законодательства не противоречит, является законным. Установленный частью 4 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ срок для принятия решения не нарушен.

Доводы представителя административного истца о том, что задание на выполнение инженерных изысканий включено в раздел 5 выданного ФИО2 технического задания от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, утверждено, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании правовых норм, поскольку не является заданием на выполнение инженерных изысканий в смысле, придаваемом данному понятию Правилами выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2017 года N 402.

Согласно пункту 7 Правил задание на выполнение инженерных изысканий содержит сведения об объекте инженерных изысканий, основные требования к результатам инженерных изысканий, границы территорий проведения инженерных изысканий, виды инженерных изысканий и описание объекта планируемого размещения капитального строительства.

При этом состав и объем инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания на выполнение инженерных изысканий в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, размещение которых планируется в соответствии с такой документацией, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории и степени изученности указанных условий. Программа инженерных изысканий разрабатывается исполнителем на основании задания на выполнение инженерных изысканий (пункты 8, 11 Правил).

Основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между инициатором либо лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно в соответствии с частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и исполнителем. К договору прилагается задание на выполнение инженерных изысканий.

Между тем, данных о предоставлении административным истцом для утверждения органом местного самоуправления проекта задания на выполнение инженерных изысканий, который бы соответствовал вышеуказанным Правилам, и был бы в последующем утвержден указанным органом, и на его основе проведены соответствующие инженерные изыскания, не имеется. По этим же основаниям подлежат отклонению доводы представителя истца ФИО1 о том, что фактически задание на выполнение инженерных изысканий утверждено одновременно с принятием решения о разрешении на разработку Проекта планировки и Проекта межевания земельного участка. О том, что ФИО2, как инициатором подготовки документации по планировке территории, составлялся проект задания на выполнение инженерных изысканий и подавался на утверждение органу местного самоуправления, не указано и в самом административном исковом заявлении.

Ссылка в административном иске ФИО2 на часть 13.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, поскольку административной истец не является лицом, указанным в части 1.1 статьи 45 указанного Кодекса.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого решения не установлена, оно принято в рамках полномочий должностного лица административного органа, установленный порядок принятия оспариваемого решения не нарушен, имелись предусмотренные законом основания для его принятия, содержание указанного решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска ФИО2 о признании решения незаконным следует отказать.

Так как, административный иск в части признания решения незаконным удовлетворению не подлежит, то не имеется и оснований для удовлетворения административного иска в части возложения на административного ответчика обязанности осуществить действия по организации публичных слушаний и утверждению Проекта планировки и Проекта межевания части территории, расположенной в границах кадастрового квартала <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым в отношении территории ориентировочной площадью 59999 кв.м., включающей в границы земельный участок с кадастровым номером .

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 ФИО8 к Администрации <адрес> Республики Крым, начальнику Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованные лица – председатель <адрес> Совета Республики Крым, Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым, о признании решения незаконным и о возложении обязанности совершить определенные действия – отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Сакский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.Г. Сидоров

Мотивированное решение суда составлено 13 апреля 2022 года.