УИД 10RS0011-01-2022-000087-71
№2а-1263/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 февраля 2022 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Александровой К.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения по тем основаниям, что в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ он просил Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставить ему земельный участок с кадастровым номером № в аренду, без торгов, сроком на 3 года, в целях сенокошения. ФИО1 имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 10:20:0064702:399, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, имеющий общую границу с испрашиваемым участком. Получение в аренду участка с кадастровым номером № необходимо для улучшения условий осуществлению деятельности по ведению личного подсобного хозяйства - выращиванию сельскохозяйственных культур и домашних животных. Письмом (решением) № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка было отказано по следующим обстоятельствам: относимость испрашиваемого участка к землям запаса и невозможность его использования без перевода в земли других категорий; отсутствие кадастровой стоимости участка и невозможность по этой причине определения арендной платы; не установлен вид разрешенного использования земельного участка. Данное решение административный истец полагает незаконным. Земельный участок не относится к землям запаса, поскольку на основании распоряжения Правительства Республики Карелия №-р от ДД.ММ.ГГГГ переведен из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Текст распоряжения был приложен к заявлению о предоставлении участка в аренду. Отсутствие кадастровой стоимости земельного участка не может являться основанием для отказа в предоставлении участка в аренду, такое основание не приведено в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость должна была быть определена административным ответчиком в порядке, определенном пунктом 1 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на основании отчета о рыночной стоимости земельного участка. При этом ФИО1 согласен финансировать деятельность оценщика. С предложением заказать отчет и оплатить его стоимость административный ответчик к ФИО1 не обращался. Отсутствие вида разрешенного использования земельного участка в данном случае не может являться основанием отказа в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку участок переведен из земель запаса в состав земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные виды разрешенного использования земельных участков выбираются правообладателями самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований. Согласно Правилам застройки и землеустройства Деревянского сельского поселения испрашиваемый земельный участок находится за пределами населенных пунктов, в территориальной зоне «СХ1», для которой в Правилах установлен перечень видов разрешенного использования, включающий в том числе возможность использования участков в заявленной цели - для сенокошения. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования само по себе не свидетельствует о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлен вид разрешенного использования. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе в предоставлении земельного участка № в аренду ФИО1, принятое в форме письма № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Первого заместителя Министра ФИО2.
Определением судьи от 13 января 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Прионежского муниципального района.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Его представитель ФИО3, действующий на основании доверенности и ордера, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо администрации Прионежского муниципального района в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения представителей явившихся лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец ФИО1 19 октября 2021 г. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано за №), в котором просил на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставить земельный участок с кадастровым номером 10:20:0064702:1217, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал № в районе <адрес>, в аренду, без торгов, сроком на 3 года, в целях сенокошения. К заявлению приложил копию паспорта и копию распоряжения Правительства Республики Карелия №753-р от 13.10.2021, в соответствии с которым по заявлению ФИО1, испрашиваемый земельный участок переведен из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
Решением, оформленным письмом №33220/12.4-21 от 6 декабря 2021г., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, отказало в удовлетворении заявления, поскольку согласно сведениям ЕГРН испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель «земли запаса», использование земельного участка, отнесенного к указанной категории земель, для целей сенокошения не предусмотрено положениями статьи 103 Земельного кодекса Российской Федерации. Указано, что предоставление земельного участка станет возможным только после его перевода в другую категорию земель. Отказ мотивирован также со ссылками на подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17, подпункт 20 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации на отсутствие установленного вида разрешенного использования. Указано также на невозможность рассчитать размер арендной платы ввиду отсутствия кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В силу положений статьи 10.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия №390-П от 02.11.2017, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно подпунктам 6 и 20 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования. Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу статьи 77 Земельного Кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами.
Согласно части 1 статьи 79 Земельного Кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты. При этом в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2021 № 493-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о виде разрешенного использования земельного участка и (или) о таком земельном участке, выбранным считается вид разрешенного использования, указанный в правоустанавливающем и (или) правоудостоверяющем документе на данный земельный участок, выданном до 31 января 1998 года.
В силу положений статьи 103 Земельного Кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Из материалов дела, в том числе выписки из ЕГРН следует, что на дату рассмотрения дела земельный участок с кадастровым номером 10:20:0064702:1217 отнесен к категории земель «земли запаса», вид разрешенного использования и кадастровая стоимость не определены.
Как уже было указано ранее, распоряжением Правительства Республики Карелия №-р от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен перевод спорного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Копия данного распоряжения была направлена ФИО1 письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
При этом, только 1 декабря 2021 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия в адрес филиала ФГУБ «ФКП Россреестра по Республике Карелия» направлено заявление с целью внесения в ЕГРН сведений о категории земельных участков, в том числе спорного, данное письмо получено адресатом 2 декабря 2021 г.
Информацией о результатах рассмотрения данного заявления Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не располагает, при рассмотрении спорного заявления ФИО1 соответствующие запросы в адрес органа регистрации прав, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с целью уточнения информации о завершении процедуры перевода спорного земельного участка в составе земель из одной категории в другую не направляло в нарушение пунктов 27, 29, 99 Административного регламента Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, являющегося приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.02.2018 №25, пунктов 11 и 12 Административного регламента Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств заинтересованных лиц о переводе из одной категории в другую земель (земельных участков), находящихся в собственности Республики Карелия, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности (земельных участков в составе таких земель), а также земель (земельных участков), государственная собственность на которые не разграничена, являющегося приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 24.11.2017 № 13.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что соответствующие надлежащие документы, подтверждающие завершение процедуры перевода спорного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в материалы дела в ходе рассмотрения дела в нарушение части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не были представлены, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ г. № в указанном части является незаконным и нарушающим права административного истца.
Согласно ответу на запрос суда администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ согласно Правилам застройки и землеустройства Деревянского сельского поселения испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Сх1 – зона сельскохозяйственного использования, сельхозугодья, которая предназначена для размещения пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениям (садами, виноградниками и другими). Факт нахождения спорного земельного участка в указанной территориальной зоне также отражен в дополнительных пояснениях административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ
С учетом незавершения процедуры перевода спорного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, нахождения спорного земельного участка в зоне сельскохозяйственного использования, предназначенной, в том числе для размещения сенокосов, а также принимая во внимание положения вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что виды разрешенного использования земельных участков применительно к соответствующей территориальной зоне считаются установленными с момента утверждения правил землепользования и застройки; отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования само по себе не свидетельствует о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлен вид разрешенного использования (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№). Таким образом, оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ№ в указанном части (неустановление вида разрешенного использования) также является незаконным и нарушающим права административного истца.
Кроме того, суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что отсутствие кадастровой стоимости земельного участка не может являться основанием для отказа в предоставлении участка в аренду, поскольку такое основание не приведено в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы подлежал определению в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Карелия от 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия». Более того, в ходе судебного заседания административным истцом представлен отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым рыночная стоимость спорного объекта составляет 595000 руб.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства, поскольку в нарушение части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении дела административным ответчиком не были представлены доказательства в обоснование доводов административного ответчика, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Поскольку суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административным ответчиком, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Применительно к положениям части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат взысканию с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 6 декабря 2021 г. № 33220/12.4-21 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление ФИО1 от 19 октября 2021 г. № 30917 о предоставлении земельного участка в аренду, о результатах рассмотрения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения сообщить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия и административному истцу.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме,
в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2022 г.