72RS0013-01-2020-010243-22
Дело №2а-1266/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Тюмень 20 января 2021 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Бойевой С.А.,
при секретаре Пальяновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности по представлению информации,
У С Т А Н О В И Л:
ООО МФК «ОТП Финанс» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области ФИО1, УФССП России по Тюменской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности по представлению информации. Требования мотивированы тем, что на основании исполнительного документа выданного мировым судьей судебного участка №6 Калининского судебного района г.Тюмени №2-192/2020/6М от 21.01.2020 года, 10.03.2020 года судебным приставом-исполнителем РОСП Калининского АО г.Тюмени возбуждено исполнительное производство №29883/20/72006-ИП о взыскании с должника ФИО2 в пользу взыскателя ООО МФК «ОТП Финанс» задолженности по кредитному договору <***>. 17.12.2020г. истец в порядке установленном ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" №59-ФЗ от 02.05.2006 года обратился с запросом №1014926430 о ходе исполнительного производства в РОСП Калининского АО г.Тюмени. 23.12.2020 года ведущий судебный пристав-исполнитель ФИО1 в предоставлении информации о ходе исполнительного производства отказала, дав ответ о том, что заявление не может быть рассмотрено в связи с отсутствием полномочий представителя заявителя. Истец считает, что незаконность действия ведущего судебного пристава-исполнителя заключается в том, что согласно требованиям п.2 приказа ФССП России №837 от 30.12.2016 года "Об определении вида электронной подписи и требований к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа" определено, что при подаче заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в ФССП в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" допустимо использование простой электронной подписи, за исключением случаев подачи заявления об отзыве исполнительного документа, ходатайства о перечислении денежных средств взыскателю на указанные им банковские реквизиты. В соответствии с приказом №333 от 30.12.2016 года "Об утверждении порядка подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу ФССП в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью". В соответствии с п.3 указанного приказа электронные обращения могут быть поданы взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе личного кабинета федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства к электронному обращению могут быть приложены иные документы в форме электронного документа. При подаче электронного обращения представителем стороны исполнительного производства к электронному обращению также прилагается документ, подтверждающий его полномочия, в форме электронного документа. В случае если документ, подтверждающий полномочия представителя стороны исполнительного производства, приобщен к материалам исполнительного производства, в электронном обращении указываются его наименование и реквизиты. При подаче заявления (запроса) о ходе исполнительного производства по средствам электронного обращения через интернет портал "Госуслуги", отсутствует возможность приобщения документов к данному заявлению (запросу). Данное заявление подано в соответствии п.19 приказа ФССП России №475 от 19.06.2020 года "Об утверждении Административного регламента ФССП предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица" при подаче документов в электронной форме заявитель заполняет заявление и направляет его посредством Единого портала, СМЭВ либо Телекоммуникационных сетей. При подаче заявления о предоставлении информации из банка данных посредством Единого портала, СМЭВ либо Телекоммуникационных сетей проверка полномочий представителя проводится автоматически на основании сведений, содержащихся в АИС ФССП России и федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". На основании изложенного административный истец в судебном порядке просит признать незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области ФИО1 выразившиеся: 1. В отказе предоставления государственной услуги "О ходе исполнительного производства". 2. В не предоставлении информации о ходе исполнительного производства №29883/20/72006-ИП. 3. Возложении обязанности на ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО1 предоставить информацию о ходе исполнительного производства №29883/20/72006-ИП.
Представитель административного истца ООО МФК «ОТП Финанс» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области ФИО1, представитель административного ответчика УФССП России по Тюменской области, заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались, доказательств уважительности причин неявки не представили.
В письменном отзыве представленном суду судебный пристав исполнитель просит отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на тот факт, что 23.12.2020 года ею был дан ответ на обращение в соответствии с Административным регламентом. В последующем представителю административного истца была предоставлена информация о ходе исполнительного производства.
Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава - исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на основании исполнительного документа выданного мировым судьей судебного участка №6 Калининского судебного района г.Тюмени №2-192/2020 от 21 января 2020 года, 10 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем РОСП Калининского АО г.Тюмени возбуждено исполнительное производство №29883/20/72006-ИП о взыскании с должника ФИО2 в пользу взыскателя ООО МФК «ОТП Финанс» задолженности по кредитному договору в размере 353351,54 руб..
Административный истец указывает, что судебный пристав-исполнитель отказал в предоставлении государственной услуги о ходе исполнительного производства.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».
Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
17 декабря 2020 года представитель ООО МФК "ОТП Финанс" в порядке установленном ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" №59-ФЗ от 02.05.2006 года обратился с запросом №1014925670 о ходе исполнительного производства №29883/20/72006-ИП в РОСП Калининского АО г.Тюмени (л.д.11-14).
23 декабря 2020 года ведущий судебный пристав-исполнитель ФИО1 РОСП Калининского АО г.Тюмени на обращение истца направила уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, указав, что заявление не может быть рассмотрено, так как для данного типа заявления требуется обязательное подтверждение полномочий заявителя, а на основании указанных в нем сведений подтвердить их невозможно (л.д.15, исполнительное производство ).
Согласно требованиям п.2 приказа ФССП России №837 от 30.12.2016 года "Об определении вида электронной подписи и требований к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа" определено, что при подаче заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в ФССП в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" допустимо использование простой электронной подписи, за исключением случаев подачи заявления об отзыве исполнительного документа, ходатайства о перечислении денежных средств взыскателю на указанные им банковские реквизиты.
В соответствии с п.3 приказа Министерства юстиции РФ №333 от 30.12.2016 года "Об утверждении порядка подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу ФССП в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью" электронные обращения могут быть поданы взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе личного кабинета федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства к электронному обращению могут быть приложены иные документы в форме электронного документа. При подаче электронного обращения представителем стороны исполнительного производства к электронному обращению также прилагается документ, подтверждающий его полномочия, в форме электронного документа. В случае если документ, подтверждающий полномочия представителя стороны исполнительного производства, приобщен к материалам исполнительного производства, в электронном обращении указываются его наименование и реквизиты. При подаче заявления (запроса) о ходе исполнительного производства по средствам электронного обращения через интернет портал "Госуслуги", отсутствует возможность приобщения документов к данному заявлению (запросу).
Согласно п.19 приказа ФССП России №475 от 19.06.2020 года "Об утверждении Административного регламента ФССП предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица" (далее по тексту – Приказа) при подаче документов в электронной форме заявитель заполняет заявление и направляет его посредством Единого портала, СМЭВ либо Телекоммуникационных сетей. При подаче заявления о предоставлении информации из банка данных посредством Единого портала, СМЭВ либо Телекоммуникационных сетей проверка полномочий представителя проводится автоматически на основании сведений, содержащихся в АИС ФССП России и федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Пунктом 39 Приказа предусмотрено, что заявление и документы в электронной форме должны быть подписаны простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" <1> и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг".
Доверенность, подтверждающая правомочие на обращение за получением государственной услуги, выданная организацией, удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью правомочного должностного лица организации, а доверенность, выданная физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Согласно п.52 приказа ФССП России №475 от 19.06.2020 года "Об утверждении Административного регламента ФССП предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица" при установлении наличия оснований для отказа в предоставлении информации об исполнительном производстве, предусмотренных пунктом 53 Регламента, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение заявления, принимает решение об отказе в предоставлении информации, осуществляет подготовку и направляет (выдает) уведомление об отказе в предоставлении информации.
В соответствии с п.53 приказа ФССП России №475 от 19.06.2020 года "Об утверждении Административного регламента ФССП предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица" основаниями для отказа в предоставлении информации об исполнительном производстве являются: - подача заявления лицом, не имеющим полномочий; - несоответствие сведений, указанных в заявлении и прилагаемых к нему документах, материалам исполнительного производства.
При формировании обращения указана доверенность №186 от имени ООО МФК "ОТП Финанс", при этом сведения о доверителе не указаны, доверенность не приложена, запрос подписан простой электронной подписью. (л.д.11-21).
При таких обстоятельствах суд находит действия судебного пристава-исполнителя в направлении уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги от 23.12.2020 года законными и обоснованными.
Также суд полагает, что совокупности таких условий как несоответствие оспариваемого действия требованиям закона и нарушение им прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует. Более того, до рассмотрения дела по существу административным ответчиком требование административного истца об обязании совершить действия исполнено добровольно, необходимая информация предоставлена.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
В нарушении указанной нормы права суд приходит к мнению, что административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении действующего законодательства и о нарушении прав и законных интересов истца обжалуемым действием.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконным оспариваемого действия должностного лица.
Поскольку доводы административного иска не нашли своего подтверждения, требования о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области ФИО1 выразившиеся: 1. В отказе предоставления государственной услуги "О ходе исполнительного производства". 2. В не предоставлении информации о ходе исполнительного производства №29883/20/72006-ИП удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ, статьей 122 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании части 8 статьи 219 КАС РФ, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Истец подал обращение в адрес ответчика 17.12.2020 года, 23.12.2020 года судебным приставом-исполнителем подготовлен ответ на обращение, в суд с настоящим иском административный истец обратился 24.12.2020 года. На основании вышеизложенного суд считает, что истцом установленный законом срок обращения в суд с настоящим иском не пропущен.
В связи с тем, что судом отказано в удовлетворении требований истца о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области ФИО1, не подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности на ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО1 предоставить информацию о ходе исполнительного производства №29883/20/72006-ИП. Следовательно, в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь Приказом ФССП России №837 от 30.12.2016 года "Об определении вида электронной подписи и требований к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа", Приказом Министерства юстиции РФ №333 от 30.12.2016 года "Об утверждении порядка подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу ФССП в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью", Приказом ФССП России №475 от 19.06.2020 года "Об утверждении Административного регламента ФССП предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица", Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве», ст.ст. 175-180, 219, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности по представлению информации - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Калининский районный суд города Тюмени.
Председательствующий судья: (подпись) С.А. Бойева
Мотивированное решение составлено 01 февраля 2021 года.
Копия верна.
Подлинник решения подшит и хранится в Калининском районном суде г.Тюмени в материалах административного дела № 2а-1266/2021
Судья С.А. Бойева