ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1266/2021 от 20.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2021 года г. Иркутск

Ленинский районный суд города Иркутска Иркутской области в составе председательствующего судьи Трофимовой Э.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Соболь О.В.,

с участием представителей административных ответчиков:

- Отделения №4 по обслуживанию Ленинского района и сопредельной территории Иркутского района Отдела по вопросам миграции Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» - Макаренко И.Ю., действующей по должности на основании приказа от 18 июля 2016 года № 962 л/с,

- Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» - Жоголь О.Г., действующей по доверенности от 01 января 2021 года,

заинтересованного лица Ковалевой В.О.,

в отсутствие административного истца Трусовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1266/2021 по административному исковому заявлению Трусовой ФИО7 к Отделению №4 по обслуживанию Ленинского района и сопредельной территории Иркутского района Отдела по вопросам миграции Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское», Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту жительства,

установил:

Трусова А.А. обратилась в суд с административным иском к Отделению по обслуживанию <адрес> и сопредельной территории <адрес> Отдела по вопросам миграции Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» (далее – Отделение ), Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» (далее – МУ МВД России «Иркутское») о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту жительства.

В обоснование иска указала, что на основании заключенного с Ковалевой В.О договора найма жилого помещения от ****год постоянно проживает в жилом помещении по адресу: г. Иркутск, <адрес>. Она дважды обращалась в Отделение с заявлением о регистрации по фактическому адресу проживания и оба раза получила отказ, мотивированный тем, что при регистрации гражданина по месту жительства необходимо личное присутствие собственника помещения, подпись которого ставится на заявлении и удостоверяется должностным лицом регистрирующего органа.

Просила признать решение Отделения об отказе в регистрации по месту жительства незаконным, обязать осуществить государственную регистрацию по месту фактического проживания; привлечь должностных лиц к административной ответственности за нарушения правил регистрации граждан; вынести частное определение суда о проведении проверки должностных лиц указанного государственного органа на соответствие занимаемым должностям.

Определением от ****год к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское».

Административный истец Трусова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежаще, причины неявки суду не известны.

Представитель административного ответчика Отделения по обслуживанию <адрес> и сопредельной территории <адрес> Отдела по вопросам миграции Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» - Макаренко И.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» - Жоголь О.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо Ковалева В.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что передача Трусовой А.А. в аренду жилого помещения не предусматривает права последней зарегистрироваться в квартире. Соответствующего согласия она Трусовой А.А. не давала и разговора по этому вопросу не было и не могло быть. О намерении истца зарегистрироваться в ее квартире она узнала от сотрудников полиции. В настоящее время она расторгла в одностороннем порядке договор аренды, поскольку на Трусову А.А. поступало много жалоб от соседей, в том числе в полицию.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, находит требования административного иска не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Порядок осуществления регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации урегулирован Законом РФ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1****год (далее – Правила регистрации), Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от ****год N (далее – административный регламент).

В соответствии со ст. 6 Закона РФ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения" для регистрации по месту жительства гражданин обязан предъявить паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенную копию, то есть, в частности, при вселении гражданина в жилое помещение, занимаемое другими лицами, он должен получить их согласие на вселение и регистрацию в это помещение.

При отсутствии согласия на вселение в такое помещение проживающих в нем лиц, а также при отсутствии других документов, дающих основание для вселения, не может быть осуществлена и регистрация гражданина в этом помещении и у него не возникает какого-либо права на него.

В соответствии с п. 49 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственной реестре недвижимости; письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности.

Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.

С учетом изложенного, необходимой предпосылкой регистрации гражданина по месту жительства является предъявление им определенных документов, подтверждающих субъективное право гражданина на вселение в жилое помещение и проживание в нем.

Как следует из материалов дела, административный истец имеет регистрацию по адресу: г. Иркутск, <адрес>. Соответствующие сведения внесены в паспорт гражданина, копия которого приложена Трусовой А.А. к административному иску. Этот же адрес указан Трусовой А.А. в заявлении о регистрации по месту жительства от ****год.

****год между Ковалевой В.О. (наймодатель) и Трусовой А.А. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передает, принадлежащую ему на праве собственности, нанимателю во владение и пользование квартиру по адресу: г.Иркутск, <адрес>.

****год административный истец обратилась в Отделение по вопросам миграции Межмуниципального управления МВД России «Иркутское» с заявлением о регистрации по месту жительства в спорной квартире. К заявлению приложены в копиях паспорт, договор найма жилого помещения от ****год, передаточный акт, чеки по операции СберБанк, выписка из ЕГРН.

Указанное заявление зарегистрировано в журнале учета входящих документов Отделения ОВМ МУ МВД России «Иркутское» за номером 345.

Ответом заместителя начальника отдела-начальника отделения отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» подполковника полиции И.Ю.Макаренко от ****год исх. заявителю разъяснено со ссылкой на положения административного регламента о необходимости предоставить заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства с адресу: г.Иркутск <адрес>, а также заявление о регистрации по месту жительства по форме (приложение к административному регламенту), подписанному заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.

Ответ аналогичного содержания направлен административному истцу ****год через портал государственных услуг.

Таким образом, установив наличие у Трусовой А.А. регистрации по месту жительства и отсутствие документов, подтверждающих согласие собственника жилого помещение на совершение регистрационных действий нанимателя по договору найма жилого помещения от ****год, должностное лицо обоснованно отказало в регистрации административного истца по месту жительства.

Оспариваемый ответ заместителя начальника отдела-начальника отделения (отдела ) отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» соответствует положениям п. 49 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и как следствие этого не нарушает прав и законных интересов Трусовой А.А.

Фактическое проживание административного истца по спорному адресу, оплата жилищно-коммунальных услуг, проведение ремонта в квартире основанием для регистрации по месту жительства не является.

Проверяя полномочия должностного лица, давшего оспариваемый ответ, судом установлено следующее.

Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» является территориальным органом МВД России на районном уровне (п.2 Положения о Межмуниципальном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское», утв. Приказом ГУ МВД России по <адрес>).

В структуру Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» входит Отдел по вопросам миграции Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» (далее - Отдел по вопросам миграции), Положение о котором утверждено приказом МУ МВД России «Иркутское» от ****год (в ред. Приказа от ****год)

Отдел по вопросам миграции осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории г. Иркутска (п.1).

К задачам отдела относится осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах осуществления полномочий (п.8.2 Положения об отделе по вопросам миграции).

В полномочия Отдела по вопросам миграции входит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории осуществления полномочий; прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним соответствующего решения и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (п.п.10.9, 14 Положения об отделе по вопросам миграции).

Приложением № 5 к приказу МУ МВД России «Иркутское» от 16.08.2017 № 385 (в ред. Приказа от 14.11.2018 № 619) утверждено Положение об отделении № 4 отдела по вопросам миграции Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское», которое в силу пункта пунктом 1 является структурным подразделением Отдела по вопросам миграции, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории Ленинского округа г. Иркутска и прилегающей территории Иркутского района (п.1).

В пунктах 8.2, 10.8, 14 Положения об отделении №4 закреплены полномочия Отделения № 4 по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, а также по осуществлению приема граждан, своевременному и полному рассмотрению устных и письменных обращений граждан, принятию по ним соответствующего решения и направлению ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Согласно Должностному регламенту заместителя начальника отдела-начальника отделения (отделение №4) отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» подполковника полиции Макаренко И.Ю. в круг служебных обязанностей должностного лица, подписавшего оспариваемые ответ, входит рассмотрение обращений граждан по существу поставленных вопросов (п. 36), организация и осуществление регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п.59). Пунктом 91 должностного регламента предусмотрена персональная ответственность за организацию предоставления государственных услуг в сфере миграции.

С учетом анализа приведенных положений суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ в регистрации по месту жительства, выраженный письмом заместителя начальника отдела-начальника отделения отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» подполковника полиции Макаренко И.Ю. от 20.02.2021 исх. №, принят в пределах полномочий и компетенции должностного лица структурного подразделения территориального органа МВД России на районном уровне.

На основании ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица и реального нарушения при этом прав заявителя.

Поскольку необходимой совокупности условий по делу не установлено, оснований для удовлетворения заявленных Трусовой А.А. требований о признании незаконным решения Отделения №4 об отказе в регистрации по месту жительства незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию по месту фактического проживания не имеется.

Требование административного иска о привлечении должностных лиц, ответственных за принятие незаконного решения об отказе в регистрации, к административной ответственности не могут быть разрешены по существу при рассмотрении требований по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления, если оно подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (части 2 и 5 статьи 1).

Положения поименованного кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (часть 5 статьи 1, часть 6 статьи 218).

Руководствуясь приведенными процессуальными нормами, суд приходит к выводу о том, что в порядке административного судопроизводства не подлежат рассмотрению требования административного истца о привлечении должностных лиц к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частное определение выносится при выявлении случаев нарушения законности. По настоящему делу таких случаев не установлено, в связи с чем оснований для вынесения частного определения не имеется.

Руководствуясь статьями 175 – 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Трусовой ФИО8 к Отделению по обслуживанию <адрес> и сопредельной территории <адрес> Отдела по вопросам миграции Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское», Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту жительства оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия судом решения.

Судья Э.В. Трофимова

Мотивированное решение суда изготовлено 27 апреля 2021 года.