ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1267/20 от 22.05.2020 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-1267/2020

66RS0003-01-2020-000605-31

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 22 мая 2020 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Примаковой Д.С., с участием административного истца Парамонова А.В., представителя административных истцов Сметанина Е.Я., представителя административных ответчиков Гиматовой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Парамонова Александра Владимировича, Писарева Виктора Михайловича, Афтаева Сергея Николаевича к государственному инспектору Департамента по охране, контролю, и регулированию использования животного мира Свердловской области Мезенову Дмитрию Викторовичу, Департаменту по охране, контролю, и регулированию использования животного мира Свердловской области о признании незаконными действий государственного инспектора и решения Департамента по охране, контролю, и регулированию использования животного мира Свердловской области,

УСТАНОВИЛ:

Парамонов А.В., Писарев В.М. и Афтаев С.Н. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указали, что 09 ноября 2019 года в 18:30 часов ведущим специалистом – государственным инспектором Департамента по охране, контролю, и регулированию использования животного мира Свердловской области Мезеновым Д.В. проведена проверка документов в охотничьих угодьях Р (Свердловская область, Талицкий район, в 2х км от д. Новая) у Афтаева С.Н., Писарева В.М. и Парамонова А.В. Проверка документов проведена у некоторых охотников непосредственно на стрелковой вышке (охотничьем лабазе). Мезенов Д.В. лично поднимался на указанную стрелковую вышку и уже там осуществлял проверку документов. Коллективом охотников, включая административных истцов, подана жалоба в Департамент по охране, контролю, и регулированию использования животного мира Свердловской области (далее – Департамент). Жалоба рассмотрена и отклонена решением от 28 декабря 2019 года № ***. В действиях Мезенова Д.В. не было найдено никаких нарушений. Полагают, что действия государственного инспектора и решение Департамента являются незаконными. Мезенов Д.В. не представил приказ руководителя о назначении проверки, самостоятельно залез на лабаз (стрелковую вышку) и непосредственно там осуществил проверку документов. На основании пп. 2 п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать охотничьи угодья и объекты охотничьей инфраструктуры в целях проведения проверки соблюдения правил охоты, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также проведения биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания. Приказ предъявлен не был. Лабаз или стрелковая вышка не относятся к объектам охотничьей инфраструктуры, является охотничьим сооружением и служит одним из способов охоты. Государственный инспектор не вправе посещать и осматривать охотничьи сооружения в момент осуществления охоты, в том числе в целях безопасности, поскольку стрелковая вышка не относится к объектам, которые государственный инспектор вправе посещать и осматривать в темное время суток. Доводы Департамента, о том что приказ о назначении проверки предъявляются только при проведении проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являются несостоятельными, поскольку норма Федерального закона № 209-ФЗ действует и для проверки физических лиц. Полагают, что у Мезенова Д.В. заранее возник умысел на незаконную проверку документов, с целью прервать охоту и причинить ущерб интересам охотничьего коллектива. Мезенов Д.В. нарушил Кодекс этики служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области, указал наличие неприязненных отношений к одному из охотников, что подтверждается видеозаписью. Мезенов Д.В., используя свое служебное положение и умышлено осуществляя незаконные проверки, в связи с наличием личных неприязненных отношений к одному из охотников, существенным образом нарушает права граждан Российской Федерации и интересы охотколлектива. Просит признать незаконными действия государственного инспектора Департамента Мезенова Д.В. по проверке документов на право охоты 09 ноября 2019 года в охотничьих угодьях Р у Афтаева С.Н., Писарева В.М., Парамонова А.В., признать незаконным решение Департамента, выраженное в ответе на коллективную жалобу от 28 декабря 2019 года № ***, обязать Департамент устранить допущенные нарушения путем надлежащего рассмотрения поданной коллективной жалобы в отношении государственного инспектора Мезенова Д.В.

В судебном заседании административный истец Парамонов А.В., представитель административных истцов Сметанин Е.Я., действующий на основании доверенности от 04 февраля 2020 года, в судебном заседании требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали.

Административный ответчик государственный инспектор Мезенов Д.В. в судебное заседание не явился. Направил письменные пояснения, согласно которым у него имелось плановое (рейдовое) задание, которое в форме приказа на несколько месяцев он предлагал показать Афтаеву.

Представитель административных ответчиков Гиматова Л.Р., действующая на основании доверенностей, представила отзыв на административное исковое заявление, согласно которому 16 декабря 2019 года в Департамент поступило обращение граждан Парамонова А.В., Писарева В.М., Шушарина В.А., Афтаева С.Н., Полухина Л.А., Сальникова А.А., Николаенко А.Н., Боярского А.В., Плотникова О.В., Круподерова А.В. о незаконности проверки документов на право охоты государственным инспектором Мезеновым Д.В. На обращение дан ответ от 28 декабря 2019 года с указанием, что доводы заявителей не нашли своего подтверждения, оснований для привлечения Мезенова Д.В. к какой-либо ответственности не имеется. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя. Правила охоты и Федеральный закон «О животном мире» не связывает возможность осуществления федерального государственного охотничьего надзора в отношении граждан только при обязательном предъявлении приказа о проведении такого надзора проверяемым гражданам. Положением о федеральном государственном охотничьем надзоре установлено, что проведение проверок соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требованием в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при предъявлении служебных удостоверений на основании соответствующего приказа руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым является Департамент. Служебное удостоверение было предъявлено. Плановое (рейдовое) задание на проведение мероприятий по контролю за соблюдением требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий у государственного инспектора имелось. Видеозапись подтверждает отсутствие нарушений при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий. Лабаз расположен на территории охотничьих угодий и на нем может находиться лицо с оружием, без документов на право охоты, с продукцией незаконной охоты, поэтому инспектор может залезать на него, даже несмотря на то, что лабаз не относится к охотничьей инфраструктуре. Доказательства нарушения Мезеновым Д.В. Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области отсутствуют. Административный регламент исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора рассчитан на действия государственных инспекторов при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми заключены охотхозяйственные соглашения и на проведение государственного охотничьего надзора в отношении граждан. Мезенов Д.В. не осуществлял 09 ноября 2019 года проверку юридического лица, а проводил в соответствии с п. 11.1 Положения о федеральном государственном охотничьем надзоре мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий на основании планового (рейдового) задания. Обязанность предъявлять гражданам плановое (рейдовое) задание не предусмотрено. Доказательства нарушения прав и сводов административных истцов не представлены. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Гиматова Л.Р., действующая на основании доверенности, на доводах отзыва настаивала, просила в иске отказать, полагая также, что права административных истцов не нарушены.

Заинтересованные лица Шушарин В.А., Полухин Л.А., Сальников А.А., Николаенко А.Н., Боярский А.В., Плотников О.В., Круподеров А.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судом определено рассматривать дело при данной явке.

Заслушав административного истца Парамонова А.В., представителя административных истцов, представителя административного ответчика государственного инспектора и административного ответчика Департамента, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела следует, никем не оспаривается, что 09 ноября 2019 года в охотничьих угодьях Р (Свердловская область, Талицкий район, в 2х км от д. Новая) государственным инспектором Департамента Мезеновым Д.В. проводились мероприятия, в рамках которых у Парамонова А.В., Писарева В.М. и Афтаева С.Н. проверены документы, а государственный инспектор Мезенов Д.В. поднимался на стрелковую вышку (охотничьий лабаз).

Оспаривая действия инспектора, административные истцы указывают, что в отношении административных истцов проводилась проверка без предъявления приказа о проведении проверки.

В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 03 марта 2008 года № 157-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, реализующим отдельные направления государственной политики в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также осуществляющим полномочия Российской Федерации, переданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Мезенов Д.В. является ведущим специалистом отдела оперативной работы – государственным инспектором Свердловской области. Согласно должностному регламенту ведущего специалиста отдела оперативной работы – государственного инспектора Свердловской области, задачами, на реализацию которых ориентировано исполнение должностных обязанностей, в том числе является проведение плановых и внеплановых документарных и выездных проверок с соблюдением требований, установленных ст.ст. 9-13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проведение проверки соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Государственные инспекторы Свердловской области являются государственными гражданскими служащими Свердловской области категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, в ведении которых находятся вопросы государственного охотничьего надзора, в соответствии с Перечнем должностных лиц (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды) Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, осуществляющих на территории Свердловской области федеральный государственный охотничий надзор, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденным приказом Департамента по охране животного мира Свердловской области от 21 мая 2015 № 125.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право: проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, выданные в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»; производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки.

Порядок осуществления федерального государственного охотничьего надзора определен Положением о федеральном государственном охотничьем надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года № 29 (далее – Положение).

Так, в соответствии с п. 8 Положения, к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, а также с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно п. 9 Положения государственный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством: а) проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок с соблюдением требований, установленных статьями 9 - 13 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; б) систематического наблюдения за исполнением требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; в) анализа и прогнозирования состояния исполнения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

При этом в соответствии с п. 10, 11 и 11(1) Положения государственный надзор в отношении граждан осуществляется должностными лицами (государственными инспекторами в области охраны окружающей среды) посредством проведения проверок соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при предъявлении служебных удостоверений на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, руководителя (заместителя руководителя) ее территориального органа или руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При проведении проверок в отношении граждан осуществляются следующие мероприятия: а) рассмотрение документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, путевка (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства)); б) осмотр орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализ и оценка способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверка сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) осмотр отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции, определяемой в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, на соответствие указанным в разрешении на добычу охотничьих ресурсов сведениям; г) проверка соблюдения правил охоты, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий проводятся должностными лицами органов государственного надзора (государственными инспекторами в области охраны окружающей среды) на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение указанных мероприятий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров и обследований охотничьих угодий устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 11(1) Положения).

Кроме того, приказом Департамента от 26 июня 2018 года № 140 установлено, что должностные лица Департамента, уполномоченные на осуществление федерального государственного охотничьего надзора, на постоянной основе должны проводить проверки соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и сохранения охотничьих ресурсов в муниципальных образованиях Свердловской области. Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий и осуществлять на основании приказа директора Департамента. Пунктом 4 Приказа установлено, что проверки проводятся при предъявлении служебных удостоверений на основании плановых (рейдовых) заданий.

Таким образом, Положение разграничивает проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и проведение проверок и мероприятий по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий в отношении граждан.

Суд не соглашается с доводами административных истцов, согласно которым в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать охотничьи угодья и объекты охотничьей инфраструктуры в целях проведения проверки соблюдения правил охоты, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также проведения биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания (аналогичное положение в пп. Б п. 7 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, утвержденного Приказом Минприроды России от 27 июня 2012 года № 171); указанное, по мнению административных истцов, обязывает государственного инспектора при проведении проверки в отношении в обязательном порядке предъявлять не только служебное удостоверение, но и приказ о проведении проверки.

Вместе с тем, Положение не обязывает предъявлять приказ при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий.

У государственного инспектора Мезенова Д.В. имелось плановое (рейдовое) задание на проведение мероприятий по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Свердловской области, оформленное на основании приказа Департамента от 19 декабря 2018 года № 281, на время в том числе с 00:01 01 ноября 2019 года по 24:00 31 ноября 2019 года. Указанное задание включало в себя следующие мероприятия: рассмотрение документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, путевка (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства)); осмотр орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализ и оценка способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверка сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; осмотр отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции, определяемой в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, на соответствие указанным в разрешении на добычу охотничьих ресурсов сведениям; проверка соблюдения правил охоты, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания; составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление досмотра вещей и личного досмотра задержанных лиц, остановка и досмотр транспортных средств, поверка оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время транспортировки, в местах складирования и переработки; в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие у нарушителей незаконно добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, оружия и других орудий объектов животного мира, в том числе транспортных средств, а также соответствующих документов с оформлением изъятия в установленном порядке.

Что касается довода о невозможности проведения проверки документов на стрелковой вышке, то в соответствии со ст. 53 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований федерального закона Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 11 июля 2017 года № 1469-р, утвердившее перечень объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре. В данный перечень включены: вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; егерский кордон; охотничья база.

В соответствие с указанным действующим правовым регулированием, к охотничьей инфраструктуре не отнесены стрелковые вышки.

Однако указанное не исключает возможности провести государственному инспектору проверку документов на стрелковой вышке. Законодательно такого запрета не имеется.

Судом не установлено, что государственный инспектор действовал за пределами возложенных на него полномочий. Также судом не установлено нарушения прав административных истцов действиями государственного инспектора по проведению проверки.

Суд также отмечает, что в соответствии с п. 3 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512 при осуществлении охоты охотник обязан: соблюдать настоящие Правила; иметь при себе: охотничий билет; в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии"; в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке; в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке, и путевку, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; в случае осуществления охоты на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти или природоохранными учреждениями в установленном порядке; в случае осуществления охоты с ловчими птицами разрешение на содержание и разведение в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ); предъявлять по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный охотничий надзор, территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за которыми Федеральным законом N 52-ФЗ закреплены функции по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, документы, указанные в пункте 3.2 настоящих Правил, орудия охоты, продукцию охоты; предъявлять по требованию производственного охотничьего инспектора, уполномоченного осуществлять производственный охотничий контроль, по предъявлении им удостоверения производственного охотничьего инспектора документы, указанные в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 3.2 настоящих Правил, а также вещи, находящиеся при себе (в том числе орудия охоты, продукцию охоты), и транспортные средства для их осмотра.

Обязанность предъявлять должностному лицу охотничий билет; разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, путевку законодательно возложена на охотников и не может нарушать их права.

Довод административных истцов о том, что государственный инспектор сорвал охоту, проводя проверку документов у охотников, что повлекло дополнительные расходы, является несостоятельным, поскольку проверка проведена законно, а охотник обязан предъявить соответствующие документы.

Также противоречит исследованным доказательствам довод административных истцов, что исключительным и единственным поводом для проведения проверки государственным инспектором Мезеновым Д.В. явилась личная неприязнь к охотникам.

28 декабря 2019 года на коллективную жалобу Парамонова А.В., Писарева В.М., Шушарина В.А., Афтаева С.Н., Полухина Л.А., Сальникова А.А., Николаенко А.Н., Боярского А.В., Плотникова О.В., Круподерова А.В. Департаментом дан ответ, согласно которому доводы обращения об отсутствии у государственного инспектора Мезенова Д.В. правовых оснований для осуществления федерального государственного охотничьего надзора 09 ноября 2019 года на территории охотничьего хозяйства «Радиан», нарушении им требований ст. 27.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 10 марта 2011 года № 166-УГ не нашли своего подтверждения, оснований для привлечения Мезенова Д.В. к какой-либо ответственности Департаментом не установлено.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ).

Статьей 5 названного Федерального закона определены права гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 3); обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. По результатам рассмотрения сообщения заявителю дается письменный ответ (статьи 10, 12 Федерального закона № 59-ФЗ).

В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Обращение в том числе административных истцов рассмотрено Департаментом в установленные сроки, уполномоченным лицом. Ответ на обращение дан по доводам, в нем изложенным, в полном объеме. Несогласие административных истцов с результатами рассмотрения обращения само по себе не указывает на незаконные действия административного ответчика.

Привлечение к дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего Свердловской области, коим является Мезенов Д.В., в силу ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июня 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации является право представителя нанимателя, обязанности привлечь служащего к дисциплинарной ответственности законодательно не установлено.

В соответствии со ст. 6 Кодекса служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 10 марта 2011 года № 166-УГ, нарушение гражданским служащим норм настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению, а в случаях нарушения им законодательства Российской Федерации и Свердловской области гражданский служащий несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Нарушений законодательства Российской Федерации и Свердловской области в действиях Мезенова Д.В. не установлено.

Таким образом, требования административных истцов являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования Парамонова Александра Владимировича, Писарева Виктора Михайловича, Афтаева Сергея Николаевича к государственному инспектору Департамента по охране, контролю, и регулированию использования животного мира Свердловской области Мезенову Дмитрию Викторовичу, Департаменту по охране, контролю, и регулированию использования животного мира Свердловской области о признании незаконными действий государственного инспектора и решения Департамента по охране, контролю, и регулированию использования животного мира Свердловской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Войт