Дело № 2а-1268/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Чита 05 октября 2018 года
Ингодинский районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Шишкаревой С.А.,
при секретаре Петровой В.А.,
с участием представителя административного истца – помощника Читинского межрайонного природоохранного прокурора Афанасьева А.В.,
представителей административного ответчика – Циттель Э.А., Тарасова В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора к АО «Производственное управление водоснабжения и водоотведения г.Чита» о признании действий (бездействия) незаконными и понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
16.04.2018 прокурор обратился в Центральный районный суд г.Читы с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) АО «Производственное управление водоснабжения и водоотведения г.Чита» в части сброса в водный объект р.Чита загрязняющих веществ – нефтепродуктов, хлоридов, сульфатов, меди, цинка, железа, нитратов, нитритов в концентрациях, превышающих разрешенные; обязать АО «Производственное управление водоснабжения и водоотведения г.Чита» осуществлять сброс сточных вод с очистных сооружений г.Читы в водный объект р.Чита с концентрацией загрязняющих веществ, не превышающей концентрации данных веществ, установленной действующими разрешительными документами – разрешением на сброс загрязняющих веществ в р.Чита по выпуску №1 с очистных сооружений гЧиты и решением о предоставлении водного объекта р.Чита в пользование для сброса сточной воды с очистных сооружений г.Читы.
В обоснование своих требований прокурор указал, что по результатам проверки, проведенной Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой на предмет исполнения АО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения город Чита" (далее - АО "Водоканал-Чита") водного законодательства установлено, что в нарушение требований п.п.2 ч.2 ст.11, п.п.2 и 3 ч.3 ст.22, ч.ч.1, 2, 4 ст.35, ч.1 ст.44, ч.4 ст.56 Водного кодекса РФ, ч.1 ст.19, ч.2 ст.39 ФЗ №7 "Об охране окружающей среды" в период с 01.04.2017 по 12.12.2017, а также 12.01.2018 АО "Водоканал-Чита" осуществляло сброс сточной воды, содержащей перечисленные загрязняющие вещества концентрацией, превышающей установленные решением от 31.12.2013, выданным Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края, и разрешением от 30.01.2017, выданным Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю.
Определением Центрального районного суда г.Читы от 13.06.2018 дело передано на рассмотрение по подсудности в Ингодинский районный суд г.Читы.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Министерство природных ресурсов Забайкальского края, филиал "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО"-г.Иркутск, а также Читинский отдел лабораторного анализа и технических измерений филиала "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО"-г.Иркутск.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю (Росприроднадзор), Министерство природных ресурсов Забайкальского края, филиал "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО"-г.Иркутск своих представителей не направили при надлежащем извещении. Дело рассмотрено в отсутствие данных лиц, участвующих в деле, явка которых не признана обязательной.
В судебном заседании прокурор - помощник Читинского межрайонного природоохранного прокурора Афанасьев А.В. административный иск поддержал по доводам, изложенным в административном иске и отзыве на возражения административного ответчика.
Представители административного ответчика Циттель Э.А., Тарасов В.Ф. административный иск не признали по доводам письменных возражений и дополнений к ним, полагая, что дело не подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ, т.к. АО "Водоканал-Чита" не наделено публичными полномочиями; АО "Водоканал-Чита" не допускало превышения разрешенных и утвержденных нормативов допустимого воздействия на водные объекты при сбросе загрязняющих веществ, представленные результаты оценки недостоверные, т.к. при оценке результатов проб сточных вод и воды реки Чита не учтена погрешность измерительных приборов; концентрация хлорид-ионов в интервале от 62,2 мг/л до 145 мг/л как до очистки, так и после очистки в очищенных сточных водах не оказывает отрицательного воздействия на водный объект, на КОС г.Читы не происходит вторичного загрязнения сточной воды и неэффективной очистки; на постоянной основе АО "Водоканал-Чита" не сбрасывает загрязняющие вещества, т.к. регулярно ведется контроль за степенью очистки; на качество водного объекта также влияют стоки городского ливневого коллектора; на 2019-2022 запланировано работы по реконструкции КОС, что снизит концентрацию вредных веществ.
Начальник Читинского отдела лабораторного анализа и технических измерений филиала "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО"-г.Иркутск Басаргин А.П. (кандидат технических наук, пройдено повышение квалификации "система менеджмента испытательной лаборатории ГОСТ ИСО/МЭК 17025, 17011, ГОСТ Р ИСО 9001) по существу дела пояснил, что при проведении испытаний и составлении протокола отбора проб, представленных в данном деле, применялись соответствующие аккредитованные методики, определяемые показатели (нефтепродукты, хлорид-ионы, медь, цинк, аммоний-ион, нитрат-ион, нитрит-ион) в таблицах протоколов приведены с учетом погрешности, на отраженные в таблицах результаты установленная погрешность дополнительному применению не подлежит, т.к. это будет означать двойное применение погрешности и некорректность результатов.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю - ведущий специалист - эксперт отдела надзора, в том числе, за водными ресурсами, Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю <данные изъяты>, имеющая высшее образование по специальности "комплексное использование и охрана водных ресурсов", по существу дела пояснила, что Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю по тем же фактам проводилась проверка, по итогам которой с учетом представленных по данному делу протоколов испытаний Читинского отдела ЦЛАТИ в отношении АО "Водоканал-Чита" и информации АО "Водоканал-Чита" в рамках производственного контроля, в мае 2018 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, которое в настоящее время обжалуется, в законную силу не вступило. <данные изъяты> указала, что согласно указанным протоколам испытаний установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Заместитель начальника испытательной лаборатории АО "Водоканал-Чита" <данные изъяты> (высшее образование по специальности "учитель биологии и химии"), допрошенная по ходатайству административного ответчика, пояснила, что аккредитованная лаборатория проводит измерения на основании аккредитованных методик согласно разработанным рекомендациям. В таблицах указываются результаты измерения и погрешности, которые следует применить к данным результатам.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, решение или действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушении прав и законных интересов граждан.
В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим
Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им
административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод
и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций,
возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том
числе административные дела об оспаривании решений, действий
(бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов,
органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных
лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно абзацам 4 и 5 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 27.09.2016 года N 36 «О некоторых вопросах
применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» к
административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся
дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве,
автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках
которых один из участников правоотношений реализует административные и
иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и
подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В данном случае прокурором реализованы административные полномочия по исполнению АО «Водоканал-Чита» природоохранного законодательства, которые с учетом характера правоотношений сторон и предмета судебного разбирательства подлежат рассмотрению лишь в рамках КАС РФ, в связи с чем суд отклоняет соответствующие доводы административного ответчика как несостоятельные.
Что касается существа дела, судом установлено следующее.
АО "Водоканал-Чита" является предприятием водопроводно-канализационного хозяйства, собственником очистных сооружений, осуществляет водоотведение от предприятий и благоустроенных жилых объектов г.Читы и сброс сточных вод в реку Чита с использованием централизованной канализационной системы.
Согласно ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных и дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ).
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности (ч.1 ст.23 ФЗ №7 "Об охране окружающей среды"), в том числе для объектов централизованных систем водоотведения (ч.1 ст.26 ФЗ №416 "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно ч.3 ст.23 ФЗ "Об охране окружающей среды" при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п.13 административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 №2, разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливается перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством РФ условий отдельно по каждому виду сточных и (или) дренажных вод в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС), в пределах лимитов на сбросы.
В соответствии с ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (ч.2 ст.39 ФЗ №7 "Об охране окружающей среды".
Как установлено из дела, решением Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 31.12.2013 АО "Водоканал-Чита" предоставлен в пользование водный объект - река Чита для сброса сточной воды с очистных сооружений на срок до 21.11.2018.
В дальнейшем тем же министерством выдано решение от 24.08.2017 на пользование рекой Чита для сброса сточных, в том числе, дренажных вод на срок до 31.07.2022.
Этим же решением установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах, которое не должно превышать помимо прочего следующих значений: 300 г/м3 хлориды, 100 - сульфаты, 0,002 - медь, 0,01 - цинк, 0,1 - железо, азот нитратный - 9, азот нитритный - 0,02.
АО "Водоканал-Чита" разработан проект нормативов допустимых сбросов (НДС), который учтен при выдаче разрешения Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 30.01.2017 сроком действия с 30.01.2017 по 29.01.2018, которым установлен сброс загрязняющих веществ в водный объект в пределах данного НДС и лимита по следующим веществам: аммоний-иону (по азоту), БПК-полн., взвешенным веществам, нитрит-аниону, фосфору фосфатов.
Согласно разрешению допустимая концентрация загрязняющих веществ составляет: 71,2 г/м3 хлориды, 100 - сульфаты, 0,001 - медь, 0,01 - цинк, 0,1 - железо, 40 нитрат-ион, 0,08 нитрит - ион.
В ходе прокурорской проверки 12.01.2018 осмотрены очистные сооружения административного ответчика и установлено, что сточные воды с централизованной системы водоотведения г.Читы подвергаются биологической очистке, после чего сбрасываются в реку Чита в районе <адрес>.
Специалистами Читинского отдела лабораторного анализа и технических измерений филиала "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО"-г.Иркутск отобраны пробы природной воды реки Чита и сбрасываемых сточных вод на выпуске (протоколы отбора проб л.д.33-34, 36-37).
По итогам испытаний проб установлено, что концентрация сбрасываемых загрязняющих веществ (хлорид-ион, медь, цинк) превышают максимально допустимые концентрации, установленные вышеуказанными решением и разрешением.
Данные обстоятельства подтверждается протоколами испытаний № ЧЗВс от 16.01.2018, №Ч4Вс от 16.01.2018, согласно которым показатель меди составил 0,002, хлорид-иона - 81 в пробе ШВ1, 79 в пробе ШВ3, 77 в пробе ШВ4.
Также проведено сравнение результатов испытаний проб сточной воды, поступающей на очистные сооружения и сбрасываемой в реку Чита.
Согласно протоколам №Ч3Вс от 16.01.2018, №Ч4Вс от 16.01.2018 установлено, что очистка сточной воды от загрязняющих веществ хлорид-ион и нитрит-ион не осуществляется, их концентрация после очистки увеличилась с 72 до 79 мг/дм3 и с <0,02 до 0,76 соответственно, что свидетельствует о неэффективной очистке и вторичном загрязнении сточной воды (л.д.35-36).
Аналогичный вывод следует из справки старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю <данные изъяты> (л.д.32-33).
Также при проведении проверки согласно представленным АО "Водоканал-Чита" результатам испытаний проб сбрасываемой сточной воды, проводимых лабораторий общества в рамках производственного контроля, выявлено, что за период с апреля по декабрь 2017г. административный ответчик периодически допускал сброс в реку Чита загрязняющих веществ - аммоний-иона, хлоридов, нефтепродуктов, нитрит-иона, нитрат-иона, железа, меди, цинка, сульфатов в концентрации, превышающей максимально допустимые для сброса в реку Чита, установленные разрешением и решением.
Данное обстоятельство подтверждается сведениями о результатах испытаний проб за указанный период (л.д. 22-30), справкой старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю <данные изъяты> (л.д.32-33).
Таким образом, из совокупности вышеуказанных обстоятельств и проанализированных доказательств следует, что в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды АО "Водоканал-Чита" в рассматриваемые периоды времени допускало сброс сточной воды, содержащей загрязняющие вещества концентрацией, превышающей установленные решением и разрешением нормативы.
Оснований не доверять протоколам испытаний, составленным читинским отделом лабораторного анализа и технических измерений филиала "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО"-г.Иркутск, у суда не имеется, данная организация аккредитована в качестве испытательной лаборатории, соответствует требованиям ГОСТ ИСО-МЭК 17025-2009, имеет соответствующий аттестат аккредитации от 15.05.2017 №RA.RU.512318.
С учетом показаний в суде специалистов - начальника Читинского отдела лабораторного анализа и технических измерений филиала "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО"-г.Иркутск Басаргина А.П. и государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю <данные изъяты>, имеющей высшее образование и специальные познания в рассматриваемой сфере, пояснивших, что результаты исследований в данных протоколах отражены на основании примененной аккредитованной методики с учетом указанных в данных протоколах погрешностей, суд считает несостоятельными доводы административного ответчика о необходимости применения к отраженным результатам определенной погрешности.
В данном случае административный ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм.
Довод общества о том, что концентрация загрязняющих веществ в забираемой воде изначально превышала допустимые показатели, в рассматриваемом случае не могут быть приняты во внимание.
При разработке нормативов допустимого сброса (НДС) значения концентраций загрязняющих веществ в водном объекте учитывались, НДС разрабатывались с учетом установленных правил и норм и согласовывалось с необходимыми организациями с учетом всех показателей, влияющих на благоприятное состояние окружающей среды.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сбросы загрязняющих веществ должны были осуществляться обществом в пределах установленных разрешением нормативов, однако указанные нормативы обществом в рассматриваемые периоды не соблюдены.
При этом, общество, являясь водопользователем, имеющим сбросы сточных вод, и имея обязанность на основании Приказа Минприроды РФ от 08.07.2009 N 205 (примечания к форме 2.2) вести учет количества ингредиентов, поступающих в водные объекты в составе сточных вод на каждом выпуске, при установлении фактов превышения концентрации загрязняющих веществ как в сточных водах, так и в забираемой воде, своевременно не обратилось за выдачей разрешения на сброс загрязняющих веществ в другом объеме их концентрации.
Таким образом, приведенные административным ответчиком доводы не могут являться основанием для отказа в иске.
Из дела установлено, что предпринимаемые административным ответчиком мероприятия по снижению сбросов загрязняющих веществ (ремонт 1 очереди очистных, реконструкция системы аэротации в секции №6 первой очереди) не в достаточной степени эффективны.
Согласно письменным объяснениям представителя АО "Водоканал - Чита" Новиковой Е.Н. от 22.02.2018 мероприятия по снижению сбросов загрязняющих веществ (нефтепродуктов, хлоридов, сульфатов, меди, цинка, железа, нитратов), чья концентрация в сбросах с очистных сооружений постоянно в 2017 превышала нормативы, в планах по снижению загрязнения не предусмотрены, установка нового оборудования или замена старого для очистки не предусмотрена (л.д.19-20).
Таким образом, действия административного ответчика по сбросу перечисленных выше загрязняющих веществ в реку Чита в превышающих допустимые пределах оказывают негативное влияние на данный водный объект и окружающую среду, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, а потому не могут быть признаны законными, в связи с чем требования административного истца о признании данных действий незаконными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку достаточные меры к снижению уровня загрязняющих веществ административным ответчиком не предпринимаются, о чем свидетельствует наличие превышающей концентрации данных веществ, суд приходит к выводу об обязании административного ответчика осуществлять сброс сточных вод с очистных сооружений г.Читы в водный объект р.Чита с концентрацией загрязняющих веществ, не превышающей концентрации, установленной действующими разрешительными документами.
В этой связи административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 226-227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконными действия (бездействие) Акционерного общества «Производственное управление водоснабжения и водоотведения г.Чита» в части сброса в водный объект р.Чита загрязняющих веществ – нефтепродуктов, хлоридов, сульфатов, меди, цинка, железа, нитратов, нитритов в концентрациях, превышающих разрешенные.
Обязать Акционерное общество «Производственное управление водоснабжения и водоотведения г.Чита» осуществлять сброс сточных вод с очистных сооружений г.Читы в водный объект р.Чита с концентрацией загрязняющих веществ, не превышающей концентрации данных веществ, установленной действующими разрешительными документами – разрешением на сброс загрязняющих веществ в р.Чита по выпуску №1 с очистных сооружений гЧиты и решением о предоставлении водного объекта р.Чита в пользование для сброса сточной воды с очистных сооружений г.Читы.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Шишкарева
Решение суда в окончательной форме принято 16.10.2018