Дело 2а-1268/2019
45RS0008-01-2019-001585-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Прокопьевой Л.В.,
рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области 23 октября 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Кетовского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Кетовского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании действий незаконными, возложении обязанности. В обоснование иска указывает, что 05.09.2019 ФИО1 обратился в администрацию Кетовского сельского совета Кетовского района Курганской области (далее по тексту – Администрация Кетовского сельсовета) с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, оформленным по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 №266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» в порядке статьи 26 ЖК РФ. До момента подачи заявления истец подробно ознакомился с требованиями статьи 26, 27 ЖК РФ, административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме», утвержденным Постановлением Администрации Кетовского сельсовета от 25 июня 2019 года № 06/85 (далее по тексту – Административный регламент), градостроительными нормами и правилами, регулирующими порядок планируемого им переустройства, и подготовил пакет документов, необходимый для принятия решения органом местного самоуправления по вопросу согласования планируемых строительно-монтажных работ. К заявлению согласно Административного регламента предоставил ответчику следующие документы: проект перемонтажа газопровода, изготовленный в августе 2019 года ООО «Спецпроект» и согласованный с ООО «Газпром Межрегионгаз Курган», на трех листах – оригинал; договор купли-продажи квартиры от 09.06.2006 года зарегистрированного УФРС по Курганской области 27 июня 2006 года № регистрации № – оригинал; свидетельство о смерти собственницы квартиры – оригинал; свидетельство о рождении – оригинал; справка нотариуса о принятии наследства – оригинал; свидетельство о регистрации по месту пребывания – оригинал; постановление об установлении опеки над недееспособной - оригинал. Однако, главным специалистом Администрации Кетовского сельсовета - ФИО2, истцу в приеме документов было отказано, специалист полагал, переустройства не соответствует требованиям Градостроительного Кодекса РФ. О нарушении права ФИО1 сразу же обратился с устной претензией к врио Главы Администрации Кетовского сельсовета - ФИО3, который в присутствии ФИО2 и юриста, подтвердил правомерность действий своего подчиненного сотрудника. При этом заявление истца в установленном порядке зарегистрировано не было, какого-либо письменного и нормативного обоснованного отказа в предоставлении муниципальной услуги ФИО1 выдано не было. Проведение планируемых истцом работ относится к категории благоустройства жилого помещения, при котором изменяются не площадь жилого помещения, а качественная характеристика жилого помещения, сведения о которых подлежат внесению в технический паспорт жилого помещения с последующим внесением изменений в государственный реестр объектов недвижимости. В силу статей 26,27 Жилищного кодекса РФ на такое переустройство требуется согласие местного органа исполнительной власти. Полагает, что Администрация Кетовского сельсовета намеренно уклоняется от предоставления соответствующей муниципальной услуги, в связи с чем, просит признать действия Администрации Кетовского сельсовета незаконными, обязать ответчика принять и рассмотреть заявление ФИО1; взыскать с Администрации Кетовского сельсовета расходы по оплате госпошлины.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на доводах, изложенных в административном исковом заявлении, также пояснил, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме» не прошел правовую антикоррупционную экспертизу, в связи с чем, не имеет законной силу и не может применяться, в связи с чем, полагал незаконным отказ в предоставлении услуги. Кроме того, отказ был мотивирован не соответствием проектной документации Градостроительному кодексу Российской Федерации. Полагает, что его заявление с приложенными документами должно было быть принято, а затем должен был подготовлен мотивированный ответ.
Представитель административного ответчика Администрации Кетовского сельсовета, действующая на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании с административным иском не согласилась, поддержала доводы отзыва и дополнительного отзыва, согласно которым для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий согласование, либо через многофункциональный центр с документами, указанными в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст.13, ст.15 Федерального закона N 210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту Федеральный закон N 210) разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией. На основании и во исполнении вышеуказанных норм федерального законодательства Администрацией Кетовского сельсовета изданы: Постановление № 94 от 05.03.2010 № 94 «О внесении дополнений в Регламент Администрации Кетовского сельсовета», в соответствии с которым «проекты наиболее важных и сложных нормативно-паровых актов направлять на экспертизу в Кетовскую районную прокуратуру за 10 дней до приятия нормативно-правового акта с целью недопущения принятых незаконных правовых актов; Постановление Администрации Кетовского сельсовета №03/29 от 02.03.2018 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрацией Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области; Постановление Администрации Кетовского сельсовета № 06/85 от 25.06.2019 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме». Постановление прошло правовую экспертизу в прокуратуре Кетовского района с отметкой «без замечаний», таким образом, следует, что Административный регламент соответствует требованиям ст. 14 Федерального закона N 210. Подраздел VIII Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: несоответствие представленных заявителем документов требованиям, предусмотренным подразделом VI раздела II настоящего Административного регламента; наличие в документах подчисток или приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений; представление заявителем документов, исполненных карандашом или имеющих серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать содержание документа. Подраздел VI раздел II Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами, для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме. 05.09.2019 ФИО1 обратился в Администрацию Кетовского сельсовета с заявлением, оформленным по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» с приложением документов. К заявлению, в том числе была, приложена рабочая документация «Перемонтаж газопровода <адрес> жилого <адрес> с установкой котла». В связи с тем, что представленная рабочая документация не соответствует требованиям, предусмотренным подразделом VI раздела II Административного регламента, т.е. не является проектной документацией, подготовленной в соответствии с требованиями ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ, вышеуказанным Постановлением Правительства, ФИО1 было отказано в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. Полагала, что отказ ФИО1 в приеме документов соответствует нормам действующего законодательства, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований. Также указано, что при принятии Постановления Администрации Кетовского сельсовета от 25.06.2019 № 06/85 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме» требования действующего законодательства не нарушены.
Представитель заинтересованного лица - Прокуратуры Кетовского района Курганской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что 05.09.2019 ФИО1 обратился в Администрацию Кетовского сельсовета с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, предоставил следующие документы: проект перемонтажа газопровода, изготовленный в августе 2019 года ООО «Спецпроект» и согласованный с ООО «Газпром Межрегионгаз Курган», на трех листах – оригинал; договор купли-продажи квартиры от 09.06.2006 года зарегистрированного УФРС по Курганской области 27 июня 2006 года № регистрации № – оригинал; свидетельство о смерти собственницы квартиры – оригинал; свидетельство о рождении – оригинал; справка нотариуса о принятии наследства – оригинал; свидетельство о регистрации по месту пребывания – оригинал; постановление об установлении опеки над недееспособной - оригинал.
Главным специалистом Администрации Кетовского сельсовета заявление и приложенные документы у ФИО1 не были приняты. Истцом был получен устный отказ в приеме заявления, в связи с тем, что проект выполненный организацией ООО «Спецпроект» не соответствует нормам действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).
Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1); при этом установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3).
В силу части 1 статьи 9 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Частью 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия; действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.
Пункт 4 ст. 2 Федерального закона N 210 определяет административный регламент в качестве нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу пункта 2 части 2 статьи 12 и пункта 6 статьи 14 приведенного Федерального закона, структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, который предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Администрацией Кетовского сельского совета вынесено Постановление от 25.06.2019 №06/85, которым утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме».
На сегодняшний день Административный регламент не оспорен, не отменен и не изменен, является действующим, доказательств обратного не представлено.
Подраздел VII раздела II Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно: несоответствие представленных заявителем документов требованиям, предусмотренным подразделом VI раздела II настоящего Административного регламента; наличие в документах подчисток или приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений; представление заявителем документов, исполненных карандашом или имеющих серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать содержание документа.
Подраздел VII раздела II Административного регламента, содержит исчерпывающий перечень документов необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры;
4) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на помещение в многоквартирном доме.
Документы, представляемые заявителем в целях предоставления муниципальных услуг: должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для предоставления муниципальной услуги; тексты документов должны быть написаны разборчиво, фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса должны быть написаны полностью; документы не должны иметь подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные в них, исправления, не должны быть исполнены карандашом, а также не должны иметь серьезных повреждений, которые позволяли бы неоднозначно истолковать их содержание (часть 2 указанного подраздела);
В силу части 3 указанного подраздела Администрация не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении Администрации, подведомственных Администрации организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в Администрацию по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуги и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления такой услуги, включенной в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
4) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги;
б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица Администрации муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью Главы Кетовского сельсовета, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.
В силу подраздела XII раздела II Административного регламента регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги осуществляется в день поступления заявления в Администрацию.
При рассмотрении дела установлено, и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 был дан устный отказ в приеме представленных им документов по причине несоответствия проекта ООО «Спецпроект» действующим нормам, а именно своду правил СП 402.1325800.2018 «Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления», утвержденному Приказом Минстроя России от 05.12.2018 №789 пр. Заявление ФИО1 не регистрировалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, несмотря на то, что положениями действующего административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме», утвержденного Постановлением Администрации Кетовского сельсовета от 25 июня 2019 года № 06/85, не предусмотрена четкая форма отказа в принятии документов, суд приходит к выводу, что в силу положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» такое обращение должно быть зарегистрировано, а в случае отказа принятия документов – указаны основания такого отказа. Таким образом, действия Администрации Кетовского сельсовета выраженные в устном отказе в принятии у ФИО1 заявления о переустройстве жилого помещения суд признает незаконными.
Решение вопроса о признании незаконным действий (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в принятии предоставленного административным истцом заявления о переустройстве и (или перепланировке) жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, и рассмотреть указанное обращение в соответствии с действующим законодательством.
В отношении требований ФИО1 о возложении обязанности принять по заявлению решение, соответствующее требованиям жилищного законодательства, суд приходит к следующему.
Из норм действующего законодательства следует, что для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование. При этом, при принятии заявления орган осуществляющий согласование вправе рассмотреть вопрос о достаточности представленных документов, о их соответствии действующим регламентам и требованиям закона, после чего вправе разрешить вопрос о выдаче согласования или отказе в выдаче согласования.
С учетом того, что действия административного ответчика признаны судом неправомерными, а суд не вправе подменять собой орган, на который в силу закона, возложена обязанность решения данного вопроса, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении обязанности принять по заявлению решение, соответствующее требованиям жилищного законодательства. Вместе с тем, полагает возможным возложить обязанность по рассмотрению указанного обращения в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО1 подлежит удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании действий незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области по отказу в принятии 05.09.2019 у ФИО1 заявления о переустройстве жилого помещения.
Обязать Администрацию Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области принять заявление ФИО1 о переустройстве и (или перепланировке) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> рассмотреть указанное обращение в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья: Ю.А. Димова