РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2018 г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Хрусталевой Т.Б., при секретаре Крыгиной Н.В., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, заинтересованного лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело ***а-1268/2018 по административному иску ФИО4 к администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с административным иском к администрации г. Иркутска о признании незаконным и отмене отказа администрации г. Иркутска в предоставлении муниципальной услуги от ******, об обязании принять решение о передаче жилого помещения в порядке приватизации в единоличную собственность ФИО4 на основании заявления *** от *** и предоставленных документов.
В обосновании заявленных административных исковых требования указано, что *** ФИО4 обратилась в администрацию г. Иркутска с заявлением о передаче в единоличную собственность занимаемого на условиях социального найма жилого помещения по адресу: г. Иркутск, ***. Письмом от ****** административный ответчик отказал в предоставлении муниципальной услуги, указав, что согласно поквартирной карточке Ф-10, выданной регистрационным отделом г. Иркутска ООО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», право пользование жилым помещением по адресу: г. Иркутск, *** имеет несовершеннолетняя К., *** г.р. То обстоятельство, что несовершеннолетняя К. снята с регистрационного учета, не подтверждает утрату ею права пользования приватизируемым жилым помещением. В связи с тем, что ФИО4 не представлены документы, подтверждающие утрату несовершеннолетней К. права пользования жилым помещением, в предоставлении услуги по передаче в собственность жилого помещения административному истцу отказано. ФИО4 полагает, что отказ администрации г. Иркутска в предоставлении муниципальной услуги незаконным, так как данным отказом созданы препятствия к осуществлению права и законного интереса административного истца на приобретение в единоличную собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения. Данный отказ не содержит обязательную ссылку на основание отказа в приеме документов. В отказе в предоставлении муниципальной услуги указано, что ФИО4 не представлены документы, подтверждающие утрату несовершеннолетней К. права пользования жилым помещением. Из чего модно сделать выводы, что административным ответчиком с нарушением административного регламента был вынесен отказ в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, указав, что у администрации г. Иркутска оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги не имелось, кроме того К. право пользования спорным жилым помещением не имела и не имеет, проживает с родителями по иному адресу.
Представитель административного ответчика ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения требований заявления возражала, пояснив суду, что ФИО4 не указаны права и законные интересы, которые нарушены оспариваемыми действиями администрации г.Иркутска, не приведены соответствующие доказательства. Снятие с регистрационного учета несовершеннолетней К. не подтверждает утрату ею прав на приватизируемое жилое помещение. Документов, подтверждающих утрату право пользования спорным жилым в администрацию г. Иркутска наряду с пакетом документов для приватизации ФИО4 не было предоставлено. Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, а также не проживающие в данном жилом помещении и не утратившие право пользования им, имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение. Администрация г. Иркутска не обладает полномочиями по определению или вынесению решений об утрате права пользования несовершеннолетних детей, кроме того заключение договора передачи жилого помещения в единоличную собственность ФИО4 может повлечь нарушение прав несовершеннолетней К., что в дальнейшем при достижении К. совершеннолетнего возраста может привести к признанию вышеуказанного договора недействительным. Таким образом, отказ администрации г. Иркутска в предоставлении муниципальной услуги от ****** является законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо ФИО6 в судебном заседании с административными исковыми требованиями согласилась, пояснив суду, что приходится матерью несовершеннолетней К. Ее дочь никогда не проживала в спорном жилом помещении, лишь была там зарегистрирована определенный период. В настоящее время К. проживает в квартире по адресу: г. Иркутск, *** совместно с ФИО6 Правопритязаний на данную квартиру со стороны ФИО6, несовершеннолетней дочери К. нет. ФИО6 дала нотариальное согласие на приватизацию квартиры.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что жилое помещение – квартира по адресу: г. Иркутск, *** находится в собственности муниципального образования «г. Иркутск» (подтверждается картой реестра).
*** ФИО4 обратилась в Департамент правовой работы аппарата администрации г. Иркутска с заявлением о передаче в единоличную собственность занимаемого ею на условиях социального найма жилого помещения по адресу: г. Иркутск, ***.
Администрацией г. Иркутска отказано ФИО4 в предоставлении муниципальной услуги, что подтверждается отказом от ******.
В обоснование данного отказа административным ответчиком со ссылкой на абз. 2 ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано на не предоставление ФИО4 документов, подтверждающих утрату несовершеннолетней К., *** г.р., права пользования жилым помещением по адресу: г. Иркутск, ***.
Согласно поквартирной карточке Ф-10, выданной регистрационным отделом г. Иркутска, ООО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», право пользования жилым помещением по адресу: г. Иркутск, ***, имеет несовершеннолетняя К., *** г.р. То обстоятельство, что несовершеннолетняя К. снята с регистрационного учета, не подтверждает утрату ею права пользования приватизируемым жилым помещением.
Суд не может согласиться с изложенным, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет..
Статьей 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 названного Закона РФ передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решений о передаче в собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации», утвержденного Постановлением администрации г. Иркутска от 30.05.2012 N 031-06-1078/12, органом, предоставляющим муниципальную услуг является администрация г. Иркутска, в лице структурного подразделения администрации г.Иркутска - отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска (п. 4.1).
Следовательно, администрация г. Иркутска уполномочена на принятие оспариваемого решения.
Проверяя соблюдение ФИО4 сроков обращения в суд с предъявленными требованиями, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Установлено, что оспариваемый отказ администрации г. Иркутска принят ***, административный истец обратился в суд ***, что подтверждается входящим штампом ***.
Следовательно, установленный законом срок обращения в суд с предъявленными требованиями ФИО4 соблюден.
Согласно п. 3.1. раздел 2 «Стандарт предоставления муниципальной услуги» указанного административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги являются:
- заключение сторонами договора передачи жилого помещения в собственность граждан;
- направление (выдача) заявителю отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги регламентированы пунктом 8.1 главы 8 раздела 2 «Стандарт предоставления муниципальной услуги», к ним относятся:
- из представленных документов, ответов на межведомственные запросы следует, что заявитель не может быть отнесен к категории граждан, установленной пунктом 3.1 главы 3 раздела I настоящего административного регламента;
- жилое помещение не относится к муниципальному жилищному фонду города Иркутска;
- жилое помещение не подлежит приватизации в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
- если заявитель использовал свое право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, за исключением случая, когда это право было использовано заявителем до наступления совершеннолетия;
- из представленных документов следует, что в жилом помещении проведены переустройство и (или) перепланировка без соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 6.2. главы 6 раздела 2 «Стандарт предоставления муниципальной услуги» указанного административного регламента с заявлением о предоставлении муниципальной услуги заявителем (представителем заявителя) представляются следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей);
- документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (нотариально удостоверенная доверенность, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, свидетельство о рождении, решение суда об усыновлении, свидетельство об усыновлении, свидетельство об установлении отцовства), - в случае, если от имени заявителя действует его представитель;
- справка о составе семьи Ф-9, Ф-10;
- правоустанавливающий документ на жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
- справка органа (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, о потребительских качествах и общей площади жилого помещения (в случае несоответствия сведений о площади жилого помещения, указанных в данной справке, сведениям, указанным в правоустанавливающем документе на жилое помещение, она должна содержать информацию органа (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о возможных причинах такого несоответствия);
- справка органа (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о соответствии адресов объектов недвижимости (в случае изменения адреса жилого помещения).
- справка муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации города Иркутска" об отсутствии частного домовладения (приватизированного жилья) в собственности;
- распоряжение органов опеки и попечительства - в случаях, когда передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется с разрешения (согласия) органов опеки и попечительства или по их инициативе;
- свидетельство о смерти - в случае смерти члена семьи, проживавшего в жилом помещении.
- документ, подтверждающий смену фамилии, имени или отчества (свидетельство (справка) о заключении брака, свидетельство (справка) о расторжении брака, свидетельство о перемени имени, свидетельство об установлении отцовства) - в случае, если заявителем и (или) одним из членов семьи таковые изменялись;
- согласия в письменной форме всех имеющих право на приватизацию жилого помещения совершеннолетних членов семьи заявителя, в том числе временно отсутствующих членов семьи, на заключение с ними договора передачи жилого помещения в собственность граждан либо отказ данных граждан от заключения с ними договора передачи жилого помещения в собственность граждан в форме заявления, удостоверенного в нотариальном порядке.
Судом установлено, что ФИО4 к заявлению о предоставлении муниципальной услуги прилагались:
- ордер *** серии АБ от ***,
- свидетельство о смерти В.,
- свидетельство о рождении А. серии III-CT ***,
- свидетельство о заключении брака А. с Ю., серии I-СТ ***,
- свидетельство о браке З.,
- нотариально удостоверенное согласие З. об отказе от участия в приватизации серии ***7,
- решение Ленинского районного суда г. Иркутска от *** об установлении факта принадлежности ордера *** серии АБ ФИО3,
- нотариально удостоверенное согласие ФИО3 об отказе от участия в приватизации серии ***5,
- поквартирная карточка (форма 10),
- справка о составе семьи (Форма 9),
- необходимые справки, выданные МУП «БТИ г. Иркутска, в т.ч. справки о неучастии в приватизации, о наличии общей площади и потребительских качествах квартиры, о несоответствии площадей, о том, что перепланировка в квартире не производилась.
Как следует из ордера *** серии АБ от *** право на занятие жилого помещения по адресу: г. Иркутск, *** было предоставлено В.. В качестве членов семьи нанимателя в ордер были включены: З. - жена, А. (после смены фамилии ФИО4) - дочь, и ФИО3 дочь З. (решение Ленинского районного суда г. Иркутска от ***).
Согласно справке о составе семьи (Форма 9) на момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении в единоличную собственность жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, в квартире проживают и состоят на регистрационном учете:
- З. (жена нанимателя) - дата регистрации ***;
- ФИО4 (дочь нанимателя) - дата регистрации ***.
Как следует из поквартирной карточки (форма 10) по адресу: г. Иркутск, *** числились:
- наниматель В. - дата снятия с учета ***;
- жена нанимателя З. - зарегистрирована по настоящее время;
- дочь ФИО4 - зарегистрирована по настоящее время;
- дочь ФИО3, состояла на регистрационном учете с *** по ***;
- внучка ФИО6 , *** г.р., состояла на регистрационном учете с *** по ***;
- внучка К., *** г.р., состояла на регистрационном учете с *** по ***.
В отношении лиц, включенных в ордер, и, соответственно имеющих равные права на приватизацию жилого помещения были представлены следующие документы: в отношении В. умершего *** было предоставлено свидетельство о смерти, от его жены З. - нотариально удостоверенное согласие на отказ от участия в приватизации; от дочери ФИО3 - нотариально удостоверенное согласие на отказ от участия в приватизации.
Таким образом, установлено, что административным истцом предусмотренные административным регламентом документы представлены в полном объеме.
Из вышеописанных документов следует, что истец является гражданином Российской Федерации, занимает спорное жилое помещение в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, спорная квартира к жилым помещениям, не подлежащим приватизации в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не относится, истец свое право на бесплатную приватизацию жилого помещения не использовала, в жилом помещении переустройство и (или) перепланировка не производились.
В этой связи, оснований для отказа истцу в предоставлении муниципальной услуги у администрации г. Иркутска не имелось.
Пункт 8.1 главы 8 раздела 2 «Стандарт предоставления муниципальной услуги» содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, и указанное администрацией г. Иркутска основание - не предоставление документов, подтверждающих утрату несовершеннолетней К. права пользования спорным жилым помещением, административным регламентом не предусмотрено.
Разделом 6 административного регламента предусмотрены документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, заявитель которые обязан предоставить.
К указанным документам, в том числе отнесены: согласия в письменной форме всех имеющих право на приватизацию жилого помещения совершеннолетних членов семьи заявителя, в том числе временно отсутствующих членов семьи, на заключение с ними договора передачи жилого помещения в собственность граждан либо отказ данных граждан от заключения с ними договора передачи жилого помещения в собственность граждан в форме заявления, удостоверенного в нотариальном порядке; документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (нотариально удостоверенная доверенность, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, свидетельство о рождении, решение суда об усыновлении, свидетельство об усыновлении, свидетельство об установлении отцовства), - в случае, если от имени заявителя действует его представитель
Административным истцом в адрес администрации г. Иркутска предоставлены согласия в письменной форме всех имеющих право на приватизацию жилого помещения совершеннолетних членов семьи заявителя - З. и ФИО3
В отношении несовершеннолетней К. (дочери ФИО3) надлежит отметить следующее.
В соответствии со ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Согласно ст. 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства малолетних признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В адрес администрации г. Иркутска были представлены свидетельство о рождении К., заявление ее матери ФИО3 от ***, справка паспортного стола от ***, согласно которым ФИО3 просила не включать в договор приватизации спорной квартиры ее несовершеннолетнюю дочь, в связи с проживанием в другом жилом помещении; несовершеннолетняя К. была зарегистрирована в спорной квартире в период с 2006 по 2009 г.г., с 2012г. зарегистрирована совместно с матерью по *** г. Иркутска.
В судебном заседании ФИО3 подтвердила данные обстоятельства, дополнив, что несовершеннолетняя К. никогда не проживала в спором жилом помещении.
Из изложенного следует, что ФИО3, являясь законным представителем, наделенным правами действовать в защиту прав и интересов несовершеннолетней К., выразила свою волю на приватизацию спорного жилого помещения без включения К. в число собственников квартиры.
В этой связи к доводам административного ответчика о нарушении прав несовершеннолетней К. суд относится критически. В данном случае права ребенка не нарушены, решение о не включении ее в договор приватизации принято самостоятельно законным представителем несовершеннолетней, что подтверждено в судебном заседании.
Отказ администрации г. Иркутска в предоставлении муниципальной услуги безусловно нарушает права, свободы и законные интересы административного истца на получение спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отказ администрации г. Иркутска от ****** в предоставлении муниципальной услуги ФИО4 является незаконным, в связи с чем заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.
При этом не подлежит удовлетворению требование об обязании администрации принять решение о передаче жилого помещения в единоличную собственность истца, поскольку суд не вправе принимать на себя полномочия, отнесенные законом к компетенции органа местного самоуправления, решение вопроса о принятии такого решения, о заключение соответствующего договора производится администрацией по результатам рассмотрения соответствующего заявления.
Однако, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд считает необходимым возложить на администрацию г. Иркутска обязанность по устранению допущенного нарушения путем рассмотрения заявления истца о передаче в единоличную собственность жилого помещения по адресу: г. Иркутск, ***, в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации г. Иркутска от ****** в предоставлении муниципальной услуги.
Обязать администрацию г. Иркутска устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления ФИО4 о передаче в единоличную собственность жилого помещения по адресу: г. Иркутск, ***, в соответствии с действующим законодательством.
В удовлетворении административных исковых требований об обязании администрации г. Иркутска принять решение о передаче жилого помещения в собственность истца, ФИО4 отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.
Судья Т.Б. Хрусталева
Решение в окончательной форме изготовлено ***.