Дело №2а-1268/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года пос. ж.д. ст. Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сагъдиевой Г.А.,
при секретаре Галиахметовой З.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» о признании незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан», в котором просит признать незаконным и отменить решение муниципального казенного учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером: №, общей площадью 719 кв.м., без проведения торгов в собственность.
В обоснование иска указывает, что он является собственником здания, с кадастровым номером №, площадью 10,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также арендатором земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположено вышеуказанное здание (договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, соглашение № о замене стороны по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в муниципальное казенное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 719 кв.м. в собственность.
ДД.ММ.ГГГГ ответом № ответчик отказал истцу в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, т.е. с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Считает, что отказ ответчика в предоставлении истцу земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении испрашиваемого земельного участка, на данном земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером №.
Предоставление земельных участков после ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в порядке, установленного кодексом Российской Федерации.
В силу п. п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (ст. 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (п. п. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (п. п. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на сновании п. п. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
По смыслу разъяснений, приведенных в п. 4, 5, 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительный характер права на приобретение земельного участка в аренду или в собственность означает, что никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на заключение договора аренды земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок путем заключения договора его аренды, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект такого договора, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным Федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей.
Предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
При отсутствии утвержденных нормативов местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как следует из выписки на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: с кадастровым номером №, общей площадью 719 кв. м. внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административного здания, при этом предусмотрены ограничения в использовании земельного участка общей площадью 119 кв.м.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Пункт 1 ст. 39.14 ЗК РФ регламентирует порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами (п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, по смыслу п. 1 ст. 39.20 во взаимосвязи со ст. 11.9 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Площадь такого земельного участка должна составлять не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадь, определенную в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как видно из материалов дела эксплуатация административного здания с кадастровым номером № соответствует назначению земельного участка, а также служит целям благоустройства, развития инфраструктуры и социального благополучия района.
Сам по себе факт превышения площади испрашиваемого земельного участка площади здания, расположенного на нем, не может являться единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ N № по делу №).
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Ответчиком при даче ответа на заявление о предоставлении земельного участка в собственность не представлено каких-либо доказательств несоответствия площади земельного участка той площади, которая необходима для эксплуатации здания, согласно заявленным целям и назначению здания, а поэтому доводы, изложенные в письме Муниципального казенного учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ№ не подтверждаются фактическими обстоятельствами.
В соответствии с п. 4, 5, 6 ст. 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.Таким образом земельный участок площадью 719 кв. м, является необходимым и достаточным для использования и эксплуатации нежилого здания, расположенного на данном земельном участке.
В ходе разбирательства дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
На судебное заседание административный истец ФИО1 не явился. От представителя административного истца ФИО2 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя, иск поддерживают.
Представитель ответчика МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» ФИО3 на судебное заседание не явился. От него поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика. В удовлетворении исковых требований ФИО1 просит отказать.
Представитель заинтересованного лица исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан не явился, извещён.
Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть прямо обжалованы в суд, что прямо предусмотрено частями 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного кодекса.
Статьей 39.17 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1, являющийся собственником здания, с кадастровым номером №, площадью 10,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также арендатором земельного участка с растровым номером № (договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, соглашение № о замене стороны по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ), обратился заявлением в МКУ ПИЗО Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан отказала в удовлетворении заявления ФИО1 со ссылкой на положения п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Дополнительно сообщив заявителю, что лицо, претендующее на предоставление земельного участка, должно доказать, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий ему объект недвижимого имущества, для эксплуатации которого требуется земельный участок заявленной площадью.
Суд соглашается с доводами административного истца, исходя из следующего.
Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № постановлено:
«В удовлетворении искового заявления Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан к ФИО1, ФИО4, ФИО5 о признании незаконными действий, связанных со строительством объекта капитального строительства, признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, обязании снести объект капитального строительства, отказать.
Встречное исковое заявление ФИО4 к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Признать незаконными постановления Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене и прекращении действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№, выданное ФИО4» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене и прекращении действия разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№, выданное ФИО4».
Обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан отменить постановления Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Исковое заявление ФИО4 к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» и Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействительным соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ к договору аренды земельного участка на аукционе от ДД.ММ.ГГГГ за №, заключенное между муниципальным казенным учреждением «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» и ФИО4.
Применить последствия недействительности сделки и восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись № от ДД.ММ.ГГГГ об аренде земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:949 за ФИО4».
Как следует из вышеуказанного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ «В то же время, с учетом установленных судом обстоятельств, земельный участок не может быть возвращен во владение и пользование ответчика ФИО4 как арендатора, поскольку в настоящее время собственником объекта недвижимости является ФИО1, который фактически обладает правомочиями арендатора земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:949 на основании договора аренды земельного участка на аукционе от ДД.ММ.ГГГГ за №».
Согласно соглашению № о замене стороны по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N 24-071-3590 переходят от ФИО4 к ФИО1 в том объеме и на тех условиях, которые существовали на дату подписания настоящего соглашения.
Данное соглашение в установленном законом порядке не оспорено.
При таких обстоятельствах, права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка перешли собственнику объекта недвижимости ФИО1
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
При этом приведенный в данной статье перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Вместе с тем, решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержит предусмотренного ст. 39.16 Земельного кодекса РФ основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Кроме того, сам по себе факт превышения площади испрашиваемого земельного участка площади здания, расположенного на нем, не может являться единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом приведенных выше обстоятельств, решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ нельзя признать законным и, в связи с чем, исковые требования ФИО1 в этой части следует удовлетворить.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С соблюдением указанных положений закона и с целью устранения нарушения прав административного истца судом на административного ответчика возлагается обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать решение муниципального казенного учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 719 кв.м. без проведения торгов в собственность незаконным, обязать административного ответчика рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ повторно в установленном законом порядке, в остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Судья:
Решение17.01.2022