Дело №2а- 1269 /16
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Красников Р.Е. о признании отказа Управления Архитектуры в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, незаконным, и обязании выдачи разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ :
Красников Р.Е. обратился в суд с заявлением о признании необоснованным отказа Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 735 квм, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель Красников Р.Е., действующая на основании доверенности Володина Н.А. заявленные требования поддержала, в обоснование заявленных требований пояснила, что Красников Р.Е. является собственником земельного участка площадью 735 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, категория земли-земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.. В марте 2016 г. истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. 11 апреля 2016 г. письмом истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство. Отказ мотивирован тем, что принадлежащий ему земельный участок находится в зоне подтопления и затопления.
Считает решение Управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район незаконным, нарушающим права истца, по следующим основаниям: Частью 4 ст.67.1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления. Согласно п.3 Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве». В силу п.5,18 Правил, зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах, границы отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
До настоящего времени, границы зон затопления не определены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в государственный кадастр недвижимости обременения в виде указанной зоны не внесены.
Исходя из буквального толкования ст.67.1 Водного Кодекса РФ, запрет на строительство в зоне затопления не носит безусловный характер. Строительство запрещено только при несоблюдении обязательств собственником водного объекта по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления. Исходя из изложенного, при проведении соответствующих защитных мероприятий строительство не может быть запрещено. Однако, в данном случае проведение защитных мероприятий отсутствует, поскольку из сообщения главы администрации Тенгинского сельского поселения следует, что земельный участок по <адрес>, никогда не затапливался, в том числе и при наводнении 2014 года, и расположен на значительном расстоянии от водного объекта. Кроме того, истец обратился к специалисту, согласно заключению которого земельный участок истца расположен от поймы реки на расстояние 500 м, превышением по высоте над меженным уровнем реки Шапсухо более трех метров, земельный участок дополнительной инженерной защиты не требует и пригоден для индивидуального жилищного строительства. Считает, что отказывая истцу в выдаче разрешения на строительство, ответчиком нарушаются права истца к по использованию земельного участка, находящегося у него в собственности, по целевому назначению. Просит удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель администрации МО Туапсинский район, действующая на основании доверенности Найманова С. Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В обосновании своих доводов пояснила, что в 2014 году были утверждены Правила землепользования и застройки Тенгинского сельского поселения, в соответствии с которыми были определены зоны затопления. Земельный участок по <адрес>, согласно указанных Правил попал в зону затопления. Согласно ст.67.1 Водного кодекса РФ, строительство новых объектов недвижимого имущества в зонах затопления запрещено. В связи с чем ими было выдано градплан с ограничением строительства до проведения собственником водного объекта защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления. В виду чего, отказ в выдаче разрешения на строительство на таком земельном участке, является обоснованным.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав представленные материалы, приходит к выводу, об удовлетворении заявления Красников Р.Е.., по следующим основаниям :
Так, в судебном заседании установлено, что Красников Р.Е. является собственником земельного участка площадью 735 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование -для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения земельного участка от 07.07. 2015 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13.07.2015 года. Согласно кадастрового паспорта, вид разрешенного использования земельного участка не изменялся. Постановлением администрации МО Туапсинский район №468 от 04 апреля 2016 года утвержден градостроительный план земельного участка, принадлежащего Красников Р.Е. Согласно градостроительного плана, на земельном участке возможно строительство индивидуального жилого дома после проведения мероприятий по предотвращению затопления собственником водного объекта. Вместе с тем, письмом №971/03.2 от 11 апреля 2016 года, истцу направлен отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома. Отказ мотивирован тем, что принадлежащий истцу земельный участок расположен в границах зоны затопления при наводнении в октябре 2010 года, а также в зоне затопления и подтопления в соответствии с генеральным планом Тенгинского сельского поселения Туапсинского района. В соответствии со ст.67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения собственником водного объекта специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Удовлетворяя требования заявителя суд считает, что оспариваемое решение управления архитектуры не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, по следующим основаниям:
Так, частью 4 ст.67.1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.
Согласно п.3 Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».
В силу п.5,18 Правил, зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах, границы отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
До настоящего времени, границы зон затопления не определены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка истца.
Кроме того, исходя из буквального толкования ст.67.1 Водного Кодекса РФ, запрет на строительство в зоне затопления не носит безусловный характер. Строительство запрещено только при несоблюдении обязательств собственником по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления. Исходя из изложенного, при проведении соответствующих защитных мероприятий строительство жилого дома на земельном участке истца, не может быть запрещено.
Согласно заключению специалиста №08/16 от 09.07.2016 г. в целях защиты с.Тенгинка от чрезвычайных ситуаций, вдоль территории села выполнена насыпь из галечниково-валунного грунта высотой 2.5 м, которая служит инженерной защитой от подтоплений, удаленность земельного участка по улице Новой 20а от поймы реки ( 500 м), превышением по высоте над меженным уровнем реки Шапсухо более 3 метров, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, дополнительной инженерной защиты не требует и пригоден для индивидуального жилищного строительства.
Установленные специалистом обстоятельства ответчиком не опровергнуты, в связи с чем суд считает, что доводы представителя ответчика на необходимость проведения защитных мероприятий, являются необоснованными.
В отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка какие-либо ограничения (обременения) отсутствуют. Согласно кадастровому паспорту, участок, имеет разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Такая же информация содержится в свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок.
Таким образом, установленное правоустанавливающими документами целевое назначение земельного участка позволяет осуществлять правомочия собственника в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а именно возводить индивидуальный жилой дом.
Кроме того, согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселений; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В силу п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе и с учетом сложившейся планировки территорий и существующего землепользования.
ФИО1., являясь законным правообладателем земельного участка с видом разрешенного использования- «для частного индивидуального строительства», и правообладателем жилого дома на этом земельном участке, в нарушение вышеуказанных норм лишен возможности использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.
В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом(статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, истец вправе использовать земельный участок в соответствии с его назначением и целевым использованием., так же, как он использовался на протяжении длительного времени.
Также, в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Вышеуказанные положения ст. 56 Земельного кодекса РФ совместно с положениями статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользовать и владеть своей собственностью по своему усмотрению.
В отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка какие-либо ограничения отсутствуют, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка и свидетельством о государственной регистрации права.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что для получения разрешения на строительство застройщик направляет заявление в уполномоченный орган и прикладывает документы в соответствии с перечнем. Требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, не допускается. В случае отсутствия этих документов, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, отказывают в выдаче разрешения на строительство. Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство градостроительный кодекс не предусматривает.
Каких -либо иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство ответчиком не представлено, принимая во внимание что у Управления Архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского района в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеется обязанность в выдаче разрешения на строительство, в рассматриваемой по делу ситуации с учетом фактических обстоятельств по делу, такая обязанность может быть установлена судом.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п.1,6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Согласно указанным нормам права, признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В связи с чем суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу :<адрес>, категория земель- земли населённых пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Обязать Управление Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу :<адрес>, категория земель- земли населённых пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 1 месяца через Туапсинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья : Рябцева А.И.